филиппинский песо

Абашевская культура эпохи бронзы: от Донца до Тобола

Аватара пользователя
Admin
Администратор
Администратор
Сообщений: 18189
Стаж: 9 лет 3 месяца
Прибор: Тетя Дуся
Имя: Игорь
Местонахождение: город К.
Благодарил (а): 13763 раза
Поблагодарили: 11647 раз

Абашевская культура эпохи бронзы: от Донца до Тобола

Сообщение Admin » 07 июл 2019, 14:43:09

Говоря о древней истории на территории России нельзя не упомянуть Аба́шевскую культуру, а точнее культурно-историческую общность (Пряхин,1977). Она оставила следы в широкой полове лесостепи, при имела мало поселений...

Датировка: среднебронзовый век —2100-е- 1740-е г. до нашей эры.

Расположение: Россия - от Калужской области и Северского Донца до Тобола и башкирских верховий Урала, включая части Пермского края. Есть анклав в Костромской области. Стоит сказать, что культура не располагается сплошным массивом.
Абашевская культура эпохи бронзы: от Донца до Тобола - 1.jpg
Локальные варианты: Дон-Волга / Среднее Поволжье (Белая, Свияга, низовья Камы) / Уральский очаг

Названа по: селу Абашево (Чувашия).

Впервые выделена после раскопок проф. В. Ф. Смолиным в 1925-28. Вновь выделена в СССР 60-х годов. Исследователи: А.Халиков, К. Сальников, П. Д. Либеров, Мерперт, Лебединская, Бадер, Герасимова и др.

Соседство с другими культурами: с юго-запада - срубная, с юго-востока и востока — с синташтинская, а затем с андроновская, с северо-запада — поздние фатьяновцы-балановцы (о их культуре я писал в прошлом посте)

В Среднем Поволжье балановцы были вынуждены строить укрепленные поселки для защиты от абашевцев — Васильсурское городище (Бадер, Халиков, 1976, с. 80).

Абашевцы тесно «сотрудничали» со степными андроновцами и заимствовали у них некоторые керамические орнаменты, а абашевские меаллические украшения найдены в андроновских памятниках.

Отдельные абашевские включения отмечены даже в бассейне р. Вычегды (Ульяновское погребение - Буров, 1965) и в Финляндии (находки керамики в Утсиоки, Хайкисалми, Пиелисярви, так же как и отдельные типы металлических орудий, в частности наконечник копья с разомкнутой втулкой, из Пернио).

Идентификация: предположительно, индоевропейцы — индо-иранцы, или напротив — западные индоевропейцы.

Хозяйство: Скотоводство (в основном КРС, было и коневодство. На территории современного Марийско-Чувашского Поволжья доминировало пастушеское скотоводство. Орудия говорят о наличии земледелия, например на р. Воронеж, но оно было не везде. В обиходе колесницы, есть находки дисковидных псалиев. (ниже - конский нащёчник из Старо-Юрьевского могильника)
Абашевская культура эпохи бронзы: от Донца до Тобола - 2.jpg
Поселения и жилища: Несмотря на широкой ареал — заселение мозаичное, поселения обнаружены в Приуралье и на Дону. Слабо углубленные в землю постройки с двух- и четырехскатными крышами, крытыми камышом. Центры: Шиловское поселение под Воронежем, 2 Береговских поселения на р.Белая (Башкирия), Виловатово II, Пикшик.

В соседней синташтинской культуре средней бронзы целых 33 поселения -25 укрепленных (тот же Аркаим).

Металл: пластинчатые орудия труда (ножи, серпы, скобели) и украшения (бляшки).

Абашевцы первыми начали осваивать зауральские залежи меди Таш-Казган и Никольское с использованием медистых песчаников Приуралья и Поволжья.

На Береговских поселениях яркие свидетельства металлургии — кусочки руды, обломки плавильных чаш на ножках и сделанных из глины литейных форм, капли металла, шлаки. Пепкинский курган содержит серии орудий труда металлурга-литейщика, включавшей литейную форму для отливки топоров, плавильные чаши на ножках, каменные наковальни.

