Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Латы

El jaguar

Сообщение

Латы

Латные доспехи, в зависимости от времени и места их создания, различаются довольно сильно, однако основные их элементы неизменны.
Части лат
Голову воина защищал полный шлем с забралом — обычно это был салад, армет или бургиньот, подвижно соединенный с сегментированной горловиной ожерелья, полностью закрывавшего шею.
Грудь закрывал нагрудник, а спину — наспинник, которые могли быть цельными, двучастными или, изредка, сегментированными. Часто нагрудник делался выпуклым, чтобы сделать соскальзывание колющего удара более вероятным. К нагруднику конного доспеха справа нередко крепился крюк, на который опиралось зажатое под мышкой копье.
Плечи были защищены массивными наплечниками, руки — цельными или сегментированными наручами с обязательным налокотником, кисти — латными перчатками. К наплечнику часто крепились подмышечные диски, защищавшие уязвимые подмышечные впадины.
На уровне пояса к нагруднику и наспиннику крепилась юбка, закрывавшая нижнюю часть туловища, и набедренники, прикрывавшие бедра спереди. В конном доспехе юбка имела глубокие вырезы спереди и сзади, в пешем — могла быть более длинной.
Поножи состояли из налядвенников, закрывавших бедра снаружи и спереди (внутренняя сторона бедер почти никогда не была ими прикрыта), наколенников, наголенников, закрывавших голени целиком, и латных башмаков. Частой деталью германского пешего доспеха был огромный кованый гульфик, бесстыдно преувеличивавший мужское достоинство владельца.
Под латы надевался стеганый гамбезон, иногда поверх него надевалась кольчуга, от которой довольно быстро отказались из-за чрезмерного веса. Однако кольчужные элементы сохранились во многих типах лат, кольчужная сетка защищала подмышечные впадины и в доспехах всадников, пах. Благодаря жесткости лат к толщине поддоспешника предъявлялись существенно меньшие требования, чем в случае кольчуги.
Элементы латного доспеха были коваными, толщина стали в боевых латах составляла в среднем полтора-два миллиметра. Пластины турнирных лат, не предназначенных для длительного ношения, зачастую делались еще толще. В конце XVI века, на закате тяжелой кавалерии, была предпринята тщетная попытка сделать латы надежной защитой от пуль — толщина нагрудника увеличивалась до 3-6 миллиметров.
Части брони соединялись либо клепаными штифтами, либо полосами толстой кожи, к которым пластины были приклепаны поочередно, налегая друг на друга. На теле воина элементы лат фиксировались либо ремнями с пряжками, либо путем соединения их разъемными штифтами.
Путем правильной подгонки одновременно достигалась высокая подвижность в местах сочленений, равномерное распределение веса и общая жесткость доспеха, позволявшая противостоять удару. Эволюция лат шла по пути интеграции отдельных частей доспеха, в наиболее удачных вариантах их части органично дополняют друг друга и после соединения составляют единое целое.
Внимание — миф: считается, что латы были настолько тяжелыми, что упавший с коня рыцарь не мог самостоятельно подняться на ноги и оставался лежать, не в силах пошевелиться. И сажать его на коня приходилось оруженосцам. На самом деле вес боевого латного доспеха редко превышает двадцать килограммов, нагрузка оказывается весьма комфортно распределена, и таких проблем не возникает. Более того, появившиеся в начале XVI века ландскнехтские латы, предназначенные для пехоты, практически не отличались от рыцарских. Возможно, это заблуждение возникло от поверхностного знакомства с турнирными доспехами, которые иногда были действительно весьма тяжелы (сорок и более килограммов) и никоим образом не предназначались для реального боя.
