Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

ПРО Историю в подстаканниках

Оценка / опознание
El jaguar

Сообщение

ПРО Историю в подстаканниках - 5629-3-1.jpg
Говорят, что на Востоке чайная церемония – это глубокая философия, имеющая древние корни. Но разве не имеет своей философии традиция пить чай в России?

Картина настоящего русского чаепития заслуживает внимания и философа, и художника, и писателя, и поэта. В ней русское хлебосольство, которое так нравится иностранцам, и они часто думают, что стол накрыт к обеду: так много блюд появляется на нем. Но это всего лишь чай. А сколько романов началось "за чаем", сколько решилось проблем! Ведутся разговоры, пробуется варенье "нового урожая", чай заваривается с мятой, листьями вишни и смородины, он вкусен по-летнему и неизменно горяч, как это любят в России. Стол сервируется чашками в разнобой, но от этого становится еще веселее. И вдруг появляется стакан в подстаканнике.Его обычно ставят мужчине, словно у подстаканника изначально мужской характер. В общем-то, нет, сегодня и многие женщины из экстравагантности или любви к старине пьют чай из стакана в серебряном антикварном подстаканнике.

Сегодня подстаканник – вещь редкая и ценная. К тому же он считается предметом декоративно-прикладного искусства. Он появился в XVIII веке и именно в России. Но этот факт могут оспорить антиквары, в руки которых попадают работы мастеров Польши, Финляндии, Германии, Англии, Ирана. Если Польша и Финляндия в те времена были в составе Российской империи, то как объяснить изготовление подстаканника в других европейских странах?

Но именно русский подстаканник стал зеркалом нашей истории. В дизайне этого изделия была идеология, искусство, литература, история, города, личности. Первые подстаканники не отличались высокохудожественной работой: они были просты и по форме и по оформлению. Так на оружейном заводе в Туле выпускались подстаканники из латуни, что говорило о потенциальном покупателе – простом народе. Делались они и на других заводах России и выполняли только бытовую функцию.

Во второй половине XIX века ювелиры начали изготавливать из серебра предметы сервировки. И серебряный подстаканник становится символом благополучия. Аристократы и купцы пьют чай из стакана в серебряном подстаканнике, украшенном вензелем.

Подстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах, часто и на заказ, в самых разных стилях (классицизм, ампир, рококо, модерн) и в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Их украшали цветы, фрукты, ангелы, виньетки, гирлянды, сюжеты - даже из мифов Древней Греции. У них появились ножки - например, в виде желудей или орнамента. И оригинальная форма - польские мастера представили парные подстаканники "На двоих", что очень романтично.

Подстаканники, как произведение искусства, создавали лучшие ювелиры - Хлебников, Овчинников, Сазиков, Клингерт, Лорие, Грачев, Дехтерев, Ольсониус и многие другие. Но главное, что подстаканники делал сам Карл Фаберже.

После революций 1917 года подстаканник так и не признали классовым элементом, ведь пили из него и рабочие и крестьяне – не роскоши ради, а защищая руки от горячего стакана. Этот предмет быта остался. Но стал выпускаться в меньшем количестве: наверное, держать революционный шаг и пить чай – занятия несовместимые.

А потом наступил НЭП. И люди вновь вспомнили о подстаканнике, он стал символом уюта. Полюбили подстаканник и чиновники. На столе, покрытом зеленым сукном, освещенный мягким светом лампы на столе управленца стоял подстаканник и обнимал прозрачное тело стеклянного стакана, иногда граненого - произведения художницы Веры Мухиной.

Наверное, первые производители подстаканников не догадывались, каким разнообразным будет его дизайн. Интересно, что в случае с подстаканником двигателем креатива стала идеология. Да и как было удержаться художнику от изображения на подстаканнике рабочих и крестьян, которые сражаются за революционные идеалы? А потом на подстаканнике появились мирные картины: первый трактор, выставка сельского хозяйства, дирижабль, серп и молот, колосья, труженики. Впрочем, был и танк – как символ военной мощи страны. И портреты вождей - Ленина и Сталина. Интересно, каково это после каждого глотка видеть профиль Сталина? (почему бы и нет - адм.)

После Великой Отечественной войны развивается металлургическая промышленность, и предметы сервировки начинают производить из нержавеющей стали, алюминия, мельхиора. Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Он рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах. Но были и более художественные сюжеты: например, парусники, картинки из басен, памятники выдающимся личностям – например, Суворову и Пушкину.

Однако не стоит думать, что в советское время перестали выпускать подстаканники из серебра. Великоустюгский завод "Северная чернь" делал ювелирные украшения, ложки, вилки, ножи и подстаканники. Уникальная техника нанесения черни, появившаяся в XVIII веке и возродившаяся в 1933 году, делала такой подстаканник художественным произведением: на нем появились изображения городов, памятников, замысловатые узоры, сюжеты русских народных сказок и сказов А.С.Пушкина. Некоторые заводы - например, "Ленэмальер" - выпускают серебряные подстаканники, украшенные техникой горячей эмали.

Стоит сказать, что в Советском Союзе подстаканники выпускались на 15 крупных предприятиях, а также в цехах военных заводов. В хрущевское время подстаканник стал еще более высокохудожественным, но постепенно исчез с обеденного стола. В 60-е годы в моду вошла синтетика и пластмасса и минимализм. В таком окружении подстаканник смотрелся несколько странно и даже вычурно, из него мог пить разве что дедушка. И постепенно подстаканник усвоил новую роль: быть раритетом, сувениром, оригинальным подарком, гордостью чьей-то коллекции.

Каждый человек в нашей бескрайней стране хотя бы раз в жизни ездил на поезде и пил чай. У него, как это кажется всем и всегда, особый вкус. Возможно, это зависит от воды, нагреваемой в титане, самой атмосферы, упаковки сахара – по 2 кусочка, а также подстаканника. Без него нельзя представить себе чаепитие в поезде. Вот проводница спрашивает: "Чай пить будете?" Все оживляются, шуршат своими пакетами с провиантом и радостно соглашаются. И она несет чай, держа в одной руке 2-3 стакана. Чудо как хорошо на душе от этого размеренного позвякивания металлических подстаканников и ложечек в стаканах!

Интересно, что главным оптовым заказчиком подстаканников всегда было Министерство путей сообщения. Так в 1924 году подстаканники для железной дороги выпускались в артели "Освобожденный труд металла". Но не только название артели было "говорящим". Подстаканники тоже назывались красиво и оптимистично - "Свободная дорога"!


Вернуться в «Антиквариат»