Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Кто придумал календарь и какое же сегодня число?

Статьи о истории, археологии и прочих темах.
Аватара пользователя
МАШКА
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 2481
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 112
Имя: Марина
Местонахождение: Новочеркасск-Каменск
Благодарил (а): 2840 раз
Поблагодарили: 3295 раз

#1

Рождение календаря

Любой из нас с легкостью может назвать, какой сегодня день недели, число, месяц, год. В разговоре мы часто используем обороты, которые так или иначе затрагивают тему времени: «через неделю», «год назад», «до новой эры» и т.д.? Но что же стоит за этими привычными словами? Почему мы начинаем Новый год 1 января?
Почему в неделе семь дней, а в месяце 30 или 31 день? Как выглядел самый первый календарь и кто его придумал? На эти и многие другие, схожие с ними вопросы, отвечает вспомогательная историческая дисциплина хронология, или наука о времени и его измерении.
На протяжении многих веков до н.э. люди наблюдали за сезонными изменениями природы, старясь установить какие-либо закономерности, которые затем становились основой будущего календаря (от лат. calendarium — долговая книга), т.е. системы счета промежутков времени, основанной на видимых движениях небесных тел. Главными же объектами наблюдений человека стали Луна и Солнце, что и положило начало трем основным видам календаря — лунному, солнечному и смешанному. В лунных календарях согласование годов с движением Земли вокруг Солнца не производится. В солнечном же календаре месяцы никак не согласованы с движениями Луны. А смешанный календарь соединил в себе наблюдения и за Солнцем, и за Луной.