Обычно пластины лат были гладкими. Император Священной Римской империи Максимилиан I изобрел рифленые латы, впоследствии названные максимилиановскими или (совершенно неверно) готическими. Благодаря рифленой поверхности такой доспех лучше противостоял рубящим и колющим ударам (и выдерживал даже пулю, если не в упор), но был существенно сложнее в изготовлении и широкого распространения не получил.
Многие художники, изображая разного рода злодеев, в изобилии снабжают их латы шипами и лезвиями, зазубренными краями и прочими зловещими, но бесполезными дополнениями. Кроме устрашающего внешнего вида, их «польза», видимо, заключается в том, что враг, исхитрившийся-таки вступить в борцовский поединок с владельцем, окажется изрядно покарябан. На самом деле это — доспех самоубийцы: любой лишний выступ, за который может зацепиться оружие противника, — потенциальная угроза для владельца доспеха, поскольку имеет шанс превратить скользящий удар в проникающий либо сорвать часть доспеха. Не случайно оружейники пытались сделать доспехи как можно более гладкими, чтобы большинство ударов с них соскальзывало.
Это интересно: пожалуй, единственный сколько-нибудь популярный вариант большого выступа на доспехе — знаменитые крылья польских гусар (носились они, конечно, с неполными латами). Существуют мнение, что они предохраняли от... аркана. Но крылья носились сзади, где они способны причинить своему владельцу сравнительно мало вреда, не то что спереди или сбоку.
Не только для людей
Воин в легких доспехах редко брал на себя труд защитить еще и коня: все-таки лишний груз сильно замедляет, а конский доспех весит куда поболее человеческого. В древности, правда, коня, впряженного в боевую колесницу знатного воина, защищали наголовником и нагрудником (обычно кожаными); иногда это делалось с лошадью греческого тяжелого кавалериста-катафрактария.
Необычный вариант конского доспеха — с прорехами в области шеи и закрытыми боками. Однако в сражении эта броня никогда не бывала.
В эпоху лат переутяжелению брони нашли асимметричный ответ: целить не во всадника, а в коня. Упавшему и в броне будет несладко, да и успеет ли еще встать? Поэтому пришлось защищать коней, и, разумеется, скакуны для этого понадобились соответствующие.
В конских доспехах голова скакуна защищалась цельным наголовником, или шампроном, прикрывавшим ее вплоть до шеи, причем в наиболее сложных вариантах имелись ушные трубки, защищающие уши животного, а глазные отверстия наголовника были закрыты глазными решетками.
Шея была прикрыта канцем (он же кринье), состоявшим из налегающих друг на друга пластин. Грудь лошади закрывал массивный нагрудник-форбуг с выступавшими вперед нижними краями, формой напоминающий отвал снегоуборочной машины.
Круп лошади закрывал накрупник-гелигер, цельный или состоящий из двух половин. Канц и гелигер задними краями крепились к седлу, снабженному высокими луками, помогавшими всаднику удержаться в седле при ударе.
Конские бока защищали реже, а если даже защищали, то чаще кожаными пластинами-фланшарами. Дело в том, что, во-первых, бок лошади подвергается сравнительно меньшей угрозе (и частично прикрыт седлом и всадником), а во-вторых, сквозь броню тяжело управлять (без помощи ног управляют упряжной лошадью, но не верховой!).
Всю эту замысловатую конструкцию нередко покрывали сверху тканевым «чехлом». Это, по идее, должно помешать увидеть прорехи в конской броне (которые есть почти всегда), да и потом это просто красиво.
Есть еще один необычный фрагмент конской брони: защита... уздечки. Трудно сказать, насколько часто в бою перерубали удила, но, во всяком случае, специальные щитки для них были в ходу.
Небоевые латы
