Стереотипов об археологии очень много и с этим нужно бороться. Ведь они мешают людям открыть глаза на реальную науку, не позволяют мыслить самостоятельно.
Но прежде давайте определимся, что же такое стереотип.
Если говорить простым языком, то стереотип - это устоявшееся представление о чем-либо, шаблон мышления, часто имеющий мало общего с реальностью. Большинство людей живёт стереотипами, которые вгоняют человека в рамку, не позволяют думать. Шаблонный образ мыслей внедрён в сознание человека обществом, средствами массовой информации, окружением, социальными сетями.
Человек не обдумывает, а использует уже имеющееся у него в сознании умозаключение о том или ином явлении. Это происходит автоматически, неосознанно, без возможности подробно разобраться в происходящем. Если таких упрощенных маршрутов мыслей очень много, мировоззрение человека ограничивается, сужается и выступает как препятствие к саморазвитию и совершенствованию.
Стереотипов хватает в каждой профессии, но что касается археологии, то здесь их тьма! Это происходит из кочующих шаблонов из фильма в фильм, популярностью игр (как компьютерных, так и настольных), передач для детей, связанных с археологией.
Давайте разберём самые распространённые стереотипы в этой профессии.
1. Археологи копают динозавров
Когда человек видит экспедицию, он автоматически представляет себе динозавров, просто потому, что это необычно, интересно, и очень древне. Даже если это антропологи или геологи, для него это археологи, которые копают динозавров. Ему не надо думать, за него подумали журналисты, которые в заголовках своих статей прямо об этом пишут:
Даже анекдоты про это клише стали придумывать: Ученые установили, что все динозавры выглядели одинаково, просто разные археологи собирали их по-разному.«Археологи обнаружили кости самого большого из ранних динозавров»
«В Ачинске археологи нашли динозавров и мамонтов»
«Археологи нашли следы динозавров в Китае»
Также создатели детских игр предлагают юному археологу раскопать динозавра.
Или компьютерные игры, где в названии и описании игры всё пропитано заблуждениями.
Я думаю, что основная причина путаницы между археологом и палеонтологом состоит в том, что и те, и другие ведут раскопки чего-то древнего. И если археологи копают в основном предметы, которыми человек пользовался в древности, то палеонтолог изучают ископаемые останки растений и животных (не только исключительно динозавров). А ещё существуют антропологи, которых в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида. Они исследуют останки древних и тела ныне живущих людей.
2. Индиана Джонс и Лара Крофт
Ещё один достаточно популярный шаблон в археологии – это образ Индианы Джонс и его женского прототипа Лары Крофт.
Индиана Джонс
Грязная рубашка, потрёпанная шляпа-федора, хлыст и револьвер — кто в детстве не мечтал с факелом в руках погружаться в затерянные руины? Именно такими мы часто видим археологов, бесстрашных исследователей, что борются за сохранение исторических артефактов.
С момента выхода первого фильма об Индиане (1981 г.), практически любой человек ассоциирует археолога именно с этим киногероем – по манере одеваться, характеру, роