Самый известный и удивительный из сохранившихся до наших дней кромлехов, то есть доисторических мегалитических сооружений из камня, — это, вне всяких сомнений, Стоунхендж в Англии. Данный памятник доисторической архитектуры сложен в виде круговой ограды из двух типов обтёсанных каменных глыб, который доставляли с Презелийских гор к месту строительства в течение нескольких столетий. А Презелийские горы находятся больше чем в 200 километрах от Стоунхенджа.
И тут возникает законный вопрос: как наши доисторические предки сумели перетащить неподъёмные глыбины на такое огромное расстояние, да и, собственно, зачем? Ответов существует превеликое множество. Вернее даже не ответов, а скорее предположений.
Согласно старинной кельтской легенде, необычайные сооружения сотворил волшебник Мерлин. Это он, великий кудесник, собственноручно перенёс громоздкие каменные глыбы из Ирландии и крайнего юга Англии в местечко Стоунхендж, что к северу от городка Солсбери в графстве Уилтшир, и возвёл там пережившее века святилище — самый знаменитый на Британских островах, да и во всём мире, мегалит.
Стоунхендж, напомним, представляет собой двойную круговую ограду из установленных вертикально крупных камней. Такую ограду археологи называют кромлехом. И построена она была, по их мнению, между III и II тысячелетием до Рождества Христова — в пять больших по времени этапов.
Ещё в 1136 году английский хронист Джеффри Монмутский свидетельствовал, что «каменья сии были завезены издалека». Мы же с вами, полагаясь на данные современной геологии, в одном можем согласиться с ним вполне: часть глыб для строительства мегалита действительно были каким-то образом доставлены с запада, но никак не из ближайших к Стоунхенджу каменоломен. Помимо того, 80 тонн менгиров, или обработанных каменных блоков, которые следом затем устанавливали в вертикальном положении, завезли из южных областей Уэльса, расположенного в западной части Англии (в частности из Пембрукшира). И произошло это уже на втором этапе строительства, то есть во второй половине III тысячелетия. Из Презелийских каменоломен на юго-западе Уэльса так называемые синие камни перевозили в Стоунхендж по воде — во всяком случае, так предполагает известный английский археолог профессор Ричард Аткинсон. А более точно — по морю и рекам в глубь страны. И наконец — завершающий отрезок пути, «парадный», который спустя несколько столетий, в 1265 году, получил название, сохранившееся до наших дней, правда, несколько в ином значении: «авеню» — о нём будет сказано позднее. И тут уже действительно впору восхититься силой и долготерпением древних.
Не меньшее восхищение вызывает и мастерство каменотёсов. Ведь большая часть кровельных плит знаменитого дольмена, как ещё называют мегалитические сооружения типа Стоунхенджа, весят несколько тонн, а многие опоры — порядка нескольких центнеров. Кроме того, требовалось ещё найти подходящие глыбы, перевезти их к месту будущей постройки и установить в строго определённом порядке. Словом, строительство Стоунхенджа, выражаясь современным языком, было равносильно трудовому подвигу.
В самом деле, при строительстве Стоунхенджа использовались камни двух разновидностей: крепкие валуны — так называемые эоловые столбы — из эйвберийского песчаника, из которых складывали трилиты — те же дольмены, или вертикальные каменные блоки с поперечными каменными же плитами сверху, образовывавшие внешний круг всего сооружения; и более мягкие долериты, входящие в состав рудных и угольных пластов. Долерит — это похожая на базальт магматическая порода синевато-серого оттенка. Отсюда и его другое название — синий камень. Двухметровой высоты долериты образуют внутренний круг мегалитического сооружения.
Хотя синие камни Стоунхенджа не очень высоки, именно в них, полагают археологи, заключён тайный смысл всего сооружения.
Первое, на чём единодушно сошлись учёные, — геологическое происхождение долеритов: их родина — Презелийские горы. А вот по поводу того, зачем древним предкам кельтов понадобилось ворочать долеритовые валуны, мнения исследователей разошлись. Споры главным образом вызывал допрос: действительно ли люди из нового каменного века собственноручно перетаскивали глыбины к месту постройки мегалита или же камни смещались сами по себе — по мере смещения ледников во время четвертичного периода, то есть задолго до появления человека? Конец спорам был положен лишь совсем недавно. На международной конференции гляциологи огласили результаты своих многолетних исследований, сводившихся к тому, что в районе Стоунхенджа крупных ледниковых подвижек никогда не было.
