Одно из первых мест поселения казаков – озеро Атаманское – красивейшая достопримечательность донской земли. Но многие ли из нас слышали о нем? Бывали там? Когда об этом озере говоришь, думаешь, смотришь на него – создается странное впечатление заброшенной в песок жемчужины: сотни и тысячи людей проходят мимо и глядят безразлично, как на простой камень или кустарную поделку, а то и вовсе не замечают. Между тем, древнее озеро хранит свои тайны и легенды (не совсем, кстати сказать, традиционные для таких мест), продолжает радовать глаз заезжих гостей, и как может справляется с проблемами, которые подкидывает напряженная современная действительность.
Легенда о грехе, смирении и Правде
«Во времена скифов или амазонок, хазаров или антов, печенегов, а возможно когда в наших краях жили бродники (предки казаков), семь братьев близнецов отличились в битве кровавой с чужестранцами.
Истинных воев жаловал у багатица (костра) воевода. Медным голосом приказал пленным рабам выстроить семь дворцов из дерева красного, с крышами зелеными, окнами прозрачными. Селище это возвели вокруг кургана товарищей павших.
Привели сто девиц-рабынь чернявых, чтобы всяк из братьев высмотрел подругу жизни, и множились они сыновьями себе подобными.
И просили вои воеводу дать им похоть: день и ночь для каждого. На седьмой день, который следует за субботой, братья известили войску славному: «Невесту выбрал один из нас, а остальные клятву дали – вечно быть без женщин».
В словоизлиянии был обман: братья-близнецы влюбились в луноликую девушку и решили жить с нею все. Ей сказали ложь, что шестеро мужчин уходят воевать в страны далекие.
После брачной ночи единая жена узнала: все дворцы братьев будут жилищем страстей, якобы, только для нее и супруга молодого. И ровно день и ночь будут они заниматься любовью всякий раз в новом ложе, устланном китайским или согдийским шелком. Так каждый брат тайно предавался страсти в седьмой день и в седьмую ночь.
Но то, что не знает Бог, женщина знает наверняка: близнецов никто не различал по лицам, по силе и походке, а лукавая притворщица, разгадав затею, восприняла зло – от юности своей – безропотно.
И поглотило ее сладострастие, не ведущее ни времени, ни меры, нарушая чистоту и правила супружества.
Народ любит приукрашивать деяния грешных; поэтому и сейчас говорят, что извилистая тропинка от одного дворца к другому сохранилась по кольцу вокруг озера, где хаживала каждое утро единая жена к семерым мужьям. (прим. П.И. Коренева)
Прошло семь лет, а может быть и тридцать – разбудили духи мстительные ангела бездны Аполлиона («губителя» по-гречески): помрачились солнце и воздух от дыма из кладязи. Земля потряслась и деревья расселись. И не думали о своих грехах семеро братьев, пока не пришла Правда и не истребила их.
Селище дворцовое воспылало огнем и в земле пропало. На круге том появилось озеро – кольцо обручальное. На острове снова древа возросли. Шестеро обманщиков уподобились илу грязному в озере – бездне смирения, полного зловонного тления. Седьмой брат, который сочинил грех для всех, пеплом сдвинулся в лохань жуткую – озеро Сорное.
За услаждение с удовольствием, без укрощения страсти, без бдительного обуздания постыдных невоздержаний Единая супруга братьев с тех пор лежит змеей одиноко – неприметной степной речкой со странным названием «Глубокая»…
Романтическая и жестокая легенда, наверное, еще много столетий будет передаваться из уст в уста. Но есть у озера и вполне достоверная, давняя и интересная история.