Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Следопыту на заметку...

Ваши поездки, воспоминания и все что связано с туризмом и путешествиями, а так же с экстремальным и активным отдыхом.
El jaguar

#1

1. Глубина следа больше в ту сторону, куда шёл человек;
2. Если вас пытаются обмануть, идя задом наперёд - обратите внимание на как бы "шатающееся" расстояние между следами.
3. Направление движении человека и техники можно определить следующим образом:
- капли жидкости острым концом указывают направление движения;
- комочки грязи при качении оставляют след, направленный в сторону движения;
- острия "ёлочки" протектора на машинных следах направлены в сторону, обратную направлению движения.
4. Разное расстояние между следами, неравная их глубина, обход препятствий указывают на раненого или больного
5. Глубокий след указывает на тяжёлый груз.
6. Сведения по определению давности следа:
— зимой вынутый ладонью след перестаёт рассыпаться через 2 часа;
— летом без солнца в сыром месте след сохраняет чёткость 24 часа;
— летом на солнце след сохраняет чёткость 1,5 часа, через 12 часов трескается.
— нечёткий рисунок протектора обуви, комочки земли внутри следа говорят о его давности.
7. При потере следа начинайте ходить от места потери по расширяющейся спирали - так делают собаки. На каком-нибудь из витков вы обязательно наткнётесь на след.
8. Поведение животных:
— резко умолкшие лягушки указывают на человека;
— низко летящие утки летят к воде;
— резко вскинутая голова, напряжённые ноги, раздувающиеся ноздри зверя указывают на человека.

Признаки отдыхающих войск.
Расположение войск на отдыхе выдают разводимые ими костры (дым походных кухонь гуще и выше дыма костров), рубка деревьев, голоса людей. Как правило, немецкие войска устраивали привалы в укрытых местах (лощины, овраги, небольшой лес, населенные пункты и т.д.). Кавалерия на привалах располагается ближе к источникам воды, мотомеханизированные войска - вблизи хороших дорог.

Если разведчик напал на место бывшего привала войск противника, он должен внимательно его обследовать. По величине площади примятой травы или протоптанного снега, по количеству костров, коновязей, по следам автомашин и танков можно определить род войск части, располагавшейся на привале, и ее примерный боевой состав, а по следам лошадей, сапог, машин — направление движения этой части. На месте привала можно обнаружить окурки, пачки из-под папирос, обрывки газет, журналов и личных писем, по которым не трудно определить национальный состав части, настроения солдат и др. Использованные бинты и склянки из-под лекарств в местах привалов указывают на то, что прошла колонна раненых.

Брошенное на месте привала имущество(обмундирование, снаряжение, предметы вооружения) свидетельствует о низком моральном уровне вражеской части и ослаблении в ней дисциплины. Брошенные автомобили, изношенная обувь, обрывки шинелей и другое снаряжение, а в особенности вооружение, являются показателем изнурения войск, и, наоборот, отсутствие на месте привала брошенных предметов снаряжения, обмундирования или вооружения показывает, что отдыхавшие войска находились в хорошем состоянии.

Признаки движения войск
О прохождении войск прежде всего можно судить по следам, оставшимся на дороге; чем больше разбита дорога, тем больше войск прошло по ней. Следы, оставшиеся на дороге, позволяют установить род войск, примерный их состав, направление движения и время прохождения. Следы военных повозок и артиллерии отличаются от следов крестьянских телег, так как имеют другую ширину хода и обода колес. Давность проезда или прохождения войск определяется по свежести следов, но при этом необходимо учитывать условия погоды, влияющие на сохранность следа. Необходимо отметить, что определение прохождения войск по их следам во многом зависит от полотна дороги и его качества.

На полевой дороге танки, автомобили и мотоциклы оставляют легко отличимые следы. Определить направление их движения легче всего на грунте средней плотности. По расстоянию между малыми привалами можно определить примерную скорость движения колонны противника в час.
Колонна пехоты, прошедшая даже по пыльной дороге, оставляет за собой тропы. Количество их соответствует числу рядов в колонне. При внимательном изучении следов можно установить национальный состав солдат, ибо армии различных национальностей имеют разную обувь.

В летнее время тропы, образовавшиеся от движения колонн пехоты вдоль дорог, чаще всего можно обнаружить по обочинам дорог и по канавам; когда сухо, движение войск по грунтовым дорогам определяется по пыли. При движении пехоты пыль над дорогой стелется ниже и гуще, чем при движении конницы. При движении мотомеханизированных частей пыль поднимается особенно высоко и отдельными клубами.
При наблюдении на большом расстоянии движение пехоты представляется в виде медленно передвигающейся ровной, низкой линии, артиллерии — в виде прерывистой линии; мотомеханизированных войск— в виде быстро перемещающейся прерывистой линии.