Календарь древней Месопотамии

Почти круглый год в дневное время в Месопотамии настолько жарко, что под солнечными лучами падали в обморок даже самые выносливые рабы, переставал трудиться скот. И лишь когда Луна сменяла Солнце, наступала долгожданная прохлада, и возможно, именно это обстоятельство стало причиной возвеличивания Сины — шумерского бога Луны.
Но лик бога постоянно менялся, и шумеры не могли этого не заметить: то на небе был виден лишь узкий его серп, то он смотрел влево, то вправо, а то и вовсе вставал над Шумером в полном своем великолепии. Со временем жрецы проследили закономерность, в соответствии с которой менялся облик бога: сначала на западе в вечерних солнечных лучах можно было заметить лишь исчезающий бледный узкий серп Сина, но с каждым днем он все дольше проливал на землю свой свет, все выше поднимался по небосклону, как бы догоняя садившееся Солнце, и все это время рога лунного месяца смотрели влево, на запад. Проходило около восьми-девяти дней, и на небе почти всю ночь уже сиял полумесяц, а спустя еще немного времени Син являл шумерам свой лик целиком — наступало полнолуние, когда луна появлялась сразу же после захода солнца и пропадала при первых его утренних лучах. Но только несколько дней жрецы могли любоваться Сином во всей его красе: через неделю бог начинал «таять», и вскоре на небе опять появлялся лишь узкий серп, но теперь рога его были обращены вправо, на восток. А через несколько дней наступали темные ночи — Син вовсе не появлялся на небосклоне, как будто бы лишь для того, чтобы вновь родиться на западе.
Кто придумал календарь и какое же сегодня число? - 14-1.jpg
Именно так шумерские жрецы представляли себе изменение фаз Луны, длившееся всегда одно и то же время. Каждый раз, когда по расчетам жрецов на западе должна была появиться новая Луна, они поднимались на зиккураты — башни храмов и, увидев на небе серп, при помощи труб оповещали народ о начале нового месяца. Со временем жрецы вычислили продолжительность лунного месяца — около 29 суток. Но такое число было очень неудобным для Шумера, в котором была принята шестидесятеричная система счисления. Совсем другое дело, если бы месяц длился тридцать дней — тогда его можно было бы разделить на пять периодов по шесть дней. Но лунное божество было неумолимо, и каждый месяц длился 29 суток, а если быть совсем точными, то 29,5.
Казалось бы, подобное несоответствие желаемого и действительного не могло оказать никакого влияния на повседневную жизнь Месопотамии: ничего страшного, если условный месяц был немного длиннее или короче лунного. В действительности же все было гораздо серьезнее. Дело в том, что шумеры торжественно праздновали начало нового года и первого календарного месяца — нисану, а приблизительно через 14 дней после праздника наступало новолуние, одновременно с которым начинался разлив Евфрата.
Кто придумал календарь и какое же сегодня число? - 14-2.jpg
Кто придумал календарь и какое же сегодня число? - 14-2.jpg (6.49 КБ) 2246 просмотров
Наверное, не имеет смысла подробно говорить об исключительной значимости для земледельцев знать точную дату начала разлива реки. В условиях жаркого и сухого климата Междуречья нужно было заблаговременно подготовить водохранилища, углубить и отремонтировать каналы и колодцы. Своевременность этих работ во многом зависела от правильности предсказаний жрецов, а значит и от правильности вычисления даты начала нового года. Жрецы сосчитали, что от одного разлива реки до другого Син вновь рождался на западе 12 раз, т.е. ровно столько, сколько раз происходило новолуние. Таким образом жрецы создали первый календарь, состоящий из 12 месяцев, в которых поочередно было по 29 и 30 дней, а сам год состоял из 354 дней. Но довольно скоро жрецы заметили свою ошибку: в ожидаемое время река не разлилась. Казалось, что между богами произошел конфликт и теперь Евфрат не слушался Сина, отказываясь разливаться в «положенное ему время». Стараясь скорректировать свои вычисления, жрецы время от времени добавляли к 12 месяцам еще один — 13-й, чтобы подогнать время разлива реки к началу нового года, но путаница при таких вычислениях была неизбежна. Жрецы вновь стали изучать особенности движения Луны и после многовековых наблюдений составили карту, согласно которой путь ночного светила проходил через двенадцать созвездий, названия которым были даны, исходя из их отдаленного сходства с животными или людьми. До сих пор мы пользуемся этими названиями: лев, скорпион, телец, козерог и др., позже греки назовут эти 12 созвездий зодиаком — «кругом зверей».
Жрецы пунктуально записывали даты каждого нового рождения Луны и полнолуний, но количество дней между новолуниями менялось от 29 до 30. Еще сложнее было согласовать такие единицы времени, как месяц и сутки: если продолжительность месяца зависела от фаз Луны, то длина суток — от восхода и захода Солнца. Перед жрецами встала новая проблема: как соотнести эти две величины.
Кто придумал календарь и какое же сегодня число? - 15-1.jpg
Казалось бы, каждый день утром Солнце встает на востоке и каждый вечер садится на западе, но долгота дня при этом постоянно разная, и лишь два раза в год день и ночь равны по своей продолжительности. Для того чтобы, с одной стороны, соотнести год и сутки, а с другой — чтобы было легче ориентироваться во времени в течение дня, вавилонские жрецы придумали солнечные часы — гномон. В землю втыкался длинный прямой шест, от которого падала тень, передвигавшаяся соответственно движению Солнца по небу. Круг, который описывала тень в течение дня, жрецы разделили на равные двенадцать частей — точно по количеству месяцев в году, кроме того, число двенадцать прекрасно вписывалось в шестидесятеричную систему счета в Месопотамии.
