Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Символ наступившего Нового Года

Если вы не уверены к какому именно разделу отнести ваш предмет, пишите в общем разделе
Правила форума
ВНИМАНИЕ!!! В этом разделе ФЛУД строжайше запрещен. Любое сообщение не относящееся к теме и не имеющее смысловой нагрузки будет удалено, нарушителю выписано ЖК или БАН на неделю.

Остальные Правила Форума ТУТ
Шаблон фона для фотографирования предметов для идентификации СКАЧАТЬ
Аватара пользователя
Вольди
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 111
Стаж: 10 лет 2 месяца

Сообщение

Всех еще раз с наступившим 2015 годом!Попался такой вот барашек в тему так сказать,на удачу в следующем сезоне это понятно [img]<fileStore.core_Emoticons>/emoticons/default_smile.gif[/img] Вот думаю понять все же его практическое применение в то время какое было?Материал свинец,на весах 200гр. зашкаливает,но думаю грамм 300-350.Внутри полый,но полость была закрыта тонкой пластинкой,которая сгнила и сразу отвалилась как достал.Сопутка ранний и поздний Н2.У самого мыслей что висело на дверях в качестве тук-тук войдите никаких

<a class="ipsAttachLink ipsAttachLink_image" href="<fileStore.core_Attachment>/monthly_01_2015/post-172-0-32988000-1420550551.jpg">[img]<fileStore.core_Attachment>/monthly_01_2015/post-172-0-32988000-1420550551_thumb.jpg[/img]</a>

<a class="ipsAttachLink ipsAttachLink_image" href="<fileStore.core_Attachment>/monthly_01_2015/post-172-0-48030100-1420550570.jpg">[img]<fileStore.core_Attachment>/monthly_01_2015/post-172-0-48030100-1420550570_thumb.jpg[/img]</a>

<a class="ipsAttachLink ipsAttachLink_image" href="<fileStore.core_Attachment>/monthly_01_2015/post-172-0-42652000-1420550589.jpg">[img]<fileStore.core_Attachment>/monthly_01_2015/post-172-0-42652000-1420550589_thumb.jpg[/img]</a>

<a class="ipsAttachLink ipsAttachLink_image" href="<fileStore.core_Attachment>/monthly_01_2015/post-172-0-47534900-1420550612.jpg">[img]<fileStore.core_Attachment>/monthly_01_2015/post-172-0-47534900-1420550612_thumb.jpg[/img]</a>
Вложения
Символ наступившего Нового Года - барашек1.JPG
Символ наступившего Нового Года - барашек2.JPG
Символ наступившего Нового Года - барашек3.JPG
Символ наступившего Нового Года - барашек4.JPG


Аватара пользователя
Нестор Петрович
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 1171
Стаж: 10 лет 2 месяца
Имя: Нестор Петрович

Сообщение

На свинец не похоже, скорее олово.
Аватара пользователя
Алекс 17
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 1851
Стаж: 9 лет 4 месяца
Имя: Александр
Местонахождение: Воронеж
Благодарил (а): 273 раза
Поблагодарили: 240 раз

Сообщение

А место?
Аватара пользователя
Вольди
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 111
Стаж: 10 лет 2 месяца

Сообщение

<div>А место?
</div>

В плане самого поиска около фундамента,а так почти 100% верняк что свинец,т.к. в самом низу пол мм лопатой срезал.Мысль что в виде звонка может и хорошая,но напрягает что нет нигде потертостей от такого использования.В качестве накладки может,но тяжеловата будет однако
Аватара пользователя
Александр 685
Почетный Ветеран
Почетный Ветеран
Сообщений: 3003
Стаж: 9 лет 11 месяцев
Имя: Александр
Местонахождение: Чебоксары
Благодарил (а): 50 раз
Поблагодарили: 139 раз

Сообщение

 Может связано с обрядами. Извиняюсь,ссылка не копировалась.

 
  русский
Другое<a> //Угры. Материалы VI-го Сибирского симпозиума .</a><a> Тобольск</a><a>, 2003</a>
  Изделия из свинца и олова в обрядовой практике северных групп обских угров  
Статья посвящена вопросу, который еще не получил достаточного освещения в научной литературе, - поздней металлообработке у хантов и манси.

Большинство металлических культовых атрибутов у обских угров в XVIII - XX вв. было изготовлено из свинца и олова. Небольшие слитки этих металлов ханты и манси приобретали у русских, в XX в. для отливки ритуальных принадлежностей иногда использовали дробь. Технологический процесс был предельно простым: свинцовый слиток разогревался в металлической посуде на костре и заливался в приготовленную форму. Литейная форма вырезалась ножом в куске дерева и использовалась один раз. В.Н. Чернецов упоминал о формах, вырезанных из сосновой коры, реже - из мягкого сланца [Чернецов, 1957, с. 243, 245]. В фондах МАЭ хранится деревянная форма, которую вырезали лозьвинские манси для отливки изображения лося [Иванов, 1970, с. 58 - 59]. Некоторые изделия имеют следы доработки ножом, в основном это касается фигур духов-покровителей. Изготовление свинцовых или оловянных изделий считалось мужским занятием.