Теперь археологи могли вести раскопки в полной уверенности, что перемещение мегалитических глыб — следствие грандиозной человеческой деятельности. Но ответов на многие другие вопросы, связанные с «как» и «зачем», пока не найдено.
От Презелийских гор до Стоунхенджа по прямой — 220 километров. Однако, как известно, прямой путь не всегда самый короткий. Так и в нашем случае: с учётом непомерной тяжести «груза» приходилось выбирать не самый короткий, а наиболее удобный путь.
К тому же надо было построить соответствующие транспортные средства. Известно, что в новом каменном веке люди умели выдалбливать из стволов деревьев челны, — они-то и были главным транспортным средством. Действительно, недавно археологи обнаружили остатки древнего тримарана, состоявшего из трёх семиметровой длины долблёных челнов, скреплённых поперечинами. Таким тримараном вполне могли управлять с помощью шестов шестеро человек. А что до четырёхтонных каменных глыб, тем же шестерым гребцам было под силу погрузить их на тримаран при помощи рычагов. Морской путь вдоль пологих берегов Уэльса являлся самым удобным, да и укромных бухт, на случай непогоды, там имелось предостаточно.
Ценой титанических усилий
Однако часть пути приходилось преодолевать по суше. И тут уже требовались сотни пар рук. Первым делом «груз» надо было перевалить на салазки и тянуть их по очищенным от сучьев стволам деревьев, уложенным поперёк пути, наподобие катков. Каждую глыбину тащили не меньше двух десятков человек.
И ещё одна немаловажная деталь: во избежание осенних и весенних штормов камни можно было перевозить с начала мая до конца августа. Для этого требовалась не только огромная рабочая сила, но и смётка, поскольку единственными орудиями в те далёкие времена были деревянные шесты, каменные топоры и рычага, не считая деревянных же катков и челнов. Незаменимым подспорьем, кроме того, служили ремни — кожаные, льняные или конопляные. Колеса в то время ещё не изобрели. Лошадей люди также пока не научились приручать. А значит, не было и повозок — они появились много позже, в бронзовом веке. Между тем в качестве тягловой силы люди нового каменного века уже широко использовали быков. Да и сами они были объединены в хорошо организованное сообщество.
Люди, отправлявшиеся добывать камень, безусловно, руководствовались неким великим побуждением: камнедобытчики знали — если вернутся не с пустыми руками, то их ждут почёт и слава, поскольку они вносят свою посильную лепту в строительство святилища, иначе говоря, выполняют священную миссию. Для юношей, к примеру, такой поход был своего рода испытанием, предшествующим посвящению в мужчины.
Нетрудно догадаться, что путь камнедобытчиков был долог и труден. И не случайно иные из них погибали по дороге. Особенно много опасностей таил водный путь — главным образом из-за штормов, встречных ветров и течений. Тем более что челны продвигались вперёд очень медленно: ведь управлялись они, как мы помним, с помощью шестов или примитивных гребцов. Наземный путь также требовал колоссальных усилий, поскольку передвигать многотонные каменные глыбы по суше куда труднее, чем по воде.
Стоунхендж — святилище Солнца?
Осенью синие камни наконец доставляли по реке к месту, расположенному в трёх километрах от Стоунхенджа, и камнедобытчики возвращались домой. А груз оставался на берегу до следующего лета: камни устанавливали неизменно в день летнего солнцестояния. Тогда-то, собственно, и заканчивался долгий «священный путь».
В день церемонии, до восхода солнца, завершался последний этап: к Стоунхенджу по специальной дороге — «авеню» — направлялась торжественная процессия. Дорогу эту, четырнадцати метров шириной, с обеих сторон окаймляли рвы и насыпи. Она тянулась вверх дугой, облегчая подъём на священный холм, и вела строго на восток — туда, где всходит солнце.