Но, наблюдая за движениями Луны и Солнца, жрецы-астрономы не могли не заметить, что звездное небо тоже меняется. Из месяца в месяц Луна рождалась у разных созвездий, как бы переходя от одного к другому по очереди, так же как и Солнце. Со временем была выявлена и закономерность этих перемещений светил, позволившая предугадывать, в каком созвездии появится Луна в следующее новолуние. Однако самым важным открытием жрецов того времени было следующее: Солнце из года в год проходит все созвездия в одной и той же последовательности и после того, как опишет полный круг, возвращается в начало своего пути — в точку весеннего равноденствия, когда начинал разливаться Евфрат. Таким образом стала известна общая траектория движения Солнца, но проследить ее более точно было достаточно сложно: днем не видно созвездий, а ночью нет Солнца. Сейчас уже трудно сказать: благодаря каким расчетам жрецы пришли к выводу, что в течение дня Солнце делает на небе 180 шагов (считая, что один «шаг» равен двум диаметрам светила, жрецы сделали вывод, что и за ночь Солнце проходит столько же шагов, таким образом, за сутки светило «шагало» 360 раз). Стоит отметить, что число шагов, случайно или специально, прекрасно укладывалось в шестидесятеричную систему счета, кроме того, именно с этим нововведением жрецов связана традиция делить круг на 360 градусов (само же слово «градус» в переводе с латинского языка означает «шаг»). Далее жрецы предположили, что за день солнце на один шаг приближается к востоку и за 360 дней, проходя все 12 созвездий, возвращается в исходную точку — начинается новый год.
Кто придумал календарь и какое же сегодня число? - 15-2.jpg
Поначалу жрецы радовались, что наконец создан верный календарь: казалось, что сами боги устроили так, что год продолжается 360 дней. Но многолетние наблюдения за светилом не могли скрыть ошибки — Солнце замыкает зодиакальный круг не за 360, а за 364 с четвертью дня. В лунном же календаре дней было и того меньше — всего 354. Казалось, жрецы вновь встали в тупик: как же все-таки соединить лунный и солнечный календари? Задача была достаточно сложной: каждый год должен состоять из целого числа месяцев, каждый месяц — из целого числа дней, при этом каждый новый месяц должен начинаться с новолуния и, что самое главное, начало года должно совпадать с весенним равноденствием, за которым следовал разлив Тигра и Евфрата. Жрецы вновь погрузились в расчеты, которые привели к достаточно остроумным выводам: раз в календаре каждый раз не хватает 11 с четвертью дней, то за восемь лет их набегает уже 90 — как раз 3 месяца по 30 дней. Значит, календари можно соединить, если в течение восьми лет три раза добавить по одному лишнему месяцу — тринадцатому. Но добавлять этот месяц следовало так, чтобы начало года четко совпадало с днем весеннего равноденствия. Этого можно было достичь, прибавляя лишний месяц ко второму, пятому и седьмому году восьмилетки.
Таким образом, в VI в. до н.э. шумеры были первыми, кто смог согласовать лунные месяцы с солнечным годом, допуская при этом минимальные погрешности.
Но кроме деления года на 12 месяцев, а месяца на 30 или 29 дней, шумеры первыми ввели семидневную неделю. Хотя, на первый взгляд, может показаться и странным, что при шестидесятеричной системе счета в неделе вдруг оказалось семь дней, но на самом деле все достаточно просто. По представлениям жрецов-астрономов, каждым днем в неделе управляла одна из планет, а так как в то время было известно семь планет, то и дней в неделе стало тоже семь. Так, воскресеньем управляло Солнце, понедельником — Луна, вторником — Марс, средой — Меркурий, четвергом — Юпитер, пятницей — Венера, а субботой, которая считалась самым неудачным днем, — Сатурн. Эти представления, которые скорее относятся к области астрологии, чем хронологии, в измененном виде дошли до наших дней. И хотя теперь тяжелым и неудачным днем принято считать понедельник, но в названиях дней недели во многих языках отразилась связь с планетами, повелевающими ими.
Связь человека со временем загадочна, но очевидна. Человек и человечество немыслимы вне временной системы. Недаром Робинзон Крузо попав на необитаемый остров придумал свой собственный календарь раньше, чем соорудил себе достойное жилище…
По мере развития общества, конечно, развивался и календарь. Эволюция календаря (как самого термина, так и его понятия) – это отличная тема для бюджетной научной книги. Причем эта книга наверняка получилась бы толщиной не меньше 700 страниц.
Из-за того что древнейшие цивилизации развивались практически одновременно в разных концах планеты, к сожалению невозможно сделать полностью обоснованный вывод о том, когда же и где появились первые календари.
Но древнейшим из сохранившихся календарей считается незамысловатый архитектурный ансамбль Стоунжендж, который находится в 130 км к юго-западу от Лондона, Англия.
Само слово «календарь» произошло от латинского calendae – в Древнем Риме так назывались первые дни каждого месяца (календы). В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола caleo – "провозглашать", "созывать". Это связано с тем, что в Риме начало месяца всегда торжественно провозглашалось специальными жрецами. Затем возникло слово calendarium – так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, уже в Средние Века, слово «календарь» приобрело свое современное значение.
