Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Тара для последнего и окончательного хранения табака.

Статьи, рассказы, видео, вырезки из газет по коллекционированию
Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5558
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 172
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 850 раз

#1

Кость (Кelinfo) , выложу твою интересную работу! )))

К. КЕЛЬ. "ТАРА ДЛЯ ПОСЛЕДНЕГО И ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ХРАНЕНИЯ ТАБАКА"

В отечественной научной литературе очень мало внимания уделяется такому широкому пласту археологических находок, как красноглиняные курительные трубки, иногда называемые «Турецкими». Подавляющая масса, отечественных исследователей включая Р.Л Розенфельдта и М.Г.Рабиновича удревняют возраст этих находок, а также некоторых типов или фасонов красноглиняных трубок.

Так самый распространённый и популярный в России и Балканских странах фасон, именуемый в иностранной литературе – фасон « тахта-чубук» датируется сплошь и рядом
восемнадцатым веком и во многих музеях включая ГИМ эти трубки атрибутированны, как трубки середины восемнадцатого века, что не является истиной. Также некоторые исследователи подвергают сомнению наличие Московского производства курительных трубок на основании отсутствия в археологических материалах упоминания об обнаружении на территории Москвы отходов трубочного производства, что также не является истиной. Проблему усугубляет то, что длительное время слои XIX века не подвергались полномасштабному обследованию, на них смотрели как на балластные слои, поэтому курительные трубки относились к группе «подъёмного» материала, без стратиграфической привязки и без сопутствующего датирующего материала. На самом деле трубки фасона тахта-чубук появились в Москве не ранее двадцатых годов девятнадцатого века, кроме того, на территории Москвы существовало трубочное производство, отходы которого были обнаружены в районе Ново-Спасского монастыря не далеко от Гончарной слободы. Рассмотрению будут подвергнуты несколько трубочных комплексов из разных районов Москвы с сопутствующими датирующими находками. Все находки происходят из моей личной коллекции собранной в городе Москве, с 1994 по 2001 год при производстве земляных работ, таких как рытьё траншей, котлованов и т д. Все находки своевременно подписывались, поэтому сейчас не представляет трудностей собрать комплексы воедино.

Одной из массовых находок керамического производства начала XIX- середины XIX века являются красноглиняные «Турецкие» курительные трубки типа тахта-чубук. Фото №(1.)
Появление курительных трубок на Руси связано со снятием запрета на курение табака Петром I. Изначально доминировали белоглинянные Голландские трубки, у которых мундштук и чубук составляли единое целое, к середине XVIII века в России появляются заводы, производящие курительные трубки, например ценинная мануфактура Гребенщикова.
В связи с тем что «Голландские» трубки были хрупкими и часто ломались, а также имели сложную технологию изготовления в конце XVIII века они начинают повсеместно, за исключением некоторых Европейских стран, вытесняется более практичными Турецкими трубками, у которых глиняный чубук разделялся с деревянным мундштуком, при чём при повреждении самой хрупкой части трубки – чубука, мундштук можно было использовать- купив новый чубук. «Гибель» чубука происходила при весьма тривиальных обстоятельствах, а именно при выбивании пепла от сожженного табака, надо отметить, что встречаются абсолютно целые чубуки сильно забитые табачным пеплом и гарью, владельцы предпочитали их просто выкидывать, так как попытка их вычистить неизбежно закончилась бы раскалыванием трубки. За вторичное использование мундштука, которые иногда были богато отделаны, говорит то, что при массовых находках чубуков мундштуки не попадаются даже во влажных местах, где хорошо сохраняются сопутствующая древесина как стружка и щепа.

Турецкие трубки появились в Москве в конце XVIII века и изначально это были дорогие, богато орнаментированные и тщательно отделанные трубки, владельцами которых были аристократы или состоятельные люди, среди купечества и простонародья курение в тот период было слабо распространено. Примером ранней трубки является трубка на фотографии (2) происходящая из траншеи на Большом Афанасьевском переулке, трубка имеет явные восточные формы и орнаменты, покрыта красно-коричневой поливой, вместе с трубкой найден битый стакан с гравированным двуглавым орлом и вензелем Екатерины II.(3). Конечно, подобная находка не является точно датирующим предметом ,так как достаточно дорогой стакан мог использоваться десятилетия после производства но, тем не менее, он позволяет датировать слой царствованием Екатерины Великой или несколько более поздним временем и сузить временные рамки концом XVIII-началом XIX века. Эта трубка не относится к фасону тахта-чубук, который был дешёвым, массовым вариантом трубок для простонародья, его появление связано с расширением слоёв населения употребляющего табак, когда потребовались недорогие трубочные изделия. В восемнадцатом веке простой народ мало употребляет табак, исключение составляет южное казачество и солдаты. Многочисленные войны с Турцией стимулируют повышение интереса к табаку среди военных, которым в качестве трофеев доставались трубки и табак противника. Возвращаясь с войны, солдаты невольно стимулируют интерес к курению у простого люда. По мере распространения курения табака увеличивается и число трубок в культурном слое, достигая максимальной насыщенности, к 1860-м годам и резко обрывается с появлением папиросных гильз. После 1870-х трубки в Московских культурных слоях встречаются как исключение, причём фасон типа тахта-чубук не встречается вовсе. Примером служат четыре трубки малого размера с Плющихи из слоя, в котором был обнаружен янтарный мундштук для папирос (4),и по сопутствующему бытовому стеклу, слой можно датировать 1870-ми годами. (5)

В течение времени изменяется и соотношение трубок фасона тахта-чубук по отношению к другим фасонам. Изменяется и процент клеймёных трубок к не клеймёным. Изменяется характер и качество самих клейм. Если в ранних трубках местного производства, сделанным по Турецким образцам, мастера подражают арабской вязи, то дальше стилизация усиливается. Появляются разные закорючки, виньетки, розетки, точки и даже, просто прямоугольные вдавливания, лишенные какой либо орнаментации. Это связано с тем, что изначально фальшивые клейма в своём подражании опирались на конкретные Турецкие образцы, далее идёт подражание-подражанию. При этом такой понятный знак, как лист табака на клеймах не претерпевает изменений длительное время. Со временем клейма исчезают во все.

В 1810-х трубки фасона тахта-чубук не встречались ни разу, даже Турецкого производства, в то время как другие фасоны встречаются часто, например комплекс, с площади Киевского вокзала. (6) Датировка по стеклянной штофной печати. (7)

В 1820-х многие трубки тахта-чубук имеют клеймо с арабскими буквами, они тщательно отделаны, часто имеют лощение и даже покрытие красно-коричневой поливой. В комплексах этого времени фасон тахта-чубук встречается единично, преобладают трубки других фасонов и много трубок выпущенных на территории Османской империи. Примером может служить комплекс, с Красной Пресни, где трубка тахта-чубук оплетена для прочности проволокой( 8 ). А также комплекс с Доброслободской улицы. (9).

В 1830-х возрастает популярность курения и увеличивается потребность в трубках, растёт и число мастерских производящих трубки, они тщательно отделываются, исчезают подлинные Турецкие трубки этого фасона, клеймо становится более стилизованным, а на небрежно отделанные экземпляры не ставится совсем. Чашечка чубука по-прежнему удлинена, встречаются трубки чёрнолощёные и просто лощёные. Примером служит, комплекс с Красноказарменной улицы. (11). В слое встречалось большое количество мелков для подведения итогов карточных игр, обнаружена мундирная пуговица, датированная промежутком времени с 1829 по 1857год (по А.Низовскому) (12)