Изделия из свинца и олова, применяемые в обрядах северных групп манси и хантов, можно условно разделить на следующие группы: изображения духов-покровителей и их помощников; фигурки <i>иттерма (иттарма)</i> - временного вместилища души умершего; шаманская атрибутика; изображения животных, птиц и рыб, отлитые с магическими целями; украшения для одежды.

<b>Изображения духов-покровителей.</b> По сообщению Н. Сорокина, в юртах лозьвинских вогулов он видел фигуры домашних идолов, сделанных “собственноручно из какого-то сплава”. Идолы были двух видов: первый представлял собой “неуклюжего мужчину с высокой шапкой на голове, в которой видны иногда нечто вроде глаз, носа и рта”; второй - изображал “четвероногое чудовище, как бы покрытое чешуей, особенно заметной в хвостовой части” [Сорокин, 1873, с. 48]. Судя по рисункам [Там же, табл. V, рис. 1 - 3], эти изображения выполнены из свинца. На голове “мужчины” скорее не шапка, а личина; изображение животного по стилю напоминает фигурки бобров усть-полуйского времени [см.: Чернецов, 1953, с. 160].

По материалам XIX в., обдорские ханты приписывали свинцовым фигуркам оленей ту же способность охранять оленье стадо, какой, по их мнению, обладал посвященный духам олень белой масти. При каслании ханты обходили вместе с изображением оленя свое стадо и периодически закалывали в честь этого духа нескольких оленей. Постоянно же свинцовая фигурка оленя хранилась в святом сундучке [Иванов, 1970, с. 58; Карьялайнен, 1996, с. 8].

А. Каннисто упоминал о свинцовой фигурке лося, завернутой в шелковую ткань - это был образ духа-покровителя, который хранился в жертвенном амбарчике лозьвинских вогулов. На Северной Сосьве в “святом” сундуке среди платков, подаренных <i>Ялпус-ойке</i> "Священного города мужчине", было завернуто свинцовое изображение медведя [Kannisto, 1958, S. 315, 386].

В фондах РЭМ хранится оловянная антропоморфная фигурка духа березовских хантов из сборов С.А. Руденко (начало XX в.), в фондах Ханты-Мансийского краеведческого музея - оловянная фигурка духа казымских хантов. На ней надето шесть разноцветных миниатюрных кафтанов [Иванов, 1970, с. 54]. Свинцовая фигурка всадника на коне, принадлежавшая хантам, хранится в Тобольском музее, фигурка коня (манси) - в фондах ГМЭ [Там же, с. 57].

<i>Сав-пауль-ойка</i>, предок мансийского "рода" Елесиных в верховьях Лозьвы, представлял собой оловянную фигурку лося [Чернецов, 1939, с. 25]. Фигура лося (тотема манси Сампильталовых) - <i>Тав хуритэ</i> была также отлита из свинца. Глаза были обозначены золотыми монетами, серебряная - вставлена в живот [Источники..., 1987, с. 200, 202], она подчеркивала священность данного образа.

Несколько литых свинцовых зооморфных фигур было найдено З.П. Соколовой в пос. Шишинги (куноватские ханты). Одно из них - в виде лягушки - являлось изображением семейного духа-покровителя. После рождения ребенка, а также для благополучия семьи, сохранения оленьего стада и т.п. лягушке дарили новые платки с завязанными в углах монетами [Соколова, 1975, с. 146 - 148].

Сердцевину изображения <i>Ворсик-эквы</i> - жены “Трясогузки-старика” на святилище ляпинских манси составляли три свинцовые литые объемные фигурки, завернутые в пять разноцветных лоскутов. Одна из фигурок представляла собой бобра, другая - ящерицу или рыбу, в спину которой при отливке была вставлена медная монета [Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 20]. Основой изображения <i>Пайпын-эквы</i> - жены “хозяина” пос. Хошлог - являлась литая свинцовая фигурка выдры или ящерицы, в ее тулово была вделана серебряная монета [Там же, с. 31]. По мнению И.Н. Гемуева и А.М. Сагалаева, свинцовая фигурка ящерицы в женских одеждах выражала двухсоставный - зоо- и антропоморфный облик женских духов-покровителей [Там же, с. 121]. На одном из культовых мест в бассейне р. Ляпин находилось деревянное изображение духа-покровителя, на тулове которого был вырезан паз и в него уложена литая свинцовая антропоморфная фигурка [Там же, с. 75].

ИзображениеВ пос. Тутлейм в святом сундуке были обнаружены завернутые в платки две фигуры духов-покровителей [Бауло, 2002, рис. 26 - 27]. Первая из них представляла антропоморфное свинцовое изображение, выполненное методом плоского литья: бюст с двумя крестами на груди, голова овальной формы с крестом на макушке, выделены близко посаженные глаза, нос вытянутой прямоугольной формы, уши маленькие (рис. 1). Размеры фигуры (9,5 x 4,3 x 0,4 см) увеличены за счет оставшегося при отливке в деревянную форму свинца. На фигуру были последовательно надеты три суконных халата красного цвета (полы и края рукавов одного из них были украшены бисером, другого - золотым позументом). Длина изображения в одежде - 34 см, размах рук - 42 см. Время изготовления свинцовой фигурки точно установить невозможно, по ряду косвенных свидетельств (в основном, по возрасту находящихся рядом атрибутов) ее можно отнести к XVIII - началу XX вв.

