Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Упаковка ушедшей эпохи

El jaguar

#1

«Что остается, когда съедено все варенье?» Разумеется, банка. Мусор ли это, или вещь самодостаточная, определяет замысел дизайнера упаковки. Упаковка может стать предметом коллекционирования - и немудрено, ведь в истории упаковки - в том числе и в российской - есть множество случаев, когда она являла собой художественную ценность. Большинство имен художников, создававших эскизы для упаковки, история не сохранила, но точно известно, что в их числе были знаменитые мастера, например, Иван Билибин.
К концу XIX века развитие производства товаров массового потребления (особенно кондитерских, парфюмерных и табачных изделий) привело к тому, что упаковка и этикетка наряду с рекламой стали в значительной степени влиять на их рыночную «судьбу». Кондитерская упаковка как никакая другая всегда славилась разнообразием форм и материалов. Ведь конфеты, шоколад и печенье в то время были достаточно дороги и покупались в основном к радостным или торжественным событиям. Да мы и сейчас считаем конфеты в коробках атрибутами праздника! С каждым годом упаковка значительно хорошела, в ее оформлении стали использоваться наиболее выразительные средства графического дизайна, живопись, прикладное искусство.
Упаковка ушедшей эпохи - 6fa6c23d11a9.jpg
Художественный стиль, богатая цветовая гамма, шрифт, орнаментальные мотивы, репродукции известных картин, все служило одной цели — вызвать у покупателей желание приобрести товар. Так, с 1880-х годов, когда на жесть научились наносить цветную печать, преображавшую исходный материал до неузнаваемости, жестяные коробочки буквально заполонили кондитерский рынок России. В малых формах промышленной графики работали такие именитые художники, как Иван Билибин, Иван Ропет, Константин Сомов, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис Зворыкин, Евгений Лансере.


Баночка кондитерская, Фабрика Тов-во «Жорж Борман».
Упаковка ушедшей эпохи - d36b9b23353b.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - d36b9b23353b.jpg (12.97 КБ) 1696 просмотров
Этикетка конфеты «Царь Петр Первый», Торговый дом «Г. и Е. Леновы»; коробка «В память 200-летия города С.-Петербурга».
Упаковка ушедшей эпохи - 52dbda070cd3.jpg

Первые кондитерские появились в Петербурге и Москве в XVIII в. Там изготавливали пирожные, нугу, конфеты, марципаны и варили шоколадный напиток. Крупные фабричные производства кондитерских изделий возникают во второй половине XIX в. К 1913 г. в России были зарегистрированы 142 кондитерских предприятия, а общий выпуск продукции, включая и мелкое кустарное производство, составил 125 тыс. тонн. Из дореволюционных кондитерских предприятий России наиболее известны фабрики «Эйнем» (ныне «Красный Октябрь») и «Сиу» (ныне «Большевик»), а также московская фабрика Абрикосова и фабрики Жоржа Бормана в Петербурге и Харькове.
В XIX веке в России практически не было собственного шоколадного производства, конфеты ввозили из-за границы. Григорий Борман решил воспользоваться этим шансом и в 1862 году, поднаторев в делах торговых, заводит новое дело «въ весьма скромныхъ размерахъ». На Невском проспекте, в Петербурге, он открывает небольшой магазин и при нем скромную мастерскую с ручной машиной для выделки шоколада. Поскольку дело заводит с мыслью о наследнике, то и название магазину дает в его честь – «Жорж Борман». Правда, некоторые историки утверждают, что «Григорий» (то есть Гриша) и «Жорж» - одно и то же, и что магазин купцом был назван своим именем.
Точный расчет и немецкая педантичность сделали свое дело. Уже через два года Григорий Борман на Английском проспекте построил фабричные корпуса специально для шоколадной фабрики.
Вслед за экономическим успехом пришло всероссийское и мировое признание. В 1870 году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге продукция получила бронзовую медаль, а шесть лет спустя основатель фирмы Григорий Борман удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Столь высокая оценка деятельности фирмы способствовала расширению бизнеса и освоению дополнительных рынков сбыта.
Упаковка ушедшей эпохи - jorjborman_19_03_05.jpg

В XIX веке в России практически не было собственного шоколадного производства, конфеты ввозили из-за границы. Григорий Борман решил воспользоваться этим шансом и в 1862 году, поднаторев в делах торговых, заводит новое дело «въ весьма скромныхъ размерахъ». На Невском проспекте, в Петербурге, он открывает небольшой магазин и при нем скромную мастерскую с ручной машиной для выделки шоколада. Поскольку дело заводит с мыслью о наследнике, то и название магазину дает в его честь – «Жорж Борман». Правда, некоторые историки утверждают, что «Григорий» (то есть Гриша) и «Жорж» - одно и то же, и что магазин купцом был назван своим именем.
Точный расчет и немецкая педантичность сделали свое дело. Уже через два года Григорий Борман на Английском проспекте построил фабричные корпуса специально для шоколадной фабрики.
Вслед за экономическим успехом пришло всероссийское и мировое признание. В 1870 году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге продукция получила бронзовую медаль, а шесть лет спустя основатель фирмы Григорий Борман удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Столь высокая оценка деятельности фирмы способствовала расширению бизнеса и освоению дополнительных рынков сбыта.