Латные доспехи давали оружейникам огромный простор для художественного творчества — великолепие лат королей и полководцев поражает воображение. Парадные доспехи полировались до зеркального блеска и украшались изысканными орнаментами, гербами и девизами владельца, цветами и геральдическими животными — в ход шли гравировка и чернение, эмаль, золочение и инкрустации цветными металлами.
Латы делались даже для детей... если они — наследники престола. Эти доспехи в высоту не достигают и 130 см.
В шестнадцатом веке появляются так называемые «костюмные» латы, наручи которых имитировали модные в то время пышные прорезные рукава, а нагрудники и набедренники украшались металлическими пуфами.
Ни одно другое одеяние правителя по степени производимого впечатления, пожалуй, и близко не подходит к парадному доспеху, подчеркивающему как богатство и знатность, так и мужество и воинственность владыки. Поэтому неслучайно на парадных портретах XVII-XVIII веков многие полководцы и государи предстают перед нами в именно латах, уже давно потерявших какое бы то ни было практическое значение...
Отдельно стоит сказать о турнирных латах, которые по сути своей были настоящим спортивным снаряжением, так же малопригодным для боевых действий, как современная спортивная шпага.
По понятным причинам эти латы дошли до следующих поколений в большом количестве и оказали значительное влияние на возникновение многих современных предрассудков. Поскольку длительно носить их не требовалось, а получать серьезные раны на турнире рыцарям совсем не хотелось, их делали гораздо более тяжелыми (вес достигал сорока килограмм и более), снабжали дополнительными элементами, защищающими от наиболее вероятных опасностей. Например, доспехи для конных поединков имели чрезвычайно усиленный и увеличенный левый наплечник.
В результате подвижность отдельных частей тела могла быть сильно ограничена, что в реальном бою могло оказаться фатальным. В таких латах рыцарь действительно был неповоротливым и часто не мог сесть в седло без посторонней помощи (хотя стоит сказать, что были турнирные латы и для пеших поединков). Конечно, позволить себе такое снаряжение могли только действительно состоятельные люди, рыцари победнее состязались в обычных боевых доспехах — и часто получали увечья.
Стоит ли носить латы?
Несомненно, но только тогда, когда можно себе это позволить. Это лучший доступный доспех, но он многого требует от своего владельца. Всаднику необходимо иметь лошадь, способную не просто выдержать его вес в доспехе, но и долгое время оставаться в форме, а для комплекта — и вторую, попроще, для длительных переходов. Персональный оруженосец или слуга тоже очень желателен (тоже на лошади или хотя бы на «красивом муле»). Лошадь, по крайней мере боевую, надо кормить овсом, на подножном корме она долго не протянет, а фураж опять же надо возить с собой или добывать, что получается не всегда. Так что избитый образ одинокого паладина в полном доспехе, странствующего по дикой местности на своем верном (и тоже весьма одоспешенном) коне весьма утопичен.
Пеший латник не нуждается в коне, но должен нести на себе, кроме доспеха, оружие и припасы — при соответствующей тренировке это вполне возможно, но лучше пусть все лишнее едет на телеге. Поэтому полный латный доспех оставался прерогативой военачальников и элиты: рыцарей и отборной, тренированной тяжелой пехоты. В «баталиях» швейцарцев и ландскнехтов в полные латы были облачены только лучшие воины, шедшие в первых рядах, задние довольствовались неполными доспехами.
Основное достоинство латного доспеха — конечно же, максимальная защита воина. Это, пожалуй, наиболее совершенный из всех доспехов, созданных человечеством.