В1840-е трубки отделываются менее тщательно, по углам граней чашечки вертикальные линии прорезаются наискось, на некоторых трубках наносится не полная орнаментация, высота чашечки уменьшается, клейма встречаются реже в основном это «солярные» клейма(14,15) и клейма, стилизуемые под Турецкое клеймо «нишпан»(16,17,18) «птичка»(19,20,21), виньетка(22), «лист табака» (23) дублирует некоторые клейма, из этого можно сделать вывод, что это клеймо обозначало тип или фасон изделия. Сопутствующие находки: синие помадные банки(25), которые, кстати, тоже не правильно датируют восемнадцатым веком, дело в том, что патент на помадные банки с синей поливой зарегистрирован во Франции в 1798 году и, учитывая не простые отношения с Францией в начале девятнадцатого века помадные банки могли появиться в России не ранее 1820-х годов, а как массовый материал не ранее 1840-х годов. Кстати они часто фигурируют в картинах художника Федотова, а эти картины написаны как раз в эти годы.
Сопутствующими находками становятся торговые, товарные и таможенные пломбы,(26,27) несущие в своём тексте дату опломбирования, это более точный датирующий материал, чем монеты, так как монеты имели хождение после выпуска, длившееся десятилетия, а сорванные пломбы сразу же выбрасывали. Особенно часто трубочные комплексы этого времени встречаются по набережным Москвы-реки, более мелким речкам и крупным оврагам в пределах Садового кольца, где в эти годы идёт интенсивное подсыпание грунта.В основном это строительно-бытовой мусор, содержащий в себе огромное количество щепы и отходов мелких производств.
Встречаются трубки форма-калыб, которых произведена по хорошо пропечатанной трубке и поэтому на воспроизведённой трубке видны следы орнамента трубки-матрицы, такие трубки не обрабатываются вовсе. (28). Трубки имеют усадочные трещины, черепок не равномерно окрашен и с разводами, что говорит об использовании не достаточно пластичной и не просеянной глины.(29) Орнаментирование порой заключается в прокатке киля звёздчатым штампом валиком и в разделении граней чашечки вертикальными линиями.
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано


Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5558
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 172
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 850 раз

#2

В 1860 идёт резкое уменьшение числа трубок фасона тахта-чубук также как и других фасонов, датированных слоях этого времени, трубки мало, чем отличаются от предшествовавшего десятилетия. Причина таких изменений в облике трубок вполне понятна. Если в начале девятнадцатого века в Россию они поставлялись исключительно с территорий подконтрольных Турции, то в 1820-х годах появляются местные керамические мастерские производящие трубки, это достаточно оснащённые и экономически инициативные мастерские пытаясь выдать свои изделия за Турецкие, они по возможности тщательно подражают Турецким изделиям, имея качественные образцы для этого. Со временем, видя прибыльность производства трубок, многие более мелкие мастерские включаются в процесс производства трубок, при этом они подражают уже местным изделиям. Видимо импорт этого фасона вытесняется трубками местного производства. В более позднее время нет нужды имитировать «Турецкое» происхождение трубок, так как все уже знают, что они производятся в Москве и её окрестностях, поэтому стилизация клейм усиливается, а также появляются клейма с русскими буквами (30). А под конец трубки производятся ещё в более упрощённом варианте рассчитанные на непритязательного потребителя ценящего в трубке её дешевизну и когда появляются более дешевые бумажные папиросные гильзы, трубки уходят в небытиё.

При раскопках гончарной слободы не было обнаружено отходов трубочного производства, там были изразцы, игрушки, прочая керамика XVIII века, но не трубки на основании этого факта многие исследователи отрицают Московское производство трубок. Но ведь кустари гончарной слободы не могли пройти мимо такого доходного сектора керамического производства . Просто, искать трубочное производство в слоях XVIII века тоже, что искать эти находки в слоях XV века. К моменту пика курения трубок гончарная слобода была застроена особняками, и гончарные мастерские переместились в сторону камерколлежского вала и далее, так в районе Новоспасского монастыря были найдены
пережженные трубки, на одной из них просматривается круглое клеймо, к сожалению нечитаемое. (32) Соответственно остатки трубочного производства и его горнами, браком и формами нужно искать в районе Новоспасского монастыря и далее к Симонову.
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано
Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5558
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 172
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 850 раз

#3

Приведём краткое описание трубочных комплексов использованных для написания статьи.

Комплекс №1. Происходит из траншеи на Большом Афанасьевском переулке , сопутствующая находка битый стакан с гравированным орлом и вензелем Екатерины Великой.(3), трубка Турецкого происхождения богато украшена и покрыта красно-коричневой поливой. Ориентировочная датировка комплекса конец XVIII -начало XIX века.