Прочий инвентарь: Из кости изготовлялись лощила, проколки, долота и пряжки. Из мягкого камня — топоры, песты, терочники, молотки, наковальни. Из кремня — наконечники стрел, скребки, ножевидные пластинки.
Абашевская культура эпохи бронзы: от Донца до Тобола - 3.jpg
Керамика: лепная, с примесью мелкотолченых раковин, реже — растительных остатков, песка, шамота (битой посуды). Характерны два типа сосудов. Сосуды первого типа — колоколовидные. Второй тип — миниатюрные острореберные плоскодонные сосудики с пышной орнаментацией. Встречаются они почти исключительно в погребениях. Есть также горшки баночной формы и круглодонные сосуды, украшенные волнистыми линиями и вдавлениями.
Абашевская культура эпохи бронзы: от Донца до Тобола - 4.jpg
Погребальный обряд: «подкурганный» — невысокие овальные и круглые курганы. Среди них имеются простые земляные насыпи, курганы с каменными оградками, кольцевыми рвами и следами столбов по кругу. Могилы абашевцы перекрывали деревом и оставляли без насыпи, а впоследствии над ними насыпали общий курган. Под одним курганом находятся одно-два погребения, . Могильные ямы прямоугольные. Дно выстлано берестой, иногда сверху посыпано песком или слоем извести. Стенки могильных ям обложены деревом или обмазаны глиной.

Если ямы овальные (иногда), то в такую яму вставляли прямоугольную деревянную камеру. В заполнении попадаются угольки и зола, под насыпью прослеживаются остатки кострищ. Видимо, поминальные костры были разложены возле могил, и оттуда брали угольки для погребального ритуала.
Абашевская культура эпохи бронзы: от Донца до Тобола - 5.jpg
Тела лежат на спине с подогнутыми ногами (ноги были подтянуты пятками к тазу и стояли первоначально коленями вверх). Руки расположены кистями на груди и тазовых костях, а иногда подведены к плечам. Есть и скорченные на левом или правом боку костяки, а также вытянутые на спине. В большинстве покойники ориентированы головой на юго-восток и восток.

В окраинных районах, особенно в зонах контактов с инокультурными племенами, нередки коллективные погребения типа братских могил: Пепкинский (? военное погребение) и Старо-Ардатовский курганы в Среднем Поволжье, I Юкалекулевский курган в Башкирии.

Донно-волжская часть самая богатая на аристократические погребения: Кондрашкинский курган (Воронежская обл.), Селезни-2 (Тамбовская обл.) и др.

Мифология: вероятны культы огня и солнца, как в зороастризме. Проявление: сожжение наземных конструкций, ссыпание горящего угля в могилу и т. п.)

В отдельном Галичском кладе (Костромская обл.)— 3 бронзовых идола в странных «лучистых» головных уборах, отломанные головы, нож. Возможно, это шаманские принадлежности.


Студзицкая С. В., Кузьминых С. В. Галичский «клад» - К проблеме становления шаманизма в бронзовом веке Сев. Европы. М. 2001.
Абашевская культура эпохи бронзы: от Донца до Тобола - 6.jpg
Абашевская культура эпохи бронзы: от Донца до Тобола - 7.jpg
Антропология:

Самая интересная находка — женский негроидный череп (Катергино-Бишево, Чувашия). Череп обнаруживает некоторые аналогии среди более раннего неолитического населения (Гавриловская стоянка балахнинской культуры) и в некоторых черепах из Балановского могильника [Дебец,Герасимов].

По мнению А.В.Шевченко, зафиксированный негроидный комплекс, как и узколицый европеоидный вариант, являются отражением влияния западноевропейских групп

У носителей культурно-исторической общности не было абсолютного единства в антропологическом плане. Большинство антропологов придерживается идеи, что пришлого (иммигрантного) происхождения основного антропологического варианта абашевской культуры, а также об отсутствии его прямой генетической связи (прим. -это не совсем про гены) со степными скотоводческими группами, в первую очередь, ямными.
[Герасимова, Лебединская,1966, Шевченко, 1993, Хохлов, 2010, Казарницкий, 2012].
Абашевская культура эпохи бронзы: от Донца до Тобола - 8.jpg
Распространяясь на восток, абашевское население, ассимилируя местные племена, постепенно меняло свой физический облик. Увеличивалась доля фенотипов, свойственных аборигенному населению [Хохлов, 1996 в, с.43].

