1 копейка 1762 года барабаны цена

Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры.

Кинстинтин

Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры.

Сообщение Кинстинтин »

Константин Батюшков

Флакон Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры.

Хочется описать один церковный пузырёк, массовые находки которого, в начале вызывали недоумение. Флакон имеет на фронтальной стенке изображение Черниговской иконы Божьей Матери, а на обратной, восьмиконечный крест и надпись « Во исцеление с верою помазующихся». Флакон выпускался трёх размеров, высотой примерно 7.5, 10 и 11 см,( фото №1) высота указанна примерно так как при ручной выдувке, пузырьки выдутые в одну и туже форму часто имели разные размеры, это происходило из-за того что после отливки дополнительно формировалось горлышко. Есть ещё флакон другого иконографического варианта и формы,( фото № 2) на нём также Черниговская икона Божьей Матери,

а на другой стороне восьмиконечный Галгофский крест но без надписи, отличаются они и по форме, если первые флаконы имеют в сечении овал, то последний, прямоугольник, качество отливки и другие особенности литья, позволяют датировать производство последнего, 1914-1917 годами, когда многие опытные стеклодувы, были призваны в действующую армию, в результате, качество производимой тары стало катастрофически падать. Формы забивались остатками стекольной массы и стенки флаконов от этого имели бугристую фактуру, в лучшие годы для каждого цвета стекла были свои печи, но печи регулярно нужно было чинить и перекладывать, а работников не хватало, поэтому стекло варилось в неочищенных печах и после « цветного» стекла могло производиться прозрачное, от чего оно приобретало грязноватый серо-голубой или даже коричнево-зеленоватый оттенки. Эта тенденция характерна и для аптекарской тары.

Удивляло одно откуда в Москве, вдали от Чернигова могли взяться в большом количестве подобные пузырьки? Черниговская икона была прославленна на территории России довольно поздно , хотя есть упоминания что первый образ был обретён Преподобным Антонием Киево-Печёрским, но тем не менее все известные списки выполнены в поздней « Фряжской» манере письма, в конце девятнадцатого века Чернигов стал чаще упоминаться в связи с канонизацией святителя Феодосия Черниговского, синодальный период жизни церкви был скуп на прославление святых и любая канонизация становилась событием государственного масштаба , так вот канонизация Феодосия Черниговского произошла в 1896 году, но даже она не могла породить такого количества пузырьков, ведь эти пузырьки встречались даже чаще чем пузырьки Троице_ Сергиевой лавры, чаще чем Афонские из Русского Пантелеимонова монастыря я уж не говорю о других обителях и приходах. Вся массовость находок свидетельствовала лишь об одном, что источник распространяющий святой елей был близок к Москве, и вскоре ответ был найден, флакон производился для Черниговского скита Троице- Сергиевой лавры или как раньше говорили из Черниговско-Гефсиманского скита.

До революции этот скит был особенно посещаем, каждый богомолец приезжавший в Лавру считал своим долгом посетить и лаврский скит. Людей привлекала, прежде всего, чудотворная Черниговская икона Божьей Матери, а также старцы- подвижники, обитавшие в этом скиту, само строительство скита началось для уединения монахов имевших склонность к суровой аскетической жизни. В 1844 году по благословению Митрополита Московского Филарета ( Дроздова) несколько насельников Троице- Сергиевой лавры поселились в трёх верстах от Лавры, где проводили жизнь в нищете и молитве , даже церковная утварь у иноков была деревянной, примерно в 1847году в скиту по благословлению Митрополита Филарета поселился известный Московский Юродивый Филиппушка, который и испросил благословление у наместника Лавры на копание « погребка» и с этого года близ Гефсиманского скита в Исаковской роще он ископал себе пещеру в которой и стал жить ведь и до этого юродивый спал на голой земле и ходил на босу ногу, нося пудовый металлический посох. Вскоре к нему присоединились сподвижники которые и стали расширять пещеру и делая подземные коридоры с отдельными пещерками- кельями, средняя пещера предназначалась для собирания на общую молитву. Работы продолжались до 1849 года, а с 1849по 1851 в пещерах уже работали специальные землекопы и каменщики, нанятые Лаврой, в результате этих работ средняя пещера была превращена в часовню, бревенчатый сруб выступал из земли и имел окна и купольную крышу, работы были завершены к осени 1851 года и часовня была освящена, как храм в честь Небесных Сил Бесплотных. В этом же году в пещерный храм была пожертвована Черниговская икона Божьей Матери, жертвовательницей была девица Александра Григорьевна Филиппова, икона была писана на холсте, а 1 сентября 1869 года