Антропоморфное изображение в своем роде уникально. Более всего оно напоминает идола лозьвинских вогулов, опубликованного Н. Сорокиным [1873, табл. V, рис. 1], а также одну из деревянных личин с культового места <i>Сяхэл-Торума</i> на Северной Сосьве [Гемуев, 1990, с. 134]. Поскольку хозяин дома умер, прокомментировать данную находку никто не смог. Остается высказать следующие соображения: во-первых, данный экземпляр - примечательное свидетельство проявления древней традиции литейного производства; во-вторых, для человека, изготовившего фигурку, важным был сам процесс отливки фигуры - остатки свинца не убраны. По поводу того, что собственно стремился изобразить художник, можно высказать три версии. Первая: перед нами фигура духа-покровителя, имеющего орнитоморфные признаки - распахнутые крылья; в этом случае “кресты” на груди - прижатые птичьи лапки, “крест” на голове - хохолок. Таким образом могли изображать любого из “крылатых” духов, во множестве “заселявших” бассейн Нижнего Приобья. Имеющийся в нижней части фигуры стержень в таком случае мог изначально (а фигура, скорее всего, “копирует” более ранние образцы) служить для вставки в деревянную основу. Изготовление подобных “идолов” известно в Западной Сибири, по крайней мере, с VIII - IX вв. [Зыков и др., 1994, с. 82, 133, 134] и до начала ХХ в. [Гемуев, 1990, с. 151, рис. 134, 1; Лехтисало, 1998, с. 64, рис. 12].

Вторая версия - это бюст антропоморфного духа-покровителя. Третья - перед нами изображение воинского шлема с наносником и навершием в виде головы. Древние обитатели Сибири нередко оформляли макушки шлемов у бронзовых фигур подобным образом [Оборин, Чагин, 1988, с. 129; Гемуев, Бауло, 1999, с. 109; Тыликова, Бауло, 2001, с. 129, рис. 3].

Вопрос вызывает крест на “голове” свинцовой фигуры и два креста на ее “груди”. Известно, что христианская атрибутика и символика в определенной мере вошли в религиозно-обрядовую практику коренных народов Западной Сибири. Многие вогулы, остяки и самоеды держали в своих жилищах иконы с изображением Св. Николая и др. Т. Лехтисало описал случай, произошедший с одним из ненецких шаманов. Во время камлания тот, якобы, посетил на небе бога Микулая, который приказал ему пришить на шапку крест из серебряной ленты [Лехтисало, 1998, с. 115]. Возможно, и в нашем случае мы имеем дело с синтезом христианской и языческой символики в изображении хантыйского духа-покровителя.

ИзображениеВторая фигура духа-покровителя была также отлита из свинца и завернута в кусок оранжевой шелковой ткани, вырезанный в форме спинки халата с рукавами (рис. 2). Длина фигуры 11,7 см, ширина 3 - 3,5 см. В отличие от предыдущего, данное изображение после отливки тщательно обработано с помощью ножа. Тулово духа-покровителя продолговатое с покатыми выпуклыми плечами. Последняя деталь была выполнена путем дополнительной доливки свинца на плечи фигурки. Шея в виде длинного стержня, прямоугольного в сечении. Голова близкой к овальной формы, сзади плоская. Лицо с широко расставленными большими выпуклыми глазами и большим с выраженной горбинкой носом.

В пос. Юхан-курт фигура духа-покровителя была выполнена из нескольких миниатюрных рубашек и халатов синего и красного цвета. Между ними лежала 2-копеечная монета выпуска 1940 г. Сердцевину изделия составляла завернутая в полоску красной ткани свинцовая фигурка лягушки (?) с серебряной 10-копеечной монетой (символом священности изображения) на спине. Длина фигурки 3,7 см [Бауло, 2002, с. 32].

В пос. Ишвары сердцевиной духа-покровителя являлась свинцовая фигурка волка (?) (длина 4 см). На фигурке сохранились кусочки дерева от формы, в которую заливался свинец [ПМА, 2001].

Свинцовыми пулями были обозначены глаза на “лице” деревянной фигуры <i>Чохрынь-ойки</i> [Носилов, 1904, с. 88].

Зоо- и орнитоморфные фигурки из свинца выполняли также роль помощников духов-покровителей. Их часто можно отличить по отсутствию специально выполненной одежды, придающей фигурам духов антропоморфный облик. Это связано с тем, что помощники выполняли свои функции в облике животных и птиц. Священный статус помощников часто подчеркивался приложенной или вплавленной в фигурку серебряной монетой. Рассмотрим несколько наиболее характерных примеров.