Банка "Т-во Жорж Борман". Жесть. Россия, 1896 год
Упаковка ушедшей эпохи - 8273351fcde4.jpg

Созданные известными мастерами маленькие произведения искусства прошли испытание временем — разве нужны конфетам «Мишка косолапый», «Мишка на Севере», «Раковая шейка», «Василек» дополнительные рекомендации? Видишь обертку и сразу ощущаешь знакомый вкус конфеты. В кондитерской упаковке всегда использовались дорогие материалы. В XIX и XX веках это были жесть, стекло и дерево, ткани — бархат, шелк, муар — и лучшие сорта бумаги. В наше время с развитием технологий и объемов производства кондитерские изделия обычно помещают в картон и полимеры. Сейчас это точно просчитанный дизайн, научно обоснованные цветовые сочетания, совершенная полиграфия и высокотехнологичные материалы, способные обеспечить максимальную сохранность вкусовых качеств и более длительный срок хранения. Возможно, именно поэтому «рукотворные» фантики и коробки прошлых столетий снова становятся так притягательны.

Коробка "Жорж Борман". Жесть. Россия, начало ХХ века
Упаковка ушедшей эпохи - ff8ea2d20a5b.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 35c8323bb44a.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 28196b8fec06.jpg
К основным событиям в истории российского государства известные кондитерские фабрики выпускали специальные серии упаковки. И, нужно отметить, кондитеры подходили к этому вопросу с нескрываемым патриотизмом и настоящей книжной глубиной. Художественное исполнение заказывали у известных художников, в коробку вкладывали небольшие листочки с краткими историческими справками и описанием особенно значимых моментов. Так, до нас дошли «исторические» конфетные серии, посвященные отмене крепостного права в России в 1861 году, 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года, 300-летнему юбилею Дома Романовых, многочисленным победам российских полководцев, героям отечественной и мировой истории. Чего стоят только названия карамели, шоколада и печенья — «Реформа», «Воля», «Освобождение крестьян», «Сусанин», «Пожар Москвы 1812 года», «Юбилейные», «Нельсон», «Бисмарк». На коробках и этикетках кондитерской серии «Дом Романовых», выпущенной к юбилею царской династии в 1913 году фабрикой «Эйнемъ» («Красный Октябрь»), и на упаковке других крупных кондитерских предприятий была представлена в картинках вся история Романовых: от избрания на царство Михаила Федоровича в 1613 году до здравствующего в то время Николая II.

Коробочка "Монпансье. Фабрика им. Бабаева". Жесть. СССР, первая треть XX века
Упаковка ушедшей эпохи - 35c8323bb44a.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 3ce16affa3ee.jpg
Традицию отражать на кондитерских упаковках исторические события продолжили и в эпоху социализма. Только сами события стали другими — покорение Арктики, полеты в космос, 6-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, многочисленные партийные съезды, праздничные даты —1 Мая, 8 Марта, День Конституции, День Пионерии, 7 Ноября и, конечно, Новый год. Своеобразная графика «эти кеточного» жанра ввела моду на коллекционирование кондитерской упаковки. Фантики, этикетки и рекламные плакаты собирали в специальные альбомы. Красивые ларцы и коробки из-под конфет и печенья подолгу хранили в семьях и использовали в качестве шкатулок для писем, фотографий и рукоделия.

Коробка. Жесть. Россия, фабрика Ахвердова, начало ХХ века


El jaguar

#2

Даже на относительно крупных предприятиях,таких как Жорж Борман и Эйнем производство носило полукустарный характер. Применялись варочные огневые печи, ручные прессы, открытые варочные котлы с ручными мешалками, изделия завертывались вручную. Ассортимент, выпускавшийся на рубеже XIX и XX вв., включал в себя практически все известные сегодня виды сластей: конфеты, печенье, пастилу, нугу, мармелад, пряники, мороженое, шоколад.
Говоря современным языком, производители решали и задачи брендинга: придумывали названия сортам изделий, разрабатывали виды обертки и упаковки. Одни и те же виды продукции могли продаваться россыпью или быть расфасованы.

