Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Стекольная «империя Франков»

Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5558
Стаж: 10 лет 3 месяца
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 850 раз

Сообщение

Стекольная «империя Франков»

Имена стеклопромышленников Максимилиана и Адольфа Франков сегодня совершенно забыты. А между тем они внесли существенный вклад в развитие стекольной промышленности России в начале ХХ века. Семья Франков владела огромным капиталом, что позволяло строить заводы, учреждать акционерные общества и диктовать условия на стекольном рынке значительной части страны. Художественная мастерская, принадлежащая Франкам, оставила яркий след в истории русского витражного искусства. Работы этого ателье являются замечательными памятниками русской художественной промышленности начала ХХ века. И хотя ни Максимилиан, ни Адольф Леонтьевичи Франк сами не участвовали в производственном процессе, их имена остались в истории российского витражного искусства как владельцев одной из самых крупных и успешных витражных мастерских России в дореволюционный период.

Торговый дом «М. Эрленбах и К°» (1864-1894 гг.)

Родоначальником будущей стекольной «империи Франков» был прусский подданный Максимилиан Эрленбах, который в 1864 году основал в С.-Петербург торговый дом. В его собственности находились стеклянный и зеркальный заводы Роккала-Коскис в Финляндии, имелось отделение в Москве. В 1888 году в Петербурге на 22-й линии Васильевского острова была построена новая фабрика для производства стекла, что позволило фирме стать независимой от заграничных производителей. Здесь же были организованы отделочные мастерские и художественное ателье.
После появления производственного комплекса в Петербурге сюда же переместилась и контора фирмы; магазины находились на Невском проспекте. Кроме продукции собственных заводов торговый дом предлагал французские зеркальные и легерные стекла со складов, а также фотографические сухие пластинки фабрики «Россия».

Северное стекольно-промышленное общество (1894-1917 гг.)

В 1894 году на базе торгового дома «М. Эрленбах и К°» было образовано Северное стекольно-промышленное общество. К этому моменту дела под вывеской «М. Эрленбах и К°, преемники» вели купцы первой гильдии — финляндский уроженец Эмиль Федорович Штуцман и прусский подданный Максимилиан Леонтьевич Франк. Именно от них исходила инициатива организации акционерного общества, которое вместе с производственной базой и землей торгового дома приняло все контракты, обязательства и условия предшественника. Франки заняли места в Правлении: первыми директорами стали учредители Общества М. Л. Франк и Э. Ф. Штуцман, третьим директором был избран Д. Л. Крейцер, кандидатами М. А. Франк и А. Л. Франк.
Спрос на продукцию заводов был большой, и постепенно Общество увеличило свои производственные мощности, покупая земли, модернизируя старые и строя новые заводы. К началу 1900-х годов Северное стекольно-промышленное общество оказалось вне конкуренции в России и, производя много и дешево, могло удовлетворить все потребности русского рынка. Изделия его заводов и мастерских получили высокие награды: за выставку 1896 года в Нижнем Новгороде — звание поставщиков двора Его Императорского Величества; за участие в парижской выставке 1900 года — Grand Prix и Большую золотую медаль, на международной выставке 1901 г. в Глазго — почетный диплом, — и ничем не уступали заграничным. Среди заказчиков и покупателей общества — частные лица и организации из разных городов России: из Москвы, Риги, Старой Руссы, Житомира, Саратова, Тифлиса, Ростова-на-Дону, Батуми, Нарвы, Либавы, Вильно, Нерчинска, Читы, Астрахани, Киева, Ковно, Пскова, Новороссийска, и ближайших окрестностей Петербурга — Петергофа, Царского Села, Кронштадта.
В 1899 году наступил перелом в успешной деятельности Северного общества. Причиной тому был кризис в области стекольной промышленности, связанный с появлением нескольких мощных, конкурирующих между собой, концернов.
До 1890-х в России только заводы Северного стекольно-промышленного общества производили зеркальное стекло (не считая завода Амелунга в Прибалтике). Так как в стране спрос на него продолжал превышать предложение, значительную часть зеркального стекла продолжали ввозить из-за границы. Учреждение в 1890-е годы Московского стеклопромышленного общества в Калужской губернии, а затем — Русско-Бельгийского и Южного для производства зеркального стекла привели к 1900 году к кризису перепроизводства. В результате сбыт продукции всех зеркальных заводов резко упал. Общества вынуждены были экономить и сокращать расходы.
Положение Северного общества быстро ухудшалось. Отсутствие архивных документов за период 1900-1905 свидетельствует о неразберихе в делах или умышленном уничтожении документов. Только из обвинений акционеров в плохом ведении дел правления Общества и из оправданий директоров можно узнать о бурной истории этого периода. «Отчаянное положение всех фабрик зеркального стекла в России, возникшее из-за необузданной между ними конкуренции», как отмечено в деловой переписке того времени, хранящейся в архиве, привело к тому, что в 1901 году братья Франк основали Акционерное Общество для продажи изделий Русских зеркальных заводов. Тогда же все стекольные синдикаты заключили соглашение о единой цене на зеркальное стекло. По условиям соглашения заводы Московского и Русско-Бельгийского обществ закрывались, а заводы Северного и Южного производили стекло за общий всех кампаний счет, при этом обязались поставлять стекло закрывшимся заводам не по себестоимости, а оставляя себе определенную прибыль.