Комплекс № 2. Происходит из котлована на площади Киевского вокзала, комплекс представлен тремя трубками, не относящимися к фасону тахта- чубук. Трубки Турецкого происхождения имеют лощение. А использование глины дающей при обжиге ярко красный или коричневый цвет придают изделиям красивый, нарядный и богатый вид. На одной стоит чёткое арабское клеймо(6). Сопутствующая находка штофная печать, несущая в своём тексте дату 1816 год (7).

Комплекс № 3. Происходит из котлована на Денисовском переулке, комплекс представлен пятью трубками, четыре из которых относится к фасону тахта-чубук. Две трубки имеют Турецкое происхождение, они покрыты красным ангобом (9), клеймо одной из них арабского происхождения. Сопутствующие находки фрагмент мундштука голландской трубки и ранняя штофная печать (10). Комплекс можно отнести к 1820-м годам.

Комплекс № 4. Происходит из траншеи на Красной Пресне, в комплексе четыре трубки две из которых относятся к фасону тахта-чубук, одна оплетена тонкой медной проволокой, что придаёт изделию прочность и красивый декоративный эффект( 8 ). Одна из трубок другого фасона имеет клеймо с арабской вязью. Сопутствующая находка
западная бутылочная печать. Ориентировочно комплекс датируется 1820-30 ми годами.

Комплекс № 5. Комплекс происходит из траншеи в сквере, напротив улицы Дурова состоит из одной трубки и имеет признаки характерные для 1820-х годов, как удлинённая чашечка, следы лощения, имитирующее клеймо. Сопутствующая находка штофная печать(33) несущая в своём тексте дату 1824 год.

Комплекс № 6. Очень интересный комплекс, происходящий из траншеи напротив «Красных казарм», комплекс явно принадлежавший военным, так как сопутствующие находки включают в себя форменную пуговицу образца 1828 года(12), множество мелков,
использовавшихся в производстве расчётов карточных игр. Всего в комплексе семь трубок из них шесть штук относятся к фасону тахта-чубук клеймёных четыре штуки, клейма хорошее подражание турецким клеймам чашечки удлинены, следы лощения.
Найден фрагмент фарфоровой трубки в восточном стиле(13), аналогичные трубки производились на Мейсонской фарфоровой мануфактуре.

Комплекс № 7. Самый большой комплекс, насчитывающий семьдесят трубок , из них шестьдесят восемь относятся к фасону тахта-чубук из них только пять несут клейма, клейма огрубленные, подражательные. Чашечка трубок становится ниже, отделка более неряшливая. Сопутствующая находка свинцовая товарная пломба, несущая в своём тексте 1842 год(26). Комплекс происходит из траншеи на Остоженке.
Комплекс № 8. Происходит из маленького котлована в Руновском переулке общее число
составляет двадцать пять трубок из них тахта-чубук двадцать четыре трубки клеймёных две, трубки неряшливо орнаментированы, полный набор штампов используется редко, клейма упрощены. Сопутствующие находки таможенные пломбы с датами с 1849 по 1854 год (27 ).Этот объект единственный, на котором удалось широко применить металодетектор, в результате чего увеличилось число датировочного материала.

Комплекс № 9. Происходит из траншеи на Ружейном переулке. Комплекс обнаружен в заглублённой в грунт хозяйственной яме, обложенной досками. В комплексе четыре трубки две из них клеймёные, одна клеймёная трубка тщательно отделана. Остальные трубки по признакам соответствуют комплексу № 8. Сопутствующая находка бутылочная печать середины девятнадцатого века.

Комплекс № 10 . Происходит из котлована на Миусской улице. В комплексе две трубки обе неклеймёные. Отделка грубая , орнаментация неполная, глина с посторонними примесями.

Комплекс № 11.В комплексе шесть трубок из них пять фасона тахта-чубук, клеймёных нет, трубки грубой работы в тоже время трубка другого фасона тщательно отделана .
Комплекс происходит из траншеи теплотрассы на Селезнёвской улице. Сопутствующая находка, костяная зубная щётка. Ориентировочная датировка шестидесятые годы девятнадцатого века.