Как говорит к.и.н. М.М.Герасимова:

Палеоантропологический материал крайне скуден, представлен отдельными черепами, за исключением серии из Пепкинского кургана
Черепа из могильников Ольгаши (1♂), Абашевский (1♂), Тауш-Касинский (3♂) демонстрируют европеоидный комплекс, который обнаруживает морфологическое сходство с фатьяновской культурой Волго-Окского междуречья [Дебец, 1948; Акимова, 1955; Герасимов, 1955].

Черепа из 2-го Липецкого кургана (3♂) отличаются от рассмотренных — высокой мозговой коробкой и более высоким лицом, т.е. представляют собой вариант, отличный от прото-европеоидного (Казарницкий, 2012, Васильев, Герасимова, и др.,2016).

Серия из Пепкинского могильника (Чувашия) не схожа с представителями ямной культуры, а ближе к носителями культуры шнуровой керамики (Лебединская, Герасимова, 1966, Шевченко,1984-86, Хохлов, 2010).

Черепа из Чуракаевского мог.( 2♀) тяготяют к комплексам Прикамья, нежели к степи (Акимова, 1965).
Черепа (2 ♂) из мог. Съезженского I, относящиеся к абашевской культуре, морфологически занимают промежуточное положение между энеолитическими из этого же могильника и неолитическими — шигирской культуры [Хохлов, 1996].
Абашевская культура эпохи бронзы: от Донца до Тобола - 9.jpg
Происхождение и родственные связи:

Тема довольно сложная. Вытянутые погребения в части абашевских могил — это местная неолитическая традиция

По предположению А. Х. Халикова и других специалистов, абашевская культура была связана с ямной культурной общностью (положение покойников на спине с подогнутыми ногами).

О. А. Кривцова-Гракова и О. В. Кузьмина говорят о преемственности с фатьяновцами и культурами шнуровой керамики — их роднят сходство орнамента сосудов и способ захоронения покойников в грунтовых ямах, перекрытых настилом и форма топоров.

А. П. Смирнов, К. В. Сальников и др. прослеживают связь абашевцев с балановской культурой, родственной фатьяновской — совпадение ареалов, однотипные орудия (медные наконечники копий со свёрнутой втулкой, вислообушные топоры) и украшения (височные кольца из меди, бронзовые пронизи), сходство орнаментации (расположение узоров очерченными зонами, общие элементы орнамента — вертикальные полотнища, спускающиеся на стенки сосуда, ромбы, треугольники, зигзаги и др.), сходные черты погребального обряда (захоронения скорченными в грунтовых ямах), преемственность в развитии скотоводства и земледелия. К тому же, поздне-балановские памятники сосуществовали с абашевскими могильниками .

Бадер отстаивал автохтонность культуры.

В середине прошлого века П. П. Ефименко, П. Н. Третьяков были склонны считать, что абашевская и фатьяновская культуры вышли из среднеднепровской культуры (схожи колоколовидные, реберчатые и цилиндрические сосуды с примесью раковины, орнаментированные ямками, с шахматным узором и метопами).

Н. Я. Мерперт считал, что и абашевская и среднеднепровская восходят к энеолитическим культурам Приднепровья. С. В. Киселев полагал, что абашевцы не были потомками ни срубного, ни фатьяновского населения.

Исчезновение:

В степном массиве постепенно появляются абашевско-срубные и абашевско-алакульские памятники (группа погребений эпохи поздней бронзы в Покровских курганах под г. Саратовом), абашевская традиция вытесняется. P.S. откуда в "возможных дубликатах" милфы и груди одним абашевцам известно. Источник: Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок
Помощь в развитии форума Поддержать проект
Каждый оригинален в меру своей оригинальности © Mi vida sin cera
Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.
Изображение



Вернуться в «История»