ИзображениеК “груди” фигуры одного из духов-покровителей ляпинских манси на двух лентах было пришито девять свинцовых изображений ящериц или выдр. Каждая фигура была отлита в отдельной деревянной форме без последующей обработки [Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 172 - 173]. Свинцовая зооморфная фигурка вместе с двумя серебряными монетами, вставленными в ее тулово, находилась на дне святого сундука в одном из амбарчиков на святилище <i>Хонт-торума</i> (р. Ляпин) [Там же, с. 78]. В пос. Тутлейм в святом сундучке были обнаружены свинцовые фигурки собаки и лисы, завернутые в белый хлопчатобумажный платок (в углу завязана 10-копеечная монета 1935 г.), и также завернутые в белый платок свинцовая фигурка выдры и 10-копеечная монета 1951 г. В пос. Юхан-курт в сундуке находились две суконные ленты, в узел одной из них были завернуты свинцовая фигурка гуся длиной 4 см и 20-копеечная монета выпуска 1955 г. [Бауло, 2002, с. 28, 34]. В пос. Овгорт в священной нарте в отдельном свертке с лентами и кольцами хранятся семь свинцовых отливок: три птицы (длина каждой фигурки 9 см) и четыре "ящера" (длина - 8 см) [ПМА, 2001] (рис. 3).

К. Карьялайнен считал подобные фигурки олицетворением второстепенных по значимости духов, помощников основных духов-покровителей [Карьялайнен, 1995, с. 22 - 24]. В. Штейниц полагал, что этим фигуркам отводилась роль ездовых животных, на которых дух совершает путешествие [Цит. по: Кулемзин, 1984, с. 108].

<b>Иттерма</b> <i>(иттарма).</i> У северных групп манси и хантов после смерти человека изготавливают фигурку, в которую, согласно поверьям, временно вселяется душа умершего [Соколова, 1990; Гемуев, 1990, и др.]. <i>Иттерма</i> бывает трех видов: из куска дерева, пучка волос умершего или его родственников, а также из свинца. Свинцовые изображения характерны для обрядовой практики сынских, куноватских и части нижнеобских хантов.

Свинцовые антропоморфные фигурки, составлявшие основу <i>иттарма</i> у сынских хантов, опубликованы З.П. Соколовой [1975, с. 145]. У этой группы хантов <i>иттарма</i> делают в день похорон, сразу после отъезда процессии с гробом на кладбище. Пожилая женщина (не родственница), взяв мягкий кусок дерева из дровяника, который приготовлен для дымокура, вырезает в нем подобие человеческой фигуры (голову, руки, туловище) длиной 4 - 5 см. В форму заливают расплавленный свинец [Талигина, 1995, с. 136]. Свинцовую фигурку одевают в несколько халатов или платьев и поверх - в малицу.

В пос. Мужи сердцевину <i>иттармы</i> для умершего отца (свинцовый бюст) отливал младший сын (<i>вообще-то так нельзя, но больше никого не было</i>). Кусок дерева для формы он взял на пилораме, где работает. После отливки антропоморфного изображения этот кусок дерева сжигают [ПМА, 2001].

Локальный вариант изготовления <i>иттармы</i> зафиксирован в пос. Восяхово. Здесь (а также у войкарских хантов) в случае естественной смерти человека сердцевину <i>иттарма</i> делают из куска дерева, отколотого от венца дома или шеста чума. При несчастном случае (человек застрелился, потерялся, утонул) - отливают из свинца. Это делает один из мужчин - родственник покойного [ПМА, 2001].

Большая коллекция свинцовых изображений <i>иттарма</i> находится в краеведческом музее пос. Мужи Шурышкарского района ЯНАО. Среди наиболее интересных изображений можно выделить бюст девочки с косами. Другие фигурки представляют собой антропоморфные изображения с руками и ногами.

Несколько свинцовых изображений было встречено в пос. Тутлейм. В одном из домов хранилась <i>иттарма</i>, сердцевину которой составляла свинцовая фигурка с 10-копеечной монетой 1921 г. на “груди”. Плоское лицо с маленькими глазами и длинным носом можно назвать “птичьим” (рис. 4а). Не исключено, что перед нами орнитоморфное изображение - временное вместилище души умершего. Свинцовое вложение было завернуто в кусочек синей ткани, завязанный нитками в районе шеи; следующая часть одеяния состояла из белой рубахи с двумя нагрудными карманами, далее шли несколько разноцветных халатов и завершала одеяние распашная шуба из оленьего меха. Длина фигуры в одежде - 25 см [Бауло, 2002, с. 18].

[align=center]ИзображениеИзображение[/align]

В другом доме поселка находилась <i>иттарма</i>, сердцевину которой составляла свинцовая антропоморфная фигурка с руками и ногами, тщательно вырезанными чертами лица. На грудь фигурки была положена 15-копеечная монета выпуска 1861 г.(рис. 4б) [Там же, с. 26].

ИзображениеВ пос. Ясунт была обнаружена редкая для ляпинских манси свинцовая <i>иттерма</i> (обычно подобные фигурки здесь выполняют из дерева), завернутая в два платка (рис. 5). В “ушах” фигурки - отверстия, в которые вставлены медные серьги и низки бисера, к “шее” прикреплены шерстяные косы. На фигурку был надет зеленый камзол, украшенный по подолу и бортам оловянными отливками. Поверх камзола - малица, подпоясанная шерстяным шарфом (на тулове лежала 5-копеечная монета выпуска 1757 г.). Судя по монете, серьгам и оловянным украшениям, фигурка действительно относится к концу XVIII в.; подобная форма отливки в настоящее время уже не встречается [ПМА, 1999].

