Утром, позавтракали и на вокзал в надежде, как можно быстрее уехать в Нарын, как никак ехать несколько сот километров и всё по горам. Билеты в кассе не продают, говорят – деньги водителю. Подъехал ПАЗик, затаскиваем свои тяжеленные рюкзаки, садимся и ждём…, ждём полчаса, час. Нас пересаживают в другой автобус, уже ЛАЗ. Оказывается, в маленький ПАЗик не хватило пассажиров, и он полупустой не поедет, зато большой ЛАЗ собрал всех с двух рейсов и теперь переполненный отправляется в далёкий путь. Ладно, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Люди спокойно отнеслись к нашим загромоздившим проход баулам, и мы отъехали от автовокзала. Проехали мимо западной оконечности Иссык-Куля и углубились в горы. Преодолели перевал Далон и затем ещё несколько часов по горным ущельям добирались до города Нарына. Приехали под вечер. Начинаем искать гостиницу. Борис бывал в этих местах лет десять назад, и вспомнил, что гостиница была, где- то у базара. Отправились к базару по длинной центральной улице на городском автобусе. Каково же было удивление Бориса, когда по прибытию на место, гостиницы не обнаружили. Спросили у местного аксакала, где данное сооружение, получили ответ: "Чему удивляетесь – гостиница исчезла. Страна пропала и ничего". Старик имел в виду СССР. У него же узнали адрес ближайшей сохранившейся гостиницы, она оказалась довольно близко, буквально в сотне метров. Куда и направили свои стопы. Места есть. Устраиваемся в двухместном номере. Вечер, пора готовить ужин, решаем приготовить лапшу быстрого приготовления. Встаёт вопрос, где кипяточку взять. У нас есть кипятильник, но вот розетки в номере без электричества. Борис уходит выяснять насчёт кипятка, и минут через пятнадцать приходит уже с парящим чайником. Ужин удался на славу: лапша, болгарский перец, местные лепёшки, бутылочка местного же вина. После ужина решаем зарядить аккумуляторы к видеокамере, но как быть, розетки в данном учреждении – пусты. Находим, как мы думаем правильный выход, подключиться через светильник. Вскрываем провода под потолком, подключаемся с помощью зажимов типа "крокодил", система зарядки заработала. Через час случайно зацепили наше "изобретение" – яркая вспышка и свет погас…, во всей гостинице. Быстро разбираем то, что соорудили и ложимся спать – света то нет. Утро следующего дня, яркое солнышко – электричества пока нет, но нам сейчас и не нужно. Сегодня суббота, быстро собираемся и идём в погранотряд – нужно разрешение на проезд в погранзону. Было опасение, что не застанем руководство отряда, всё же выходной, так и случилось – все на отдыхе. Неужели придётся сидеть в гостинице до понедельника. Уходим гулять по городу, да и позавтракать пора. Идём на базар, здесь, как в Греции всё есть. Вот, к примеру, кумыс! Почему бы ни попробовать местной экзотики, покупаем по пиале, выпиваем и отдаём пустые ёмкости хозяйке, та берёт пиалу в одну руку, а пальцем другой руки проводит по кругу пиалы и остатки счищает в ведро с кумысом, а палец облизывает. Как, говорится – приятного Вам аппетита! Всё, кушать, что-то больше не хочется. Бродим по городу, пытаемся выяснить, как выехать из Нарына на юг к погранпереходу Торугарт. Узнаём, лучше всего с утра выйти за город на трассу и там ловить попутку. А сейчас к пяти часам идём опять в погранотряд, в пять должен на развод караула подойти, какой-нибудь начальник, может, удастся получить разрешение. У КПП просидели до шести часов, пока не увидели выходящего майора, обратились с просьбой о выдачи нужной нам бумаги. Майор внимательно выслушал, просмотрел наши документы и сказал, что оформить пропуск в погранзону можно будет только в понедельник, как мы и думали. Сидим с майором на скамейке, беседуем, сожалеем о том, что придётся терять несколько дней в ожидании пропуска. Вдруг, майор достаёт авторучку, просит у нас бумагу и пишет на ней: "Серёга, пропусти наших ребят к границе", и ставит свою подпись. Затем, объясняет нам, что мы если захотим, то можем на свой страх и риск ехать в погранзону, на КПП показать его записку старшему по контрольному пункту, и уже если тот разрешит, то тогда можем ехать в запретку. Здесь нужно объяснить, границу в Киргизии охраняют наши, то есть российские пограничники. Благодарим офицера за содействие, прощаемся. Приходим в гостиницу, готовим ужин – благо свет уже дали. Принимаем решение, завтра с утра уходим на трассу и уезжаем в погранзону – риск дело интересное.
Начало осени в горах лучшее время для путешествий. Утро ясное и тёплое. Вышли за околицу, ловить попутку. Через полчаса остановили два МАЗа с прицепами полных солёных шкур КРС, в Китай везут – нам по пути. Водители русские мужики, взяли нас с собой и денег не берут. Говорят, в дороге скучно не будет, а значит, не заснёшь – путь не близкий и опасный. Бывают случаи нападений местных "ковбоев" на машины, а так вчетвером как-нибудь отобьемся. Борис уезжает на первой машине, я на второй. Машины тяжело гружёные, едут медленно, особенно на подъёмах. Ведём неторопливый разговор о том, о сём. Узнаю, что на границе будем ночью или к утру, всё будет зависеть от состояния машины, ели первая машина почти новая, то та, на которой еду я стара, как окружающие нас горы. На закате подъехали к контрольно-пропускному пункту, граница на замке, но не для нас – записка майора подействовала, и старший лейтенант Серёга пропустил нас в запретную зону. Машина с Борисом нова и быстро отрывается от нас, мы же тащимся еле-еле. Как и предполагал мой водила, состояние нашей машины оказалось не ахти – тормоза отказали в самый ответственный момент на серпантине. Остановились на горизонтальном участке, затормозили двигателем. Под колёса подложили камни, рядом пропасть. Подняли кабину МАЗа, выяснилось, что отказали не тормоза, а воздушный компрессор, без сжатого воздуха и тормоза не работают. Отремонтировали компрессор к утру. Замёрз, до ужаса, забыл тёплую одежду в кабине, а кабина заклинила и ни как не хотела опускаться вниз. Так и провёл всю ночь в спортивной майке и лёгкой ветровке, а ночью был мороз. Пускаемся в погоню за уехавшей вперёд машиной и моим напарником. Встретились уже на границе у погранперехода Торугарт в два часа после обеда.
Первый экипаж прождал нас всю ночь на площадке отдыха у источников минеральной воды, бьющей из-под земли самотёком, источников так много, что всё кругом пузырится и шипит. По вкусу нарзан, но много железа, а пить можно. Борис налил для меня бутылочку – спасибо. Прощаемся с водителями, они уезжают в Китай, а мы с Борисом устроили перекус с лепёшками и помидорами, прислонившись к столбам с колючей проволокой, то бишь к самой границе. Здесь у границы закончился автомобильный этап нашей экспедиции, далее пешком.
Источники "Нарзана"
Река Кёкайгыр и озеро Чатыр-Кёль
Ориентировка на местности.