К сожалению, незначительное количество проанализированных комплексов не позволяет проследить период хождения тех или иных клейм, а сами клейма невозможно привязать к определённым мастерским и местам производства трубок. Объединение трубок по мастерским возможно только по идентичным оттискам клейм, так как сравнение трубок по орнаментальным штампам не представляется возможным из-за сложности процесса, например, трубки на фото (34) имеют идентичное клеймо и разные орнаментальные штампы. Процесс каталогизации трубок затруднён и тем, что ни один из музеев не обладает достаточно обширным собранием трубок, а то что имеется не описано и доступ к ним закрыт. Ужесточение охраны котлованов привело к тому, что и моё собрание не пополняется с 2002 года, в собрании на сегодняшний день содержится двести шестьдесят девять трубок и их фрагментов.
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано
Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5558
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 172
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 850 раз

#4

Фото № 1. Трубка фасона тахта-чубук.
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 9985846.jpg


Фото№2. Турецкая трубка с Большого Афанасьевского переулка.
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 1012356.jpg


Фото № 3 Стакан с гравированным вензелем ЕкатериныII.
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 5991562.jpg


Фото№4. Янтарный мундштук с Плющихи, 1870-е.
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 5167884.jpg


Фото № 5 трубка с Плющихи 1870-е.
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 0690476.jpg


Фото№6, Турецкая трубка хорошо читаемым клеймом, начало девятнадцатого века,
с площади Киевского вокзала.
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 0456547.jpg


Фото№7 Штофная печать с площади Киевского вокзала, 1816 год.
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 3822200.jpg


Фото№8 трубка, оплетённая проволокой.
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 7175806.jpg


Фото№9 трубка с красным ангобированием с Доброслободской.
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 8361577.jpg


Фото № 10 Штофная печать с Доброслободской улицы.
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 7073606.jpg
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано
Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5558
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 172
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 850 раз

#5

Фото № 11 на трубке видны следы лощения
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 6385667.jpg


Фото№12 форменная пуговица образца 1828 года.
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 2287182.jpg


Фото№13 фрагмент фарфоровой трубки с Красноказарменной улицы, возможно Мейсонский фарфор.
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 2510570.jpg


Фото № 14 с «солярным» клеймом и « листом табака».
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 0759284.jpg


Фото № 15 «солярное» клеймо
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 6274698.jpg


Фото № 16 клеймо « нишпан» хорошего подражания арабскому клейму.
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 9110959.jpg


Фото№ 17 клеймо «нишпан» более примитивное подражание арабской вязи.
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 8767441.jpg


Фото № 18 клеймо «нишпан».
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 5132460.jpg


Фото № 19 клеймо «птичка».
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 8327918.jpg


Фото № 20 с клеймом «птичка» и «листом табака».
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 3203098.jpg
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано
Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5558
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 172
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 850 раз

#6

Фото № 21 клеймо «птичка» и « лист табака».
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 8682867.jpg


Фото № 22 клеймо «виньетка».
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 8543150.jpg


Фото № 23 «лист табака» скорее не клеймо, а знак обозначающий тип или фасон курительных трубок .
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 5116089.jpg


Фото № 24 клеймо, подражающее арабской вязи, видны следы тонкого ангобирования.
Тара для последнего и окончательного хранения табака. - 7788340.jpg
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано
Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5558
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 172
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 850 раз

#7

В 1810-х трубки фасона тахта-чубук не встречались ни разу, даже Турецкого производства, в то время как другие фасоны встречаются часто, например комплекс, с площади Киевского вокзала. (6) Датировка по стеклянной штофной печати. (7)

В 1820-х многие трубки тахта-чубук имеют клеймо с арабскими буквами, они тщательно отделаны, часто имеют лощение и даже покрытие красно-коричневой поливой. В комплексах этого времени фасон тахта-чубук встречается единично, преобладают трубки других фасонов и много трубок выпущенных на территории Османской империи. Примером может служить комплекс, с Красной Пресни, где трубка тахта-чубук оплетена для прочности проволокой( 8 ). А также комплекс с Доброслободской улицы. (9).