произошло исцеление парализованной крестьянки, страдавшей параличом десять лет с этого момента, зарегистрировано около сотни чудес и исцелений, исходящих от этой иконы. Многие больные устремились в пещерный храм ожидая исцеления , те кто не мог по немощи приехать просили по почте прислать маслица от иконы, а списки с чудотворного образа во множестве разошлись по России. Списков было так много, что даже сейчас, не смотря на иконоборческий период, если войти в, не закрывавшийся в советское время храм, то там с большой вероятностью, можно найти список с чудотворной иконы Божьей Матери. Приток богомольцев был так велик, что в 1856-57 годах над пещерной церковью построили верхний храм в честь Антония и Феодосия Киево - Печерских чудотворцев, в 1874 году стараниями известного лаврского благотворителя П. Г. Цирикова построена колокольня им же пожертвован колокол весом 260 пудов. В 1879 году скит имел деревянную на каменных столбах ограду и кирпичный келейный корпус. В 1886 году учреждённый собор Лавры принял решение о строительстве нового каменного надпещерного храма в замен, старого деревянного, храм предполагалось построить в честь Черниговской иконы Божьей Матери. Руководителем проекта был выбран архитектор Н. В. Султанов, выбор был не случаен так как архитектор был ещё и инженером, а при возведении церкви предполагалось сохранить весь пещерный комплекс. Храм был построен в 1889 году, хотя отделка продолжалась до 1897 года, но в уже освященном храме, которое состоялось в 1893 году. Видимо с этого момента скит стали называть Черниговским, так как до этого говорили Гефсиманский скит и пещеры при нём. С какого времени стали производиться пузырьки с видом Богородичной иконы сказать сложно, скорее всего с 1893 года то есть с момента освящения Черниговского храма, а возможно и раньше, ведь икона была прославленна уже 1866 году , мне по крайней мере удалось проследить появление данных пузырьков с 1890- х годов, датировка производилась по сопутствующим находкам.

Картина жизни Черниговско-Гефсиманского скита была бы не полной, если бы мы не упомянули о процветавшем здесь со второй половины XIX века старчестве. Возраждение в духовной жизни старчества связанно с Преподобным Паисием Величковским , его труды нашли себе благодатную почву на Русской духовной ниве и с девятнадцатого века во многих обителях появляются наставники наставляющие в духовной жизни как иноков так и мирских людей, старцы почитались как людьми простого звания так и людьми из высших сословий, наставление последних требовало больших усилий чем вразумление простецов, не избалованных властью и богатством. Вспомним Сонм Оптинских старцев, но не мене почитаемы были и Лаврские духовники.

Одним из самых известных был Преподобный Варнава ( 1831-1906) причисленный сейчас к лику святых, подвизался он в Лавре с 1851 года с начала интенсивного строительства Черниговского скита, где и проходил самые разные послушания в 1873 году он назначен духовником скита, обладал даром прозорливости и исцеления, что бы получить совет люди съезжались сотнями, так что временами батюшку было и невидно от окружавших его людей. Вот что пишет Иван Шмелёв в своей книге « Богомолье»

« Едем прудами, по плотине, на пещерки к Черниговской- благословляться у батюшки Варнавы » и ещё « Монах водит нас по пещерам, светит жгутом свечей, ничего любопытного сырые одни стены из кирпича. И не до этого мне, всё думаю: душеньку мою чует, все-то грехи узнает! Потом мы служим молебен Черниговской в подземной церкви, но я не могу молиться- всё думаю, как я пойду к святому человеку. Выходим из-под земли, так и слепит от солнца.

У серого домика во дворе полным - полно народу. Говорят – выходил батюшка Варнава, больше не покажится, притомился, показывают под дерево:

- Вон болящий, болезнь его положил батюшка в карман, через годок, сказал, здоровый будет!

А это наш паренёк, расслабленный, сидит на своей каталке и образок целует»

В 1905 году к старцу Варнаве приезжал император Николай II, которому старец подтвердил пророчество о мученическом венце, это пророчество Николай II получил во время прославления Серафима Саровского. Старец предсказывал страшные гонения на церковь, которым она подверглась в XX веке.

В 1919 году Свято Троице- Сергиева лавра была закрыта, а монахи из неё переселены в Черниговский скит, в 1921 году был закрыт и скит, черниговский собор продолжал работать, а осенью1922 году закрыт и храм, по ходатайству рабочих бывшего Гужоновского завода, ныне « Серп и Молот», чудотворная икона божьей Матери была перенесена в церковь Преподобного Сергия Радонежского, что в Рогожской Ямской слободе.

Гефсиманский скит в 1924 году получил статус « сельскохозяйственной артели» и жил на самообеспечении, последний храм в Гефсимании закрыт в 1928 году.

Фото №1 Флаконы с изображением иконы Черниговской Божьей Матери.

Фото № 2 Флакон с изображением Черниговского образа Божьей Матери и его оборотная


Аватара пользователя
kelinfo
Старожил
Старожил
Сообщений: 773
Зарегистрирован: 9 лет 10 месяцев
Местонахождение: Москва

Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры.

Сообщение kelinfo »

Фоток выложу по этой теме. ( теперь я под басурманским именем kelinfo = Кинстинтин)
Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры. - 7107309.jpg
Аватара пользователя
kelinfo
Старожил
Старожил
Сообщений: 773
Зарегистрирован: 9 лет 10 месяцев
Местонахождение: Москва

Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры.

Сообщение kelinfo »

Оборотка

Добавлено (20.05.2011, 22:27)
---------------------------------------------
Ещё вариант флаконов.
Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры. - 6590277.jpg
Аватара пользователя
kelinfo
Старожил
Старожил
Сообщений: 773
Зарегистрирован: 9 лет 10 месяцев
Местонахождение: Москва

Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры.

Сообщение kelinfo »

Другой
Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры. - 2059155.jpg

Вернуться в «Церковные флаконы»