Латный доспех чрезвычайно хорошо противостоит рубящему оружию, несколько хуже — колющему и ударному. Пробить нагрудник лат ударом кинжала или прорубить его мечом было почти невозможно, сплошной металл доспеха сводил на нет режущий эффект кривых клинков.
Немаловажным преимуществом лат было то, что благодаря покатым поверхностям доспеха неточно нанесенный удар переводился в скользящий. Чтобы нанести серьезное повреждение обычным оружием, требовалось точно поразить место сочленения.
Именно с появлением полных лат связано распространение специальных «бронебойных» видов оружия — клевцов, колющих мечей-кончаров, альшписов, стилетов; вновь популярными становятся боевые топоры.
Латы хорошо защищают от стрел, за исключением тяжелых арбалетных. Стрелы с листовидными наконечниками их практически не пробивали — для этого требовались особые конические или граненые наконечники. Пули раннего огнестрельного оружия часто плющились о нагрудники, не пробивая их.
Конечно, степень неуязвимости рыцарей в латах часто многократно преувеличивается. Нередко встречаются истории о том, как восставшие крестьяне или горожане, сбив с лошади рыцаря, долго не могли ничего поделать с его доспехом и вынуждены были расправляться с ним каким-нибудь нестандартным способом — например, топили в пруду. Однако наводившие страх на рыцарей швейцарские пехотинцы, которым под страхом смерти было запрещено брать пленных, по-видимому, не испытывали подобных трудностей.
По мере развития огнестрельного оружия преимущество, даваемое латным доспехом, быстро сходило на нет. Полные латы превращаются в трехчетвертные, затем — в полудоспехи. В первую очередь отказываются от защиты ног, и наконец обратная эволюция доспеха завершается кирасой кавалергарда, состоящей только из наспинника и нагрудника.
Хорошо подогнанный по фигуре владельца латный доспех несколько ограничивает, но практически не затрудняет движения, вес доспеха распределяется равномерно, и его можно носить не снимая длительное время. Ландскнехты в полных латах, по весу не отличавшихся от рыцарских, совершали длительные пешие переходы.
Латы существенно ограничивают скорость передвижения — долго в них не побегаешь, лошадь под латником тоже быстро устает. Латные доспехи невозможно быстро надеть или снять, особенно без посторонней помощи — лучше, чтобы многочисленные ремни затягивал кто-то другой. В снятом виде они занимают много места, их не положишь в мешок, как кольчугу.
Изготовление латного доспеха — процесс сложный и длительный, требующий значительного уровня мастерства от оружейника, поэтому латы всегда были штучным продуктом и стоили дорого.
Латы должны хорошо соответствовать фигуре владельца и в идеале изготавливаться на заказ. Чтобы приспособить латный доспех под нового владельца, обычно требовалась помощь профессионального оружейника. Хотя повредить такую броню сложно, не менее сложно ее починить: перековать разрубленные элементы весьма сложно, и часто их приходилось заменять. Самое большее, что можно сделать в походных условиях, — выправить вмятины и заменить порванные крепежные ремни.
Латы — доспех для умеренного климата, в теплую погоду в них жарко, на солнце металл быстро раскаляется, и возникает весьма реальная перспектива теплового удара. Для борьбы с этим пытались делать щели в пластинах, но особого эффекта это не давало. В холодную погоду, а тем более в мороз — еще хуже, при активных движениях человек все равно потеет из-за веса доспеха, а масса стылого металла забирает тепло тела — воспаление легких не за горами. Тем более что ничего кроме плаща поверх латного доспеха не наденешь.
Наконец, латы надо регулярно смазывать и чистить, что совсем непросто — ржавчина появляется в первую очередь в малодоступных местах сочленений, поэтому очистка доспеха требует значительного времени.