Некоторые камни в Стоунхендже образуют прямые ряды, направленные в стороны восхода и заката солнца и луны. Вероятно, для древних это имело жизненно важное значение: они должны были точно знать дни, когда следовало поклоняться духам усопших предков.
Куда делись синие камни?
Как мы уже знаем, перевезённые в Стоунхендж долериты использовались при строительстве первой ограды — её возвели около 2500 года до Рождества Христова. К тому времени Стоунхендж уже считался древним памятником. Пятью веками раньше святилище обнесли рвом, оградив его с внешней стороны земляным валом шириной порядка сотни метров.
Во время третьего этапа строительства — около 2000 года до Рождества Христова — в Стоунхендже были установлены огромные трилиты. Тогда же на место строительства доставили 30-тонные эоловые столбы — их до святилища пришлось перетаскивать за тридцать километров.
Самый же грандиозный этап строительства начался с доставкой синих менгиров. К тому времени долеритовый пояс, так и не законченный, был разрушен — вероятно, для того чтобы уступить место куда более величественному сооружению, на возведение которого требовалось намного больше усилий.
Так, за какие-нибудь четыре сотни лет синие камни исчезли вовсе. Однако около 2000 года до н. э. они оказались на прежнем месте. И сегодня как раз по ним-то мы и можем судить о том, каким был Стоунхендж в первозданном виде.
Впрочем, далеко не все археологи полагают, что долериты как строительный материал исчезли на целых четыреста лет. Их следы были обнаружены в других монументальных сооружениях того времени: например на горе Силбери, самом высоком искусственном холме времён нового каменного века, высящемся в 40 километрах к северу от Стоунхенджа. На его вершине и был обнаружен обломок долерита, который, судя по всему, когда-то был частью кромлеха.
Хотя мы не располагаем полными знаниями о той далёкой эпохе, у нас, тем не менее, есть все основания предполагать, что кромлехи представляют собой, помимо всего прочего, памятники культуры нового каменного века, когда человек только-только начал заниматься продуктивной деятельностью. Именно в тот период у людей появился первый опыт в сельском хозяйстве и животноводстве. Тогда же человек стал привыкать к оседлому образу жизни и строить поселения.
Так что какими бы ни были истинные причины, побудившие людей каменного века построить стоунхенджский кромлех, в нашем представлении он навсегда останется самым замечательным мегалитическим памятником.
P. S. Найдено захоронение «Короля Стоунхенджа»
Недавно британскими археологами было найдено древнее захоронение неподалёку от этого загадочного сооружения. Как сообщает газета «The Guardian», останки человека, захороненного возле Стоунхенджа более четырёх тысяч лет назад, принадлежат выходцу из тех мест, где сейчас расположена Швейцария.
Человека из захоронения прозвали «Король Стоунхенджа», потому что его могила была щедро заполнена дорогими предметами. Здесь находилось множество металлических изделий, включая орудия труда, а также украшения, выполненные из золота, добытого из старейшего месторождения Британии.
Захоронения сразу поразили археологов, совершенно сбив их с толку. Но, возможно, они дадут ключ к разрешению давней загадки, породившей бесчисленное количество гипотез, — как валуны Стоунхенджа, весом каждый до четырёх тонн, были переправлены на расстояние 240 миль из Презелийских гор на их нынешнее место?
Захоронение «Короля Стоунхенджа» было обнаружено в трёх милях от гигантского каменного «круга». «Король» был похоронен около 2300 года до н. э., как раз в то время, когда громадные валуны были добавлены к ранее существовавшим специально вырытой канаве и насыпному земляному сооружению. И именно к рубежу III–II тысячелетий до н. э. относится начало новой эпохи в первобытной истории человечества — бронзового века, во время которого в древних культурах происходило огромное количество прогрессивных изменений. Считалось, что в целом обработка металла получила распространение гораздо позже — во II тысячелетии до н. э., вот почему так велико значение этой находки, относящейся к последней трети III тысячелетия до н. э.
Эндрю Фицпатрик, директор Археологического общества Уэссекса, сказал:
— Я хотел бы знать, был ли действительно наш «король» тем пришельцем, который передал, в прямом смысле, основные континентальные технологии доисторическому Уилтширу, тем самым человеком, который умел плавить медную руду и делать из неё ножи. Он обладал высочайшим статусом в общине, и это, несомненно, было связано с его умением обрабатывать металл. Для людей той эпохи человек, который мог собрать камни и «превратить» их в металлические предметы, был кем-то вроде алхимика или мага в Средневековье, Я думаю, что это не может быть нашей фантазией.