Зимой часть пехоты передвигается на лыжах. Направление ее движения можно установить по следующим признакам: наклон следа от лыжных палок всегда направлен в сторону движения; обгоняющие лыжники, как правило, обходят колонну с правой стороны, поэтому отдельные обходные лыжни будут находиться справа по направлению пути движения.
На марше войска охраняются головными, боковыми и тыльными отрядами (заставами, дозорами и постами воздушного наблюдения, оповещения и связи). По боевому составу и по удалению охранения от главных сил противника можно определить силы и даже состав движущейся колонны. Если имеется возможность наблюдать колонну противника, то длину ее определить легко, а по длине колонны можно определить и численность.

Длина колонн (приблизительно)

Пехота:
рота...................... 200--250 м
батальон................... 1000 м
полк...................... 4--5км

Артиллерия:
батарея.................... 300--400 м
дивизион.................... 2500 м
полк................................ 12 км

Механизированные части:
рота танков................ 1000 м
батальон танков............. 2,5--3 км

При наблюдении не всегда можно видеть голову и хвост колонны противника одновременно. Если это не представляется возможным, то на пути движения колонны необходимо наметить ориентир и засечь время прохождения этого ориентира головой и хвостом колонны. Таким образом, длина колонны будет исчисляться разностью времени между головой и хвостом колонны при прохождении ею ориентира.

Средняя скорость движения войск в нормальных условиях на марше следующая:
пехота.................... 4--5 км в час
моторизованные войска....... 20--30 км в час
механизированные войска..... 15--20 км в час

Распознавание противника по внешним признакам на поле боя.

Как обнаружить наблюдательный пункт противника?
Прежде всего необходимо оценить участок наблюдаемой местности с точки зрения возможности расположения вражеского НП и уже после это-го искать его. Служить местами для НП могут: мельницы, церкви, фабричные трубы, дома, скаты высот, деревья, кусты, пни и т.д.
Признаки НП: видимая щель или амбразура для наблюдения (они особенно хорошо заметны на белом фоне зимой); блеск стекол от приборов наблюдения (к последнему признаку нужно отнестись осторожно, так как иногда блеск дают обломки простых стекол, консервные банки и даже некоторые камни), появление перископов или зрительных труб, стереотрубы; появление новых кустиков или других предметов, ранее отсутствовавших; изменение маскировки (замена увядших кустов зелеными и др.); движение одиночных людей и т.д.

Для большей наглядности - следующий пример.
В октябре 1942 г. на одном из участков Западного фронта наш наблюдатель заметил появление вороны на кустике. Казалось бы, присутствие птицы — явление обычное. Но в тот же день к вечеру ворона опять появилась на том же кустике. Наблюдатель задался целью проследить, куда улетит ворона, и вот через 10--15 минут она спряталась за куст. На следующий день произошло то же. Сомнений не было: чучело вороны прикрывало оптический прибор для наблюдения. Вскоре проведенная на этом участке разведка боем подтвердила правильность данных наблюдений о существовавшем за кустом оборудованном НП противника.

Как обнаружить командные пункты противника?
Командные пункты подразделений противника в обороне, как правило, располагаются недалеко от переднего края, на расстоянии 1-2 км, а командные пункты частей - на расстоянии 4-5 км.
Командные пункты чаще всего располагаются в лощинах, рощах, оврагах и других складках местности. Признаками расположения командных пунктов служат:
- движение пеших посыльных, мотоциклистов к местам расположения командных пунктов;
- стрельба по нашим самолетам из пулеметов и зенитных орудий, прикрывающих места командных пунктов;
- отсутствие вблизи командных пунктов огневых позиций артиллерии и минометов;
- расположение вблизи командных пунктов посадочных площадок.

Признаки расположения дерево-земляных огневых точек.
Места деревоземляных огневых точек следует искать там, откуда возможен хороший фронтальный и фланговый обстрел, чаще всего на опушках леса. Признаки расположения деревоземляных огневых точек таковы: во время стрельбы пулемета из деревоземляной точки видна чуть заметная пульсирующая струйка сизо-белого дыма; при стрельбе длинными очередями — звук глухой, тогда как при стрельбе из пулемета, расположенного на открытой огневой позиции, он резкий; бугорки, указывающие на перекрытие и насыпь деревоземляной огневой точки, под такими бугорками амбразуры кажутся темными пятнами; движение людей; струйка дыма из выводной трубы, особенно в зимнее время.
На площади среди вырубленной растительности деревоземляную огневую точку нужно искать в вершине угла вырубки.

Признаки мест огневых позиций артиллерии и минометов
Места огневых позиций артиллерии и минометов можно определить по следующим внешним признакам: по вспышкам выстрелов при небольшой глубине, укрытия батареи (особенно заметным ночью); по звуку выстрелов и направлению стрельбы (у минометов звук глухой, и при внимательном наблюдении виден полет мин; мина при полете издает звук, напоминающий завывание); по пыли, поднимающейся на батарее после выстрелов при сухом грунте; ночью места минометов определяются по огненным полосам при стрельбе.
Вложения
Следопыту на заметку... - s54Lp1G7AuA.jpg


Вернуться в «Путешествия и Туризм»