Торговый дом «М. Франк и К°» (1902-1911 гг.)

В 1902 году братья Максимилиан и Адольф Леонтьевичи Франк основали торговый дом «М. Франк и К°». Правление Северного стекольно-промышленного общества, в котором в тот момент находился М. Франк, сразу же заключило с ним соглашение о передаче в аренду всех магазинов Северного общества и контрактов на остекление построек.
Петербургский рынок в начале 1900-х годов всецело принадлежал Северному обществу, которое было крупнейшим производителем стекла, а крупнейшей торговой фирмой стал торговый дом «М. Франк и К°». Кроме оконного и зеркального стекол он торговал также и витражами мастерских Северного общества. Кроме торгового дома «М. Франк и К° „витражи у Северного общества покупал другой крупный торговый дом братьев Оффенбахер. Мелкие мастерские, такие, как „И. Корнеева, наследники“, И. Ф. Федорова, Л. Тракинера, Л. Г. Безбородко, Хр. Хр. Майера, С. М. Чернова, К. Ф. Любимова приобретали зеркальные стекла для их отделки: нанесения амальгамы, шлифовки, фацетировки, после чего продавали их уже в качестве готовых зеркал для интерьеров.
Отделения торгового дома находились в Москве, Харькове, Ростове-на-Дону, на Нижегородской ярмарке, продукция экспортировалась в Финляндию и Турцию. Усовершенствовав производство стекла на своих заводах, фирма изготавливала ранее не производившиеся в России сорта стекол, в том числе и опалесцентное, больше известное сегодня как «стекло Тиффани“. Торговый дом был широко известен благодаря художественным работам из стекла, среди которых на первом месте стояли витражи.

Санкт-Петербургское стекольно-промышленное общество

(1911-1917 гг.)