Но даже в современном понимании слово «календарь» имеет как минимум два значения. Мы условно назовём их «Календарь в широком смысле» и «календарь в полиграфическом смысле».
Итак, «календарь в широком смысле» – это систематизированный подход к проблеме летоисчисления, и попытка понять и осмыслить Хронос. Грубо говоря, философский аспект привычного явления.
В рамках этого значения выделяется чаще всего три типа календаря: солнечный календарь, основанный на движении Солнца, лунный календарь, основанный на движении Луны и лунно-солнечный, наиболее сложный, но и наиболее точный. Именно на лунно-солнечном календаре была основана древнерусская система летоисчисления. Да и до сих пор лунно-солнечный календарь используется для вычисления даты празднования Пасхи на каждый год.
Конечно, рассказывать об истории «календаря в широком смысле» можно бесконечно долго. Но все же тематика нашего сайта несколько иная и хотя мы всегда рады рассказать что-нибудь полезно-интересное, нужно все же вернуться в привычное русло.
Итак, календарь во втором значении – это непосредственно тот самый календарь, который мы привыкли видеть у себя на стене, в кошельке/кармане, на письменном столе и даже в мобильном телефоне. Но, конечно, последний – это уже не наша стезя.
Календарь в «полиграфическом» понимании существовал ещё задолго до появления полиграфии как таковой. Хотя конечно по внешнему его виду невозможно было даже предположить, что когда-то такие странные предметы, какими были первые календари, превратятся в один из самых востребованных видов полиграфической продукции.
Первый по датировке каменный солнечный календарь обнаружен у подножья горы Сераус под Алуштой. Так называемый «Крымский Стоунхендж» — представляет из себя каменное кольцо правильной формы диаметром 7 метров, состоящее из 24 крупных валунов крымского минерала диорита. В его центре располагается прямоугольное сооружение (солнечные часы), углы которого сориентированы строго по промежуточным сторонам света. Ежегодно 21 марта и 23 сентября, когда солнце всходит и заходит в одних и тех же точках стержень на солнечных часах показывает сезонные отсчеты.
Кто придумал календарь и какое же сегодня число? - -Тышлар-Крымский-Стоунхендж.jpg
Прелюбопытнейшая находка была сделана при раскопках верхнепалеотической стоянки Мизин (близ города Новгород-Северский) в 1908 году. Там были найдены два браслета из мамонтовой кости, которые небезосновательно можно считать древнейшими календарями наших предков. Поверхность браслетов украшена сложным орнаментом, напоминающим древнегреческий меандровый узор. Узор состоит из 30 меандр, каждую из которых составляют 12 линий. В совокупности их 360 — столько дней насчитывал календарь двадцатитысячелетней давности.
Именно эти причудливые находки и считаются первыми календарями. Как мы можем видеть, со временем календари делались все компактней и всего за несколько тысячелетей из огромных каменных глыб они превратились уже в маленькие браслеты…
Но когда же календарь начинает приобретать привычные и знакомые нам черты?
ХI веке на Руси появляются первые рукописные календари. Их было не так много и по сути, они конечно ещё далеки от современных, но, тем не менее, это очень значимый период в истории календаря. Именно в этот период календарь становится по-настоящему графическим изделием. Первым из рукописных календарей считается «Остромирово Евангелие» 1056 года.
Кто придумал календарь и какое же сегодня число? -  735.jpg
Первое печатное издание календарного типа — «Малая подорожная книжица» белорусского первопечатника Франциска Скорины. Он был напечатан в городе Вильно (ныне Вильнюс) кириллицей на старославянском языке. Дата издания не позднее 1522 года. Хронологические таблицы-пасхалии были рассчитаны на 20 лет (1523 — 1543).
В Киевской Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона
Кто придумал календарь и какое же сегодня число? - Crug-lunny.jpg
А это календарь-Рука Иоанна Дамаскина». Средневековый способ для расчёта пасхалии. Слева: «рука дамаскинова», на ней 28 кругов Солнцу — красные славянские
Кто придумал календарь и какое же сегодня число? - 250px-Рука_дамаскина.jpg
Летоисчисление на Руси и в России
На основе библейских текстов, где указывалась продолжительность жизни библейских персонажей - предков Христа и библейских события , монахи рассчитали когда был сотворен Адам.
В ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ это изложено так:
« … Поэтому с этой поры начнем и числа положим: от Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1082 года, от Авраама до исхода Моисея 430 лет, от исхода Моисея до Давида 601 год, от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет, от пленения до Александра 318 лет, от Александра до рождества Христова 333 года …»
Получается что Адам сотворен Богом в 5454 году до рождества Христова.
К единому мнению монахи до сих пор не пришли.
Согласно одному из летоисчислений, принятых в православных странах,— александрийской эре -Мироздание было сотворено 25 мая 5493 года до РХ.
С Х века Россия следовала византийскому календарю, согласно которому дата Сотворения мира несколько отличалась от александрийской: мир был сотворен в 5508 году до РХ.
Летоисчисление на Руси