В 1830-х возрастает популярность курения и увеличивается потребность в трубках, растёт и число мастерских производящих трубки, они тщательно отделываются, исчезают подлинные Турецкие трубки этого фасона, клеймо становится более стилизованным, а на небрежно отделанные экземпляры не ставится совсем. Чашечка чубука по-прежнему удлинена, встречаются трубки чёрнолощёные и просто лощёные. Примером служит, комплекс с Красноказарменной улицы. (11). В слое встречалось большое количество мелков для подведения итогов карточных игр, обнаружена мундирная пуговица, датированная промежутком времени с 1829 по 1857год (по А.Низовскому) (12)

В1840-е трубки отделываются менее тщательно, по углам граней чашечки вертикальные линии прорезаются наискось, на некоторых трубках наносится не полная орнаментация, высота чашечки уменьшается, клейма встречаются реже в основном это «солярные» клейма(14,15) и клейма, стилизуемые под Турецкое клеймо «нишпан»(16,17,18) «птичка»(19,20,21), виньетка(22), «лист табака» (23) дублирует некоторые клейма, из этого можно сделать вывод, что это клеймо обозначало тип или фасон изделия. Сопутствующие находки: синие помадные банки(25), которые, кстати, тоже не правильно датируют восемнадцатым веком, дело в том, что патент на помадные банки с синей поливой зарегистрирован во Франции в 1798 году и, учитывая не простые отношения с Францией в начале девятнадцатого века помадные банки могли появиться в России не ранее 1820-х годов, а как массовый материал не ранее 1840-х годов. Кстати они часто фигурируют в картинах художника Федотова, а эти картины написаны как раз в эти годы.
Сопутствующими находками становятся торговые, товарные и таможенные пломбы,(26,27) несущие в своём тексте дату опломбирования, это более точный датирующий материал, чем монеты, так как монеты имели хождение после выпуска, длившееся десятилетия, а сорванные пломбы сразу же выбрасывали. Особенно часто трубочные комплексы этого времени встречаются по набережным Москвы-реки, более мелким речкам и крупным оврагам в пределах Садового кольца, где в эти годы идёт интенсивное подсыпание грунта.В основном это строительно-бытовой мусор, содержащий в себе огромное количество щепы и отходов мелких производств.
Встречаются трубки форма-калыб, которых произведена по хорошо пропечатанной трубке и поэтому на воспроизведённой трубке видны следы орнамента трубки-матрицы, такие трубки не обрабатываются вовсе. (28). Трубки имеют усадочные трещины, черепок не равномерно окрашен и с разводами, что говорит об использовании не достаточно пластичной и не просеянной глины.(29) Орнаментирование порой заключается в прокатке киля звёздчатым штампом валиком и в разделении граней чашечки вертикальными линиями.

В 1860 идёт резкое уменьшение числа трубок фасона тахта-чубук также как и других фасонов, датированных слоях этого времени, трубки мало, чем отличаются от предшествовавшего десятилетия. Причина таких изменений в облике трубок вполне понятна. Если в начале девятнадцатого века в Россию они поставлялись исключительно с территорий подконтрольных Турции, то в 1820-х годах появляются местные керамические мастерские производящие трубки, это достаточно оснащённые и экономически инициативные мастерские пытаясь выдать свои изделия за Турецкие, они по возможности тщательно подражают Турецким изделиям, имея качественные образцы для этого. Со временем, видя прибыльность производства трубок, многие более мелкие мастерские включаются в процесс производства трубок, при этом они подражают уже местным изделиям. Видимо импорт этого фасона вытесняется трубками местного производства. В более позднее время нет нужды имитировать «Турецкое» происхождение трубок, так как все уже знают, что они производятся в Москве и её окрестностях, поэтому стилизация клейм усиливается, а также появляются клейма с русскими буквами (30). А под конец трубки производятся ещё в более упрощённом варианте рассчитанные на непритязательного потребителя ценящего в трубке её дешевизну и когда появляются более дешевые бумажные папиросные гильзы, трубки уходят в небытиё.
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано
Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5558
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 172
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 850 раз

#8

Отличная статья по трубкам.ТУТ
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано
Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5558
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 172
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 850 раз

#9

[url=http://автоклуб-нн.рф/index.php?option=com_content&view=article&id=1245:2011-10-28-08-05-55&catid=20:2011-03-30-16-54-29&Itemid=68]История табака и трубки[/url]
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано
Ответить

Вернуться в «Статьи, рассказы, видео, вырезки из газет»