El jaguar

Сообщение

Бригандина - вид доспеха, состоящего из элемента одежды, обычно холстяного или кожаного, облицованной маленькими продолговатыми стальными пластинами, приклепанными к ткани. Форма бригандины - по существу та же что и у камзола, и обычно без рукавов. Однако, известны и описания бригандных доспехов с рукавами. Многие бригандины, во всей видимости, имели более крупные пластины на груди. Заклепки, или гвозди, крепящие пластины к материалу, часто украшались, будучи позолоченными или латунными, и часто имели чеканку.
Происхождение бригандины

Бригандина была по существу усовершенствованной более ранней «одеждой из пластин» (coat of plates), которая была разработана в конце 12 века и типично имела более простую конструкцию с более крупными пластинами. Бригандины сначала появились в конце 14 века, но выжили за пределами переходного периода между кольчугой и латами, и вернулись в широкое использование в 15 веке, и использовались до 16 века включительно. Бригандины 15 века - в основном защищенный спереди костюм, с гвоздями, сгруппированными по три, в то время как бригандина 16 века имела пластины меньшего размера с заклепками, сгруппированными в ряды.
Использование бригандин

Бригандины обычно носили на стеганке и кольчужной рубахе, это было незадолго до того, как такая форма защиты стала использовалась солдатами, от лучников до рыцарей. Обычно бригандины использовались средневековыми профессиональными солдатами. Они носили бригандину, наряду с латной защитой рук и ног, и также шлемом. Однако, даже со стеганкой и кольчужной рубахой, владелец не имел такого уровня защиты, который давал латный доспех, который была обычно более дорогим. Бригандина хорошо заполнила этот промежуток. Бригандина имела достаточно простую конструкцию, которая позволяла солдату самостоятельно изготовить и починить ее, не владея высокими навыками оружейника. Распростаренный миф - то, что бригандины были так названы потому, что они были популярным доспехом для бандитов («brigands»)и преступников. Это неверно. Первоначально термин «бандит» («brigand») обозначал пешего солдата. Бригандина была просто типом доспеха, который носил пехотинец. Она не имела никакого отношения к бандитам как таковым. Фактически, бригандины были очень модными в свое время и носились напоказ богатыми аристократами и в европейских и в азиатских дворах.
Схожие доспехи

Подобными бригандине видами доспехов были солдатская кожаная куртка или кожаная куртка с пластинами. Этот тип доспеха часто использовался средневековыми солдатами и крестьянами-мятежниками, известными как Жакерия. Кожаная куртка оставалась в использовании до 16 века, и часто носились шотландскими пограничными грабителями («Border Reivers»). Как и бригандина, эта куртка состояла из маленьких железных пластин, сшитых между слоями войлока и холста. Главное различие было в способе изготовления: в бригандине пластины приклепывались, в то время как в куртке они были вшиты.

Конструкция современных бронежилетов и баллистических жилетов основана на том же самом принципе: защитный жилет из ткани (кевлара), содержащий металлические (керамические) пластины.

Бригандину-доспех иногда путают с хауберком, схожим видом доспеха, а так же с бригантиной - быстрым маленьким морским судном
El jaguar

Сообщение

Полный латный доспех мог весить всего 20 кг, если он был сделан из пропорциональной по толщине стали. Это меньше, чем вес современной полной выкладки пехотинца (обычно 25 - 35 кг), и вес латного доспеха был распределен более равномерно. Вес доспеха был настолько хорошо распределен, что здоровый человек мог бежать, или вскочить в седло лошади. Современная реконструкция показала, что было возможно даже плавать в таком доспехе, хотя это было трудно. Для здорового и обученного человека в доспехе было возможно бежать и поймать небронированного лучника, как это было показано в реконструкционных боях. Мнение, что полностью вооруженного рыцаря нужно было поднимать на коня с помощью системы блоков, является мифом, происходящим от произведения Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». (И, фактически, существование латного доспеха в течение эры Короля Артура - также миф: рыцари 6 века носили бы кольчугу вместо этого.) Даже рыцари в чрезвычайно тяжелых турнирных доспехах не поднимались лебедкой на своих лошадей. Этот тип «спортивных» доспехов предназначался только для церемониальных копейных матчей, и они изготавливались чрезвычайно толстыми, чтобы защитить владельца от серьезных несчастных случаев, таких как тот, что вызвал смерть Короля Франции Генри II.
Латный доспех является «мече-стойким». Он также хорошо защищает владельца от копья, или ударов пики, и обеспечивает приличную защиту против дробящего оружия. Развитие латного доспеха спровоцировало развитие наступательного оружия. В то время как этот доспех был эффективен против режущих и рубящих ударов, их слабые места могли быть поражены длинными клиновидными мечами (эстоками) или другим оружием, разработанным специально для этой цели, таким как поллэксы и алебарды. Эффективность стрел и болтов арбалетов против латных доспехов все еще является предметом споров. Некоторые утверждают, что большие луки и/или арбалеты могли регулярно пробивать латный доспех, другие утверждают, что они могли это делать крайне редко вследствие того, что наконечники стрел были сделаны из намного менее качественного металла, по сравнению с лучшей сталью того времени. В пользу последней версии приводят также такие аргументы, что стоимость экипировки лучников, при предположении, что наконечники стрел изготавливались бы из высококачественной стали, была бы огромной. Различные рифления на поверхности доспехов были не только украшением, но также укрепляли пластины доспеха против изгиба под тупым ударом и могли привести к тому, что удары рубящего оружия застревали на поверхности доспеха или отскакивали, вместо того, чтобы соскользнуть в более уязвимый сустав. В руководствах по фехтованию в доспехах, преподававшихся в немецкой школе искусства фехтования, нападающий концентрируется на этих «слабых точках», что привело к появлению стиля борьбы, сильно отличающемуся от боя без доспехов. Из-за наличия таких слабых мест, большинство воинов носило кольчугу под латным доспехом. Позднее, полные кольчуги были заменены частичным их использованием, названными госсетами, вшитыми в поддоспешник. Дальнейшая защита латного доспеха заключалась в использовании маленьких круглых пластин, названных besagews, которые закрывали область подмышек, налокотники и наколенники с «крыльями», чтобы защитить внутреннюю часть сустава. Развитие в 14 веке латного доспеха также вызвало развитие различного древкового оружия. Это оружие разрабатывалось, чтобы обеспечить сильный удар и концентрацию энергии на маленькой площади, и тем самым нанести урон через пластины доспеха. Булавы и поллэксы с молоткообразными наконечниками использовались для нанесения травм через доспех.