По поводу изготовления <i>иттармы</i> в облике животного существуют разноречивые данные. В упомянутой коллекции свинцовых изображений из Мужевского музея представлено несколько фигурок лягушек, ящериц и даже жуков. Однако нет прямой информации, что они относятся к временным вместилищам души умершего. На мой взгляд, они имеют отношения к группе фигурок, отлитых по поводу непреднамеренного убийства животного (о них речь пойдет ниже).

Информатор З.П. Соколовой из пос. Лопхари (куноватские ханты) рассказывал о том, что в прошлом местные жители почитали лиственницу и отливали основу <i>иттармы</i> из свинца в виде дерева [Соколова, 1975, с. 147].

Таким образом, на сегодняшний день реально подтверждена традиция изготовления<i>иттармы</i> у ряда групп манси и хантов из свинца лишь в виде антропоморфных фигур. Часть из них выполнена в виде бюста, часть - в виде фигурки с руками и ногами. В обоих случаях глаза и рот вырезаются с помощью ножа. На грудь фигурки кладут (или вплавляют) монету из белого металла. Заметно совпадение в выделении священного статуса фигур духов-покровителей и<i>иттарма</i> с помощью “серебряного круга”. Это не удивительно, т.к. <i>иттарма</i> у нижнеобских хантов сохраняются в составе культовой атрибутики как изображения предков-покровителей.

<b>Шаманская атрибутика.</b> Этот вид свинцовых фигур выделен условно и связан с двумя находками 2002 года. Удалось побывать на одном из святилищ хантов, проживающих в пос. Зеленый Яр на р. Полуй. Недалеко от берега реки на поляне установлены три священные нарты, принадлежащие разным семьям. Одна из нарт - старика-шамана – после его смерти была разрушена временем и к моменту нашего посещения развалилась. В трех маленьких сундучках сохранилась монеты выпуска 1950-60-х гг. и два вотивных железных лука со стрелами, подвешенными к железной тетиве (с их помощью в процессе камлания шаман побеждал злых духов). Наиболее интересными оказались две находки из свинца – "ладья" (длина 10 см) и солярная бляха.

ИзображениеОсновная часть "ладьи" выполнена в виде узкого прямоугольника, от передней части которого вверх поднимается изогнутый "нос" с навершием-ромбом (рис. 6). На "ладье" показаны семь фигур: три из них – в виде ромбов на столбиках, одна – в виде столбика, одна – в виде двуконечной вилки, одна бутылочной формы и одна в виде тулова человека с разведенными в сторону руками (согнуты в локтях и подняты верх).

ИзображениеРазмеры солярной бляхи 10 х 7,5 см, толщина 0,5 см. Она выполнена в виде диска с отходящими от него четырьмя "лучами" в виде ромбов на столбиках и двумя сдвоенными "лучами". Нижняя часть диска обломана при отливке. На лицевой стороне бляхи в центре, образованном двумя рельефными концентрическими полосками, находится антропоморфная фигура с "трехлучевой короной" на голове и двупалыми руками (рис. 7). За нижние "лучи" бляхи справа и слева крепятся кожаными ремешками медные цепочки. К одному из ремешков привязана серебряная монета достоинством 5 коп. выпуска 1813 г.

Семантика обнаруженных атрибутов затруднительна. В мифологии обских угров ладья связана с фигурой Владыки Нижнего мира <i>Хинь ики (Хинь вэрт)</i>, он постоянно направляет вверх по рекам берестяные лодки с духами болезней, которые забирают покойников и переправляют их на север, в страну мертвых [Молданов, Молданова, 2000, с. 66 – 67]. В этом плане можно высказать предположение, что к антропоморфам на ладье относятся две фигуры: бутылочной формы (образ безмолвного перевозчика душ) и та, что изображена с поднятыми руками (плачущая душа; ср. у Е. Шмидт: душа умершего, "крича и плача", отправляется в последнее путешествие в мир мертвых [schmidt, 1989. Р. 223]). Возможно, впрочем обратное прочтение фигур: с поднятыми руками – торжествующий <i>Хинь ики</i>, на корме - поникшая фигура умершей души.

Трудно сказать, с какой целью изготовил и использовал "ладью" шаман, однако у северных хантов известна его важная роль при прощании с покойником. В ходе похоронного обряда шаман "переворачивает покойника, рассматривает его со всех сторон" и сообщает родственникам, "что такой-то бог был причиной его смерти, и именно: полюбя его добродетели, или огорчаясь пороками" [Шавров, 1871, с. 12].

Относительно бляхи можно предположить, что в ее центре находится либо изображение неизвестного нам божества, либо шамана в короне. В любом случае налицо сохранение формы (шумящие подвески) и изобразительных традиций: существа в "трехлучевых коронах" запечатлены еще в граффити на средневековых восточных серебряных блюдах [Лещенко, 1976] и уральских (?) бляхах [Чернецов, 1957, с. 190; Бауло, 2001].

<b>Другие случаи изготовления свинцовых фигурок</b> связаны с магическими обрядами, необходимостью временного замещения жертвы и непреднамеренным убийством священных животных.