Торговый дом „М. Франк и К°“ как самостоятельная фирма просуществовал до 1911 года, когда было учреждено еще одно акционерное общество — Санкт-Петербургское стекольно-промышленное. В нем братья Адольф и Макс Франк также играли ведущую роль, занимая должности директоров. Принадлежавший им торговый дом, некоторые заводы и мастерские, магазины формально стали собственностью вновь учрежденного общества.
Из деловой переписки Петербургского общества узнаем, что ряд мастерских и магазинов в Петербурге были связаны с Франками не только деловыми отношениями, но и в ряде случаев „родственными“. Так, собственностью этой семьи было торговое предприятие „П. Франк и К°“, которое торговало под вывеской фирмы „Иван Эберт Сын“, а фактически принадлежало Паулине Германовне Франк — жене Адольфа Леонтьевича. Юридическим владельцем магазин Бъерклунда был Ротенберг — племянник А. и М. Франк, а фактическими хозяевами — сами Франки, по личной кассе которых проходила выручка этого магазина. Магазин „Корнеева“, в котором торговал Анелин также был собственностью Франков.
Семья Франк контролировала крупнейшие российские концерны: Московское стеклопромышленное общество, Роккальское общество в Финляндии, Петербургское (с 1914 года Петроградское) стекольно-промышленное общество, владело сетью магазинов для сбыта продукции. Франки рассматривали стекольную отрасль Северо-Запада России как поле своей личной деятельности и активно формировали политику на стекольном рынке. Члены семьи Франк входили в директораты всех крупных акционерных обществ, владели пакетами акций. Они проводили собственную политику, мало считаясь с задачами организаций, которыми руководили. Основные места в администрациях занимали ставленники Франков, преданные им люди, работавшие много лет в одной и той же должности на разных предприятиях. „Все ведется как — то по-семейному, без системы, без дисциплины“, жаловались акционеры. И действительно, складывается впечатление, что Франки рассматривали стекольную промышленность Петербурга как свое семейное дело. При этом допускали нарушения как в уставах обществ, так и в счетах.
По архивным документам прослеживается ориентация Франков на стекольное производство Германии: упоминаются книги по стеклоделию немецких авторов, поездки в Германию для осмотра стекольных фабрик, переписка с немецкими обществами и периодическими изданиями.
Северное и Петербургское (Петроградское) стекольно-промышленные общества просуществовали до 1917 года. В 1918 году в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров „О национализации крупнейших предприятий ряда отраслей промышленности… “ все частные заводы обществ, капитал которых превышал 500 тысяч рублей (по данным на 1914 год) были объявлены собственностью РСФСР. Таким образом, с приходом Советской власти стекольная „империя Франков“ перестала существовать.
Семья Франк после революции эмигрировала, предположительно — в Бельгию. Но большая часть персонала — рабочих и служащих заводов — осталась на производстве. В советское время на бывших заводах Фраков продолжалось изготовление бемского оконного стекла. Известна судьба одного зааода Франков-Саблинского недалеко от Петербурга. В конце 1920-х ему было присвоено имя революционера, советского государственного и партийного деятеля А. Е. Бадаева. Производственные корпуса этого предприятия были разрушены во время Великой Отечественной войны.

Витражная мастерская семьи Франк (1888-1917 гг.)

Продукция стекольно-художественной мастерской, связанной с вышеназванными предприятиями, частично сохранилась в Петербурге. Натурный материал, иконография, известная по источникам, позволяет в общих чертах охарактеризовать ее деятельность. Это ателье специализировалось на изготовлении витражей и другой художественной продукции из стекла. Основанное в 1888 году торговым домом «М. Эрленбах и К°», в 1896 оно вошло в состав Северного стекольно-промышленного общества. В 1902 было передано в собственность торгового дома «М. Франк и К°» , а в 1911 году вошла в состав Петербургского акционерного стекольно-промышленного общества. Фактически это стекольно-художественная мастерская имеет почти тридцатилетнюю историю существования (1888-1917). Ее местоположение в городе не менялось: она находилась на Васильевском острове, 20-я линия, 13. Среди изделий мастерской — различные виды декоративного остекления: мозаичные и живописные витражи, травление и гравирование по стеклу, а также всевозможные комбинации этих техник.
Первоначально в этой мастерской работали иностранные мастера на французском сырье, но к проектированию изделий привлекались русские художники и архитекторы: известно, что в 1887 году по предложению торгового дома «М. Эрленбах и К° „в С.-Петербургском Обществу архитекторов был объявлен конкурс «на составление рисунка шлифованного или вытравленного на стекле украшения“ в стиле итальянского возрождения ХVI в. Первую премию получил архитектор Ф. И. Чагин, вторую и третью — студенты института гражданских инженеров Л. Н. Кекушев, И. А. Иванов-Шиц и И. В. Подлевский — в будущем известные зодчие.
Наиболее эффектной и хорошо сохранившейся работой мастерской является подписной витраж пейзажного характера в особняке Н. Н. Башкирова (Кирилловская ул., 4). Здесь в поле окна со сложным орнаментально-мозаичным обрамлением размещен крупный овальный медальон-вставка с изображением водной глади, парусника у берега и ленты дороги, ведущей между деревьев к замку на скале. Этот иконографический мотив, распространенный в западноевропейских витражах конца ХIХ — начала ХХ вв., восходит к ренессансным прототипам. Обобщенный характер изображения достигнут благодаря максимальному использованию возможностей паечно-мозаичной техники и окраски стекла. Вместо живописной проработки деталей здесь применено опалесцентное стекло: неоднородное окрашенное в массе, получившее при варке нюансы переходных и смешанных тонов: желто-зеленых в кронах деревьев, желто-коричневых в окраске прибрежной полосы.