Коробка жестяная "Тульские пряники". Тула, 20-е годы XX века
Упаковка ушедшей эпохи - dce51692f191.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 87190d6ec574.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - pechenie_fortea_02.jpg

Первоначально кондитерские изделия упаковывались в простую бумагу, в ящички, шкатулочки, стеклянные, фарфоровые и прочие коробки. Из французского языка в русский пришло слово для обозначения коробки для различных сладостей и конфет - бонбоньерка (bonboniere, от bonbon - конфета). В кондитерских хрупкие шоколадные конфеты укладывали в один ряд, иногда в дополнительной обертке, в плоские картонные коробки без каких-либо элементов украшения.
Конфеты, продававшиеся россыпью, чаще всего помещали в деревянные или металлические коробки в форме куба или сундучка. В коробки той же формы, что и для конфет, могли быть расфасованы печенье и пряники, халва, пастила и т.п. Печенье насыпали в коробку россыпью или укладывали слоями с бумажной прокладкой. Магазин, который обращался на фабрику с заказом на определенное количество товара, мог заказать размер упаковки - чаще всего один, полтора или два фунта.
Упаковка ушедшей эпохи - einem_cofee_19_03_01.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - ab6ea83b19cc.jpg
Первая специализированная упаковка с рекламными надписями и указанием фирмы производителя продукции появляется в начале XIX в. До нас дошли отдельные образцы такой бумажной упаковки. На упаковке помимо декоративных элементов и рекламы продукции, зачастую размещалась информация просветительского характера. Для привлечения покупателей кондитеры заказывали упаковку, которая составляла серии или наборы.
С 1880-х гг., когда был разработан способ нанесения изображения на жесть методом хромолитографии (металлохромии), появляется и быстро становится популярной жестяная упаковка. К концу XIX в. производство кондитерской упаковки приобрело промышленные масштабы. Поразительное разнообразие форм жестяных коробок, красочность их оформления делали еще более притягательными упакованные в них кондитерские товары и давали возможность производителю выделить свой товар. Кроме того, «жестянки», как их тогда называли, более надежно защищали товар, боящийся сырости: бисквиты, пряники, карамель, монпансье и пр.
Упаковка ушедшей эпохи - 956ec23af0b4.jpg

Упаковку для своей продукции кондитеры заказывали на специальных производствах. Наиболее известными в России производителями упаковки были акционерное общество «В. В. Бонакер», печатня «А. Жако и Ко», фабричное жестяное издательство Торгового дома «Жестянка», хромолитография по жести фабричного торгового Товарищества «Н. С. Растеряев», а также фабрика металлических коробок Генерального общества французской ваксы в Москве.
Обычно форму коробки и эскиз оформления разрабатывали на упаковочном производстве. Коробки - жестяные (паянные или завальцованные) и картонные на клею - бывали самыми разнообразных форм и размеров: прямоугольные, прямоугольные со скругленными краями, круглые, фигурные, в виде корзинок, саквояжей, сундучков и т.п. Крышки могли быть откидные или съемные. Образцы тары рассылались по кондитерским фабрикам, а кондитер делал выбор и заказывал надпечатку собственного дизайна для своей марки и сорта конфет.

[attachment=-1]ab6ea83b19cc.jpg[/attachment]

При использовании одной и той же коробки для различных видов продукции дополнительно наклеивали бумажную ленту-бандероль с указанием содержимого. Наряду с данными об изготовителе продукта на коробке иногда имелось указание и на производителя упаковки. В качестве коробки для конфет могли использовать неспециализированную «тару». Например, в прейскуранте фирмы Ж. Бормана за 1912 г. есть указание, что для трех сортов шоколадных конфет - «Сакай», «Бунго» и «Мияки» - использовали лаковые японские шкатулки. На такого рода упаковке дополнительно помещался только фирменный знак производителя конфет. В данном случае на внутренней стороне крышке вручную было нанесено название фирмы.
Некоторые кондитерские фабрики имели собственные мастерские по производству упаковки. На фабрике Абрикосова был цех по изготовлению коробок из жести и картона под управлением «живописца Федора Шемякина»; при этом Абрикосов покупал упаковку и на других производствах. Жестяные коробки собственного производства использовали и на фабрике «Блигкен и Робинсон».