Со времен Владимира Киевская Русь использовала византийскую эру от сотворения Адама, которое велось «от сотворения мира».
В течение почти 500 лет началом года на Руси, как и в Византии, считалось 1 марта (Березень).
В 7000 (1492)году наступил нешуточный миллениум, стукнуло нашему миру аж 7000 лет от «сотворения мира». Великий князь Иоанн III твердо порекомендовал Московскому собору считать началом года 1 сентября.
В документах для «краткости» тысячи лет опускали, и записывали только последние цифры. Так, указанный в документе 161-й год следует считать как 7161. Вычитая 5508, получаем 1653 год.
Однако, следует учесть, что год до петровской реформы начинался 1 сентября, поэтому в промежутке с 1 января по 31 августа разница с летоисчислением «от Рождества Христова» составляет 5508 лет, а для дат с 1 сентября по 31 декабря разница уже 5509 лет
Летоисчисление в России
В 1582 году Папа Григорий ХIII ввел григорианский календарь. И вся Европа на него перешла.
Пока в России на Европу обращали мало внимания их календарные новшества особенно никого не волновали, но тут молодой и энергичный царь Петр I 15 декабря 1699 года объявил, что начало следующего года устанавливается с 1 января.
«Поелику в России считают Новолетие по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700 от Рождества Христова. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового Года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает.
А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду свободно.» :lol:

Проведение в жизнь этой календарной реформы, началось с того, что запрещено было праздновать прежнее начало года 1 сентября, барабанным боем народ был созван на Красную площадь. С высокого помоста царский дьяк громко зачитал царский указ о том, что великий Государь Петр Алексеевич повелел «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова»
Вслед за 31 декабря 7208 года от сотворения мира наступило 1 января 1700 года от Рождества Христова, как и в большинстве европейских стран, но с поправкой на 11 дней, то ест по юлианскому календарю. В XIX веке поправка составляла 12 дней, а в XX веке 13 в сторону отставания юлианского календаря от григорианского.
В России григорианский календарь был введён декретом Совнаркома от 24 января 1918, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток и после 31 января 1918 считалось не 1, а 14 февраля. Дни недели в обоих календарях совпадают и поэтому при переходе от одного из них к другому день недели сохраняется.
Изображение


  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Статьи»