Для международной строительной выставки 1908 года в Петербурге мастерская исполнила витражное панно „Петр Великий“ по эскизу художника В. И. Быстренина.
Подписной витраж в особняке М. В. Зива (Рижский пр., 29) с предельно упрощенными, геометризованными мотивами растительного характера имитирует ламбрекен занавеса с фигурным нижним краем, оставляющим свободной, „открытой“ середину окна.
Несомненно, что во всех названных примерах витражи создавались по оригинальным эскизам, разработанным специально для каждого случая. Это уникальные произведения искусства, не рассчитанные на массовое, тиражированное повторение.
В церкви Смоленской Божьей Матери на Смоленском кладбище находится окно с изображением „Богоматерь с младенцем“. Исторически оно располагалось в церкви клинического повивально-гинекологического института (ныне институт им. Д. О. Отта, Менделеевская линия, 3). Не установлено, кто именно создавал картон для этого религиозного витража, но несомненно, что первоисточником для образа стали работы В. М. Васнецова с изображением Богородицы для русских церквей.
Витражи в собственном доме Франк (В.О., 21-я линия, д.8а, 1898-1900. арх. В. В. Шауб) до сих пор представляют загадку для исследователей. Они не сохранились. По фотографиям 1900-х известно, что витражи были в гостиной, кабинете и ванной комнате особняка. Логично предположить, что изготовлены они были в мастерских Франков, в тот момент принадлежащих Северному стекольно-промышленному обществу, и управляемому владельцами особняка. Удалось атрибутировать один из витражей особняка. Это — стеклянная перегородка в кабинете с изображением девушек на фоне деревьев, выдержанная в стилистике раннего модерна. Автор картона этого витража установлен: это — немецкий художник Йозеф Голлер (Josef Goller). Витраж или картон был показан на немецкой художественной выставке 1899 года в Дрездене. Так как не сохранились архивные документы о доме Франк, невозможно установить, являлся ли витраж в особняке подлинником или копией работы немецкого мастера. Несомненно, такая работа была „по силам“ мастерской Франков.
Большую часть работ этого ателье составляли узорчатые окна для лестниц доходных домов и квартир, более простые по художественному замыслу. В жилых домах Петербурга выявлена группа витражей, которую можно отнести к авторству мастерской Франков. В основном это — композиции орнаментального и растительного характера, в стилистике которых переплетаются черты барокко (или рококо) и раннего модерна.
Витражи мастерской Франков — рафинированные образцы декоративного остекления, выдерживающие сравнение с лучшими западноевропейскими произведениями стиля модерн, с характерными для них приемами композиционной организации рисунка на плоскости, сходными иконографическими мотивами. Они высоко ценились современниками, и сегодня воспринимаются как символы ушедшей эпохи „серебряного века“ русской культуры.

В основе очерка лежат статьи:
1. Волобаева Т. В. Деятельность братьев Франк и производство витражей в С.-Петербурге. / Петербургские чтения — 96. Материалы энциклопедической библиотеки „Санкт-Петербург — 2003“. СПб., 1996. С. 145-147.
2. Княжицкая Т. В., Семенова А. Б. Стекольная империя Франков. / Немцы в России. Русско-немецкие научные и культурные связи. Сборник статей. СПб., 2001. С. 66-77.
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано


Вернуться в «Стекольные заводы/ фабрики»