Родину «короля» помогли установить его зубы. Исследование зубной эмали показало, что ранние этапы его жизни прошли в районе Альп, возможно, Швейцарских. Умер он в возрасте от 35 до 45 лет.
Неподалёку от захоронения «Короля Стоунхенджа» найден ещё один могильник, в котором также находился скелет. Исследования второго скелета показали, что он принадлежал человеку, который родился и вырос в Англии, но является родственником «швейцарского гостя», возможно, его сыном.
В захоронениях «короля» и его «сына» было обнаружено более ста различных предметов. Число это в десять раз превосходит находки в других могильниках, относящиеся к тому же периоду времени. Среди находок — три медных ножа, две золотые пряжки для волос, шестнадцать наконечников для стрел, каменные браслеты, кремень и орудия труда из оленьих рогов, а также костяная булавка, которая, возможно, служила застёжкой для одежды.
Для такого типа захоронений характерно наличие в могильниках кубков. Нормой считается, если присутствует один, максимум — два кубка или чаши. Но в этом могильнике их было найдено целых пять! Археологи, пытаясь объяснить столь большое количество кубков, высказали смелое предположение: «король» был не только «магом» и «алхимиком», он был ещё и первым бродячим торговцем!
Сейчас исследования Уилтширского могильника продолжаются
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее |
Стоунхендж: великая книга тайн… из камня
Статьи о истории, археологии и прочих темах.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 45 Ответы
- 782 Просмотры
-
Последнее сообщение Вячеслав А
-
- 0 Ответы
- 440 Просмотры
-
Последнее сообщение zema777
Перейти
- Оценка и Идентификация
- ↳ Оценка и Идентификация. Общий раздел.
- ↳ Нумизматика
- ↳ Металлопластика
- ↳ Фалеристика
- ↳ Оружие всех времен и народов
- ↳ Перстни, печати, пломбы
- ↳ Бонистика
- ↳ Военная археология
- ↳ Посуда, Самовары
- ↳ Антикварная мебель, часы и пр.
- ↳ Элементы снаряжения, аксессуары, конина
- ↳ Запчасти Авто-Мото-Авиатехники и пр.
- Поиск
- ↳ Новости
- ↳ Осторожно, ОАН
- ↳ Клады и находки
- ↳ Юридический раздел
- ↳ Раздел для новичков
- ↳ Кладоискатели в регионах РФ
- ↳ Техническая сторона поиска
- ↳ Снаряжение, аксессуары
- ↳ Поисковая техника
- ↳ Приборы фирмы Minelab
- ↳ Приборы фирмы Garrett
- ↳ Приборы фирмы Fisher
- ↳ Приборы фирмы White's
- ↳ Приборы фирмы АКА
- ↳ Приборы фирмы Bounty Hunter
- ↳ Приборы фирмы Tesoro
- ↳ Приборы фирмы XP
- ↳ Другое поисковое оборудование и аксессуары
- ↳ Металлоискатель своими руками
- ↳ Специальный поиск
- ↳ Пляжный поиск
- ↳ Чердачный/подвальный поиск
- ↳ Прочее ...
- ↳ Подводный поиск
- ↳ Специфический поиск
- ↳ Поиск окаменелостей (Палеонтологией)
- ↳ Поиск полезных ископаемых (Минералогия)
- ↳ Поиск метеоритов
- ↳ Итоги выездов и находки
- ↳ Видео с копа
- ↳ Реставрация артефактов
- ↳ Оформление находок
- ↳ Поиск компаньонов на выезд ,встречи, мероприятия и т.д.