[attachment=-2]956ec23af0b4.jpg[/attachment]

Мы знаем имена лишь нескольких художников, работавших над эскизами к коробкам. Однако были среди них и известные живописцы. Так, Иван Билибин подготовил эскизы для серии упаковки в «русском стиле»; коробки по его эскизам использовали различные кондитерские фабрики, по его образцам изготовлялись коробки с готовым напечатанным рисунком, где было оставлено место для надпечатывания названия фабрики или сорта конфет. В отдельных случаях художники использовали при подготовке рисунков готовые образцы орнаментов и сюжетных сценок, которые публиковались в специальных художественных изданиях.
По своему предназначению среди коробок выделялись витринные и рекламные. Примером этому может служить рекламная жестяная коробка фирмы «Эйнем» со специально утяжеленным дном: в ее крышке имеется прорезь с резаком, а на стенках расположены изображения рекламных плакатов фирмы. Внутри коробки помещался шпагат, который использовался для перевязывания пакетов с покупками.
El jaguar

#3

Коробка кондитерская "Соломка"

Производитель: "Товарищество Паровой фабрики "Эйнем". Конец XIX - начало ХХ века.
"Эйнем"- товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений, одно из крупнейших и старейших кондитерских предприятий Москвы.
Основал товарищество в 1851 году в Москве немецкий подданный Фердинанд Теодор фон Эйнем. Вначале он занялся производством пиленого сахара, потом организовал на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет.
В 1900 году на всемирной выставке в Париже за широкий ассортимент и превосходное качество шоколада фабрика «Эйнемъ» получила самую высокую награду - Гран-при.
После Октябрьской революции в 1918 году фабрика была национализирована и получила название «Государственная кондитерская фабрика №1, бывшая Эйнем». В 1922 году компания была переименована в «Красный Октябрь».
Упаковка ушедшей эпохи - 10a034b286f7.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - dae0883f2849.jpg
Коробка табачная "ДЕССЕРТЪ"
"Папиросы первого сорта фабрики ДУКАТЪ въ Москве". Начало ХХ века.
Табачная фабрика «Дукат» основана в 1891 г. московским купцом первой гильдии Ильей Пигитом. Предприятие производило дешевый «картузный» табак, который был рассчитан на массового покупателя. К началу XX века фабрика освоила выпуск папирос.
В 1920 г. фабрика получила название «1-ая Государственная табачная фабрика «Дукат» в Москве». В 1977 г. произошло объединение московских табачных фабрик «Дукат» и «Ява»
Упаковка ушедшей эпохи - 605baea3f181.jpg

Коробка из-под конфет "Монпансье"
"Т-во Г.Ландринъ Петроградъ, Москва, Рига". 1910-е годы
Голубая квадратная коробка, на верхней крышке изображение Государственного герба России и надписи: "Г.Ландринъ Монпасье СмiЪсъ", "С.-Петербургъ Москва Рига".
В далеком 1848 году предприниматель Георг Ландрин открыл на Петергофском шоссе мастерскую по производству леденцовой карамели. В 1860 году здесь начали выпуск знаменитого монпансье, а в 1886 году было образовано товарищество на паях. В 1911 году на Большом Сампсониевском проспекте была построена «Паровая фабрика конфет, шоколада и бисквита», которая вплоть до 1917 года выпускала более 2500 тонн продукции в год.
Популярность продукции Товарищества "Георг Ландрин" в дореволюционной России была очень велика. Фабрика при Александре III получила почетное звание "Поставщика Двора Его Императорского Величества". Это звание было своеобразным знаком качества. Конфеты, шоколад и печенье от "Георга Ландрина" регулярно подавались на царский стол во время торжественных обедов и праздников. Так было и при Александре III, и при Николае II.
В советское время входила в систему Ленпищетреста под названием «3-я Ленинградская государственная карамельная фабрика им. Микояна», была головным предприятием ПО им. Крупской.
С 1986 года - «Первый кондитерский комбинат». В 1992 году акционирован, называется Первый кондитерский комбинат «Азарт».

[attachment=-1]0bff8bafc7e6.jpg[/attachment]


Коробка "Глухарь"
Фирма "ЖОРЖЪ БОРМАНЪ С.Петербургъ". Конец XIX - начало ХХ века.
Частная кондитерская фабрика "Жоржъ Борманъ" была основана в 1862 г. Григорием Николаевичем Борманом, в 1895 г. была преобразована в товарищество. В адресной книге "Весь Петроград" за 1917 год перечислено 8 магазинов товарищества. Кондитерское товарищества находилось на Английском проспекте, д. 16 в Санкт-Петербурге.
В 1876 году фирма «Жорж Борман» получила звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» с предоставлением права изображения государственного герба на своих этикетах, в 1878 году была удостоена первой золотой медали на Всемирной выставке в Париже. В конце XIX века в Харькове были построены две кондитерские фабрики и открыты несколько кондитерских магазинов.
В 1917 году фабрика Жоржа Бормана была переименована в кондитерскую фабрику имени К. Самойловой.