Эсток

Французский эсток, или английский тук (тонкий прямой меч), были вариацией полуторного меча, ориентированной на действие против кольчуги или латного доспеха. Это был длинный, прямой и жесткий меч, с алмазным или треугольным поперечным сечением. У эстока не было режущего лезвия, только острие. Экземпляры эстоков из Польши имеют более чем 1.57м длины, с клинком в 1.32м; однако, другие экземпляры выглядят более управляемыми с 1.17м длины и 0.91см клинка. По всей видимости, размер эстока определялся индивидуальным заказом. Поперечное сечение клинка было почти равносторонним треугольником или квадратом, с относительно тупыми углами (>60°). Такая геометрия клинка устранила его режущую способность, но позволила сделать клинок длинным, жестким, и очень острым. Изначально, эсток был подвешен у седла у всадника, и просто висел на поясе у пешего воина. Со временем, пехотинцы стали носить эсток в ножнах. Большинство вариантов эстока имело длинный эфес, наподобие эфеса двуручных мечей, хотя другие подражали цвайхандеру длинной пятой клинка и вторичной гардой parrierhaken. Как и на двуручных мечах, эта расширенная рукоять давала преимущества дополнительных рычагов, которые позволяли более точно и сильно колоть этим длинным оружием. Некоторые другие формы эстока имели кольца для пальцев, искривленную гарду, или другие формы составного эфеса. Немногие эстоки, однако, имели что-либо, подобное полному эфесу типа «корзина».
История эстока
Вместе с развитием доспехов, шло развитие оружия и способов для преодоления этих доспехов. Было быстро понято, что режущее оружие потеряло свою эффективность, и, как следствие, началось использования дробящего оружия, такого как булавы и топоры. Также использовалось колющее оружие, которое могло пройти через кольца кольчуги, или найти сочленения и щели пластинчатого доспеха. Длинные клиновидные мечи могли также использоваться как копье, в случае, если копье было расколото. Таким образом появился эсток. Французское слово «estoc» переводится как «толкать». Тук («tuck»)- английская версия слова. Многие считают тук предшественником рапиры, но более вероятно, что это - слияние эспады, гражданского меча, с эффективным и более легким туком, вследствие чего появилась рапира. Но тук был эффективным оружием. Длинное, прямое лезвие было очень твердым и могло управляться одной рукой, или же вторая рука могла использоваться так же для захвата лезвия, для нанесения еще более сильного укола.

В то время как ничто не могло остановить одноручный эсток, большинство эстоков было двуручными, и использовались либо техникой полумеча, либо с обеими руками на эфесе
El jaguar

Сообщение

_ogon_
Вложения
Латы - 2302.jpg
Латы - henry.jpg
Латы - laty18b.jpg
Латы - RSTUNG1-854x1024.jpg

Вернуться в «Оружие всех времен и народов»