- ↳ Слеты/Встречи Юг Клад
- ↳ Беседка
- ↳ Мои раритеты или жемчужина коллекци
- Торговые ряды
- ↳ Аукцион Юг Клад
- ↳ Архив Аукциона Юг Клад
- ↳ Закрытые аукционы
- ↳ Аукцион - Предложите цену
- ↳ Монеты России до 1917 года
- ↳ Монеты СССР и России
- ↳ Иностранные, антика и прочие монеты
- ↳ Боны и бумаги
- ↳ Фалеристика, филобутонистика и металлопластика
- ↳ Все остальное
- ↳ Архив - Предложите цену
- ↳ Покупка или Обмен
- ↳ Архивы
- ↳ Продам
- ↳ Куплю
- ↳ Обмен
- ↳ Монеты
- ↳ Боны и бумаги
- ↳ Фалеристика
- ↳ Пряжки, пуговицы, кокарды
- ↳ Металлопластика
- ↳ Предметы быта
- ↳ Военная тематика
- ↳ Предметы коллекционирования
- ↳ Пломбы и печати
- ↳ Поисковая техника, оборудование
- ↳ Амуниция
- ↳ Справочная литература, альбомы и пр.
- ↳ Копии
- ↳ Подарки
- ↳ Архив
- ↳ Услуги
- ↳ Продавцы и покупатели
- ↳ Мои покупки
- Ретро Техника
- ↳ Ретро Авто-Мото-Вело-Броне-Авиатехника. Общий раздел
- ↳ Определение и оценка деталей и механизмов
- ↳ Реставрационная мастерская
- ↳ Покупка-Продажа-Обмен
- ↳ Библиотека реставратора и коллекционера
- ↳ Обсуждение/вопросы раздела ретро техники
- ↳ Обсуждение новодельных деталей
- ↳ Масштабные модели авто-мото-вело-бронетехника
- ↳ Номерные знаки
- Клуб коллекционеров старинного стекла
- ↳ Идентификация и оценка стекла
- ↳ Классификатор тары и упаковки
- ↳ Водочные бутылки и настойки
- ↳ Коньячные бутылки и бренди
- ↳ Ликерные бутылки и бальзамы
- ↳ Винные бутылки
- ↳ Пивные бутылки
- ↳ Бутылки для минералки и содовой
- ↳ Церковные флаконы
- ↳ Молочные бутылки
- ↳ Парфюмерия и косметика
- ↳ Чернила и тушь
- ↳ Тара для чая,меда и кондитерки
- ↳ Уксус и эссенции
- ↳ Пищевые масла
- ↳ Тара для консервации, соусы, сиропы
- ↳ Баночки для горчицы
- ↳ Тара для специй
- ↳ Техническая и химическая тара
- ↳ Фигурные бутылки
- ↳ Аптечная посуда
- ↳ Графины и сифоны
- ↳ Стаканы, рюмки, стопки.
- ↳ Керосиновые лампы
- ↳ Сосуды с секретами
- ↳ Стеклянные оттиски-печати-клейма
- ↳ Пивные кружки
- ↳ Этикетки
- ↳ Пробки
- ↳ Разное
- ↳ Полезная информация
- ↳ Стекольные заводы/ фабрики
- ↳ Фарфоровые заводы/ фабрики
- ↳ Старая реклама
- ↳ Каталоги и справочники
- ↳ Статьи, рассказы, видео, вырезки из газет
- ↳ Полезная инфа
- Каталог деталей и украшений конской упряжи
- ↳ Каталог деталей и украшений конской упряжи
- ↳ Прицепное оборудование
- ↳ Общий раздел
- Юг Краевед
- ↳ Музеи России и мира
- ↳ Общий краеведческий раздел
- ↳ Краснодарский край
- ↳ Ростовская область
- ↳ Волгоградская область
- ↳ Ставропольский край
- ↳ Астраханская область
- ↳ Северо-Кавказский округ
- Генеалогический форум
- Охота и Рыбалка
- Путешествия и Туризм
- Грибной сезон или Тихая охота
- Авто Клуб 4х4
- Форум о выживании
- Военно-историческая реконструкция
- Наши хобби
- Карты и навигация
- ↳ Карты России до 1917 года
- ↳ Губернии Российской Империи
- ↳ Карты Юга России
- ↳ Карты Северо-Кавказского округа
- ↳ Карты России после 1917 года
- ↳ Планы Генерального межевания
- ↳ Карты Иностранных земель
- ↳ Ищу/Предлагаю
- ↳ Прочее
- ↳ Условные обозначения
- ↳ Условные обозначения
- ↳ Полезные ссылки
- ↳ Навигация
- ↳ Софт и оборудование
- ↳ Космоснимки
- ↳ GPS Garmin
- ↳ Карты для Ozi
- Библиотека
- ↳ Литература для скачивания
- ↳ Археология
- ↳ Дактилофилия
- ↳ Геральдика и генеалогия
- ↳ Метрические книги
- ↳ Кампанофилия
- ↳ Каталоги, рекламные буклеты и прейскуранты Российской Империи
- ↳ Металлопластика
- ↳ Нумизматика
- ↳ Программы
- ↳ Оружие, гильзы, патроны
- ↳ Путеводители
- ↳ Реставрация
- ↳ Фалеристика
- ↳ Филобутонистика
- ↳ Справочники, книги, руководства по ретро-автомобилям
- ↳ Статьи
- ↳ Археология
- ↳ Полезная литература
- ↳ История
- ↳ Оружие всех времен и народов
- ↳ Нумизматика
- ↳ Записки Положительно Странного Человека.