[attachment=-2]605baea3f181.jpg[/attachment]
El jaguar

#4

Коробка кондитерская "Монпансье"
"Товарищество А.И.Абрикосова С-вей въ Москве". Конец XIX - начало ХХ века.
Товарищество "А.И. Абрикосова и сыновей" - фирма, владевшая одной из крупнейших кондитерских фабрик в России. Учреждено в 1880 при преобразовании Торгового дома «Сыновья А.И. Абрикосова» (существовал с 1874).
В начале ХХ века товарищество «А.И. Абрикосова Сыновья» входило в пятерку крупнейших кондитерских фирм России (ныне кондитерский концерн «Бабаевский»).
Наряду с развитием кондитерского производства Алексей Абрикосов наладил самостоятельное производство упаковки и развернул мощную рекламную кампанию.
Создание торговой марки «Абрикосов» проходило по всем классическим законам маркетинга. В те времена это был настоящий переворот в методах продвижения товара. По некоторым оценкам, затраты на рекламу и упаковку доходили до пятой части всех расходов. Для создания фантиков и коробок Алексей Абрикосов пригласил профессиональных художников, а возглавлял цех упаковки известный живописец Федор Шемякин.
Упаковка ушедшей эпохи - c7bac7a7ceee.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 1adeef75069f.jpg

Коробка кондитерская
"Фабрика " I.Л. Дингъ" Москва". Конец XIX - начало ХХ века.
Родоначальниками макаронного производства являются итальянцы. У истоков отечественной макаронной отрасли стояли два предприимчивых немца: «волжанин» Оскар-Карл Кеницер, основавший в 1882 году макаронное производство в Самаре, и «гамбургский гражданин» Иоганн-Леонгард Динг, построивший в следующем, 1883 году, «в Пятницкой части первого участка на набережной Москвы-реки, в доме Клюгина», то есть в Замоскворечье, «паровую фабрику макарон, шоколада и кондитерских изделий».
Упаковка ушедшей эпохи - ac3b2f794e29.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - a5cf4c93dce5.jpg


Коробка кондитерская "Реномэ"
"Товарищество кондитерской фабрики РЕНОМЭ Москва". 1912 год.
Коробка выпущена к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года: изображены эпизоды битвы и бегства по торцам коробки и портрет Наполеона на верхней крышке. Рисунок заявлен в Министерство торговли и Промышленности.

[attachment=-1]bcd2875d3976.jpg[/attachment]

[attachment=-2]ac3b2f794e29.jpg[/attachment]

[attachment=-3]8046b1e4077f.jpg[/attachment]

Коробка для перьев "D. LEONARDT & Co"
"ВЪ ПАМЯТЬ ЧУДЕСНАГО СПАСЕНИЯ У СТ. БОРКИ ОКТ. 17 1888".
Верхняя крышка коробки с изображением станции Борки и памятной надписью о спасении семьи императора Александра III при крушении поезда.
Английская фирма "D. LEONARDT & Co" была основана в 1856 году в Бирмингеме (Birmingham), Англия.

[attachment=-4]065803d655b7.jpg[/attachment]

[attachment=-5]a5cf4c93dce5.jpg[/attachment]
El jaguar

#5

"А.Жако и Ко"
Вложение 45521710_735688689151m549x500.jpg больше недоступно

"Товарищества А.И.Абрикосова С"
Вложение 45521806_735688689135m549x500.jpg больше недоступно

"Конфетной фабрики А. Пылининъ"
Упаковка ушедшей эпохи - 45521710_735688689151m549x500.jpg

жестяная коробка Торгового дома Д. и А. Расторгуев
Упаковка ушедшей эпохи - 45521806_735688689135m549x500.jpg

жестяная коробка фирмы Жорж Борман
Упаковка ушедшей эпохи - 45521971_735688689158m549x500.jpg

"Монпансье Ландрин"
Упаковка ушедшей эпохи - 45522019_735688689176m549x500.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 45522159_735688689181m549x500.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 45522191_735688689178m549x500.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 45522342_735688689185m549x500.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 45522725_735688689186m549x500.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 45522904_7356811050378m549x500.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 45522924_7356811050404m549x500.jpg
[attachment=-1]45522793_735688689194m549x500.jpg[/attachment]

[attachment=-2]45522904_7356811050378m549x500.jpg[/attachment]

[attachment=-3]45522924_7356811050404m549x500.jpg[/attachment]
Ответить

Вернуться в «Полезная литература»