ИзображениеМагические обряды проводились с целью обеспечения промысла или охраны имущества. У кондинских манси после установки запора для рыб совершали жертвоприношение в честь местного духа-покровителя. На берегу убивали корову или овцу, при этом кровь должна была стечь в воду. Туда же опускали изготовленные из олова фигурки рыб (<i>хулхор</i> “образ рыбы”) [Kannisto, 1958, S. 175]. Фигурки муксуна и осетра (длина 5 и 6 см) сынские ханты сохраняли в священном амбарчике в пос. Евригорт [ПМА, 2001.] (рис. [img]<fileStore.core_Emoticons>/emoticons/default_dirol.gif[/img].

Свинцовая фигурка волка была встречена в одном из домашних святилищ на Северной Сосьве (пос. Анеево). Ее появление связано с тем, что волки стали нападать на оленье стадо, принадлежавшее манси Челдановым. При этом волки не съедали жертву, а только “рвали” ее. Создавалось впечатление, что они не столько утоляли голод, сколько “наказывали” за что-то хозяина стада. Тогда последний прибегнул к магическому средству: сделал из свинца фигурки волка и оленя и положил их рядом в берестяную коробку. Поза оленя символизировала покорность волку; жир, налитый в коробку, предназначался хищнику. Все это должно было обеспечить сохранность стада. Серебряная монета, вплавленная в фигурку волка, подчеркивала его принадлежность к сонму почитаемых духов [Гемуев, 1990, с. 129 - 130]. В коллекциях РЭМ (сборы С.И. Руденко) хранится принадлежавшая березовским хантам фигурка волка, вырезанная из железной пластинки. По рассказу ее хозяина, этот волк не должен был “гонять” домашних оленей и поэтому был привязан к фигуре духа-покровителя. Во время жертвоприношений фигурку волка смазывали кровью забитого животного [Иванов, 1970, с. 58]. В последних двух случаях фигурки, отлитые с магическими охранительными функциями, получили статус духов или их помощников.

Изготовление свинцовых фигурок было также связано с представлениями обских угров о том, что одна из душ человека способна отделяться от тела, что приводит к заболеванию. В подобном случае на Конде изготавливали литейную форму животного, в которую заливали свинец. Если отливка удавалась, душа должна была возвратиться. Отлитое изображение, по мнению К. Карьялайнена, являлось жертвой соответствующему духу, а удача с отливкой означала, что он жертву принял [Карьялайнен, 1994, с. 37].

Казымские ханты делали из свинца фигурки оленей, временно заменявших жертвенных животных [Иванов, 1970, с. 58].

ИзображениеВ случае убийства или нанесения вреда священным животным (лягушке или ящерице) куноватские ханты выдалбливали в куске дерева форму, заливали свинцом и, завернув в тряпочку готовую фигурку, убирали ее в “святой” ящик [Соколова, 1975, с. 145, 148]. У питлярских хантов в случае убийства собаки принято привозить изображения собак, отлитые из свинца, на святилище <i>Лэв нэ ими</i> у Питлорского сора; березовские ханты привозили подобные отливки <i>Тек-ики</i> [Перевалова, 1996, с. 85] (рис. 9). Как уже упоминалось выше, в коллекции Мужевского краеведческого музея хранятся свинцовые фигурки ящериц, лягушек, жука. Скорее всего, необходимость их изготовления была продиктована теми же причинами.

В ходе экспедиций последних лет в домашних святилищах хантов встречены: в Тутлейме - в белом платке небольшие (длиной 2 - 3 см) свинцовые фигурки собаки, ящерицы и утки [Бауло, 2002, рис. 9], в Юхан-курте - три свинцовые фигурки (каждая в отдельном кусочке материи): гагары и двух зооморфных существ (выдры?) [Там же, рис. 38, 43], в Оволынгорте - свинцовая лягушка в тряпице, в Евригорте - свинцовая фигурка лебедя длиной 8 см [ПМА, 2001], и т.д.

Хранение в составе культовой атрибутики домашних святилищ данных свинцовых фигурок один из информаторов объяснил следующим образом: <i>значит, человек убил зверька или птицу, которых нельзя убивать. Надо восстановить, воскресить его. Чтобы болезни не было. Делают из дерева форму, заливают свинец, получается фигурка. У меня еще так было: выстрелил в утку, а попал в поганку (маленькую гагару). Сделал форму и из свинца отлил гагарку. Потом на святое место увозят и под лабаз бросают. Если этого не сделаешь, ребятишки твои могут заболеть</i> (А.Г. Неттин, пос. Теги, 1999 г.).

Украшения из олова часто применяли для оформления не только бытовой одежды (в середине XIX в. северные остяки приделывали к рубашкам “твердые откладные воротники, вылитые из олова и унизанные цветными бусами” [Заметки..., 1859, с. 8]), но и одежды духов-покровителей. По сообщению У.Д. Сирелиуса, форму вырезали из коры тополя. При отливке ее покрывали берестой, которую прижимали гладким деревянным бруском. В бересте оставляли небольшое отверстие, через него вливали в форму расплавленное олово [1907, с. 59].

ИзображениеВ 2002 г. в пос. Зеленый Яр один из информаторов показал мне каменную форму для отливки металлических изделий. Она хранилась в "святом" сундучке, оставшемся от деда. Размеры изделия 7 х 7 см. По мнению Н.В. Федоровой, высказанному в беседе с автором статьи, данная форма для отливки может относится к усть-полуйской культуре. На одной стороне вырезаны формы для ромбической и крестообразной розеток, а также для украшения грушевидной формы с двумя перекрещивающимися полосками внутри. На другой стороне - форма для крупной ромбической розетки. На одной из торцевых сторон вырезаны формы для фигуры собаки (?) и украшения в виде грушевидной подвески с кантом из ворсинок (рис. 10).

ИзображениеЕсли принять датировку Н.В. Федоровой, то в конце XVIII – первой половине XIX вв. оловянные отливки для одежды у обских угров выполнялись с сохранением древних традиций. Приведем ряд примеров. Оловянными розетками разной формы и размеров украшены женское платье из амбарчика на святилище около Хурумпауля [Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 53], халаты духа-покровителя ляпинских манси <i>Мис-нэ</i> и духа-покровителя в пос. Верхне-Нильдино [Гемуев, 1990, с. 67, 106], платье и халат из домашнего святилища в пос. Тутлейм [Бауло, 2002, с. 23]; халат северных хантов в Ханты-Мансийском краеведческом музее (КП ХМ 8650); поднесенный в пос. Оволынгорт семейному духу-покровителю халат (длина 45 см) из белой байки с оловянными нашивками и лентой золотого позумента по краю [ПМА, 2000] (рис. 11) и др.

Подведем итоги. В XVIII - XX вв. обские угры занимались обработкой легкоплавких металлов - олова и свинца. При этом изготовление культовой атрибутики происходило с соблюдением техники, форм и образов, истоки которых уходят в средневековое бронзолитейное производство. Разделение отлитых образцов на готовые (при котором основным считался сам процессе отливки) и требующие дальнейшей доработки ножом одинаково характерно как для бронзовых, так и свинцовых изделий. Включение вновь изготовленных принадлежностей (бронзовых и свинцовых) в состав духов-покровителей также происходило одинаково - приложением серебряной монеты или приданием антропоморфного облика с помощью одежд. Свинцовые фигурки духов – антропоморфов и животных повторяют ассортимент древней бронзы. По мнению Н.В. Федоровой, свинцовые поделки из Мужевского музея по сюжетам и способам их передачи более всего напоминают отливки VII - IV вв. до н.э. [Федорова, 2000, с. 56]. В числе предметов угорского литья, имеющих прототипами древние образцы, можно назвать свинцовых ящериц из многих мансийских и хантыйских святилищ, прямые аналоги которым обнаруживаются в находках с Гляденовского костища [Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 172 - 173].

Думается, что совпадение стилистики древних бронзовых и поздних свинцовых / оловянных изображений не случайно. Причиной этого является, с одной стороны, “копирование” находившихся в составе культовой атрибутики обских угров образцов древнего бронзолитейного производства ("как было раньше"), с другой стороны, сохранявшаяся устойчивость на протяжении длительного времени иконографических образов многих мифологических персонажей.
Список использованной литературы:
  • 1. Бауло А.В. Богатырь и невеста (серебряное блюдце с р. Сыня) // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2001. - № 2. - С. 123 - 127.
  • 2. Бауло А.В. Культовая атрибутика березовских хантов. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002. - 92 с.
  • 3. Гемуев И.Н., Бауло А.В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999. - 240 с.
  • 4. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. - Новосибирск: Наука, 1990а. - 232 с.
  • 5. Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места XIX - начало XX в. - Новосибирск: Наука, 1986. - 190 с.
  • 6. Заметки об инородцах Березовского округа // ЖМВД. - 1859. - Т. 38. - Кн. 9. - С. 1 - 15.
  • 7. Зыков А.П., Кокшаров С.Ф., Терехова Л.М., Федорова Н.В. Угорское наследие. Древности Западной Сибири из собраний Уральского университета. - Екатеринбург: Внешторгиздат, 1994. - 159 с.
  • 8. Иванов С.В. Скульптура народов Севера Сибири XIX - пер. пол. XX вв. - Л.: Наука, 1970. - 296 с.
  • 9. Источники по этнографии Западной Сибири. - Томск: Изд-во ТГУ, 1987. - 280 с.
  • 10. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов / Перевод с нем. и публикация Н.В. Лукиной. - Томск: Изд-во ТГУ, 1994. - Т. 1. - 151 с.; 1996. - Т. 3. - 264 с.
  • 11. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. - Томск: Изд-во ТГУ, 1984. - 192 с.
  • 12. Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев) / Перевод с нем. и публикация Н.В. Лукиной. - Томск: Изд-во ТГУ, 1998. - 136 с.
  • 13. Лещенко В.Ю. Использование восточного серебра на Урале // Даркевич В.П. Художественный металл Востока. - М.; Л.: Наука, 1976. - С. 176 - 188.
  • 14. Молданов Т. А., Молданова Т.А. Боги земли Казымской. - Томск: Изд-во ТГУ, 2000. - 114 с.
  • 15. Носилов К.Д. У вогулов. - СПб.: издание А.С. Суворина, 1904. - 255 с.
  • 16. Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль. - Пермь: Пермское книжное изд-во, 1988. - 184 с.
  • 17. Перевалова Е.В. Две традиции в сакральном отношении к собаке у нижнеобских хантов // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Новосибирск - Омск: издание НГПУ, ОГУ, Омск. филиала ОИИФФ, 1996. - Ч. 2. - С. 83 - 87.
  • 18. Сирелиус У.Т. Домашние ремесла остяков и вогулов // ЕТГМ. - 1907. - Вып. 16. - С. 41 - 69.
  • 19. Соколова З.П. Находки в Шишингах (культ лягушки и угорская проблема) // СЭ. - 1975. - № 6. - С. 143 - 154.
  • 20. Соколова З.П. О культе предков у хантов и манси // Мировоззрение финно-угорских народов. - Новосибирск: Наука, 1990. - С. 58 - 72.
  • 21. Сорокин Н. Путешествие к вогулам // Труды общества естествоиспытателей при имп. Казанском университете. - Казань, 1873. - Т. 3, № 4. - 60 с.
  • 22. Талигина Н.М. Описание похоронного обряда сынских хантов // Народы Северо-Западной Сибири. - Томск: Изд-во ТГУ, 1995. - Вып. 2. - С. 130 - 140.
  • 23. Тыликова Е.И., Бауло А.В. Древности Нижнего Приобья в фондах Овгортского краеведческого музея // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2001. - № 1. - С. 127 - 134.
  • 24. Федорова Н.В. Олень, собака, кулайский феномен и легенда о сихиртя // Древности Ямала. - Екатеринбург - Салехард: Изд-во ИИА УРО РАН, 2000. - С. 54 - 66.
  • 25. Чернецов В.Н. Фратриальное устройство обско-югорского общества // СЭ. - 1939. - № 2. - С. 20 - 42.
  • 26. Чернецов В.Н. Бронза усть-полуйского времени // МИА. - 1953. - № 35. - С. 121 - 178.
  • 27. Чернецов В.Н. Нижнее Приобье в I тыс. н.э. // МИА. - 1957. - № 58. - С. 136 - 246.
  • 28. Шавров В.Н. Краткие записки о жителях Березовского уезда // Чтения в обществе истории и древностей российских при МГУ. - М., 1871. - Кн. 2. - С. 1 - 21.
  • 29. Kannisto A. Materialien zur Mythologie der Wogulen // MSFOu. - Helsinki, 1958. - Vol. 113. - 444 S.
  • 30. Schmidt É. Bear cult and Mythology of the Northern Ob-Ugrians // Uralic Mythology and folklore. - Budapest, 1989. - P. 187 - 232.
Список иллюстраций:
  1. Фигурка духа-покровителя. Пос. Тутлейм.
  2. Фигурка духа-покровителя. Пос. Тутлейм.
  3. Свинцовые фигурки птиц и "ящеров" из священной нарты. Пос. Овгорт.
  4. Фигурки иттарма. Пос. Тутлейм.
  5. Свинцовая фигурка иттерма. Пос. Ясунт.
  6. Свинцовая "ладья". Р. Полуй.
  7. Свинцовая бляха с изображением антропоморфной фигуры. Р. Полуй.
  8. Фигурки рыб, отлитые с целью получения улова. Пос. Евригорт.
  9. Фигурка собаки, поднесенная Тек-ики. Пос. Юхан-курт.
  10. Каменная форма для отливки изделий из металла (вид с разных сторон). Пос. Зеленый Яр.
  11. Халат с оловянными отливками, поднесенный духу-покровителю. Пос. Оволынгорт.
ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ       ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ     ИЗВЕСТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ     ИНФОРМАЦИЯ ОБ       этом авторе     этой эпохе     этом народе     этой арх. культуре   ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ       этого автора     этого сборника     этого издательства     в этом году     с этой эпохой     с этим народом     с этой арх. культурой   ПУБЛИКАЦИИ ПО ТИПУ   Монографии Коллективные монографии Статьи (в рецензируемых журналах) Тезисы Авторефераты Электронные публикации Другое   СЛУЧАЙНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ     КУМАНДИНЦЫ.. >>>   Особенности системы НИКА – Музей, созданной на основ.. >>>   Создание информационных ресурсов по материальному и .. >>>   БУХТАРМИНСКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТ.. >>>   Русские: Историко-этнографические группы.. >>>   Люди междумирья.. >>>  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ПОЛЯКОВ В СИБИРИ... >>>   Призрак традиционализма.. >>>   СЛУЧАЙНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ  
Последний раз редактировалось Александр 685 06 янв 2015, 22:23:49, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Вольди
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 111
Стаж: 10 лет 2 месяца

Сообщение

Александр,спасибо огромное,очень познавательный материал.Может и правда изображение носило некий сакральный смысл.Мне с обеих сторон мордочки вобще видятся ягоды и фрукты,может как символ благосостояния и достатка имеет место быть.Повешу в прихожей,в конце года отчитаюсь по результату воздействия [img]<fileStore.core_Emoticons>/emoticons/default_smile.gif[/img]

Вернуться в «Оценка и Идентификация. Общий раздел.»