- ↳ История России
- ↳ Скифы, сарматы, хазары
- ↳ Варяги, викинги, норманы
- ↳ Византия
- ↳ Орда и ханства
- ↳ Древняя Русь и средневековье
- ↳ Казаки
- ↳ Исторя и культура Донского края
- "Поисковое Движение России"
- ↳ ВИЦ "Поиск"
- ↳ Работа поисковых отрядов России
- ↳ Найти человека
- ↳ Без вести пропавшие солдаты иностранных армий... Missing soldiers of foreign armies
- ↳ Война как она есть ...
- ↳ Фотоархив
- ↳ Литература
- ↳ Статьи
- ↳ Мемориалы и памятники
- ↳ Волонтёрское движение по сохранению памятников истории
- Монеты
- ↳ Чешуя
- ↳ Монеты Золотой Орды, Крымского ханства, Куфические дирхемы
- ↳ Античные монет
- ↳ Средневековые денежные слитки
- ↳ Западноевропейские средневековые монеты
- ↳ Россия до 1917 года
- ↳ Коллекционные монеты
- ↳ Серебряные, золотые и платиновые монеты
- ↳ Медные монеты
- ↳ Монеты РСФСР,СССР, России после 1917 года
- ↳ Разновидности монет РСФСР-СССР-России
- ↳ Монеты РСФСР-СССР до 1961 года
- ↳ Монеты СССР-России после 1961
- ↳ Монеты современной России с 1997 года
- ↳ Оценка
- ↳ Разновидности погодовки
- ↳ Разновидности юбилейки
- ↳ Бракованные монеты, подделки, рукоблудие
- ↳ Иностранные монеты
- ↳ Фуфло
- ↳ Коллекционирование монет(Хранение, фотографирование, сканирование и т.д.)
- ↳ Реставрация и консервация монет
- ↳ Новости
- Антиквариат и коллекционирование
- ↳ Жетоны
- ↳ Банкноты
- ↳ Фалеристика
- ↳ Милитария
- ↳ Часы
- ↳ Антиквариат
- ↳ Филокартия
- ↳ Филателия
- ↳ Другое коллекционирование
- ↳ Металлопластика
- ↳ ПМВ, Гражданка, ВОВ
- ↳ Мебель
- ↳ Бытовая утварь
- southklad.ru
- ↳ Форум Юг Клад
- ↳ Новости и работа проекта
- ↳ Как пользоваться форумом (FAQ)
- ↳ Наши друзья
- ↳ Призы от форума
- ↳ Лучший отчет об Активном отдыхе
- ↳ База данных цен
- Разное
- ↳ Флуд
- ↳ Разбор полетов
- ↳ Творческая тема или Сделай Сам
- ↳ Касса взаимопомощи
- ↳ Потерянные (украденные вещи)
- ↳ Фотография
- ↳ Старинные фотографии
- ↳ Видео
- ↳ Фильмы
- ↳ Кулинария
- ↳ Юмор
- ↳ Знаете ли Вы , что ...
- ↳ Спорт
- ↳ Игры
- ↳ Поздравления
- ↳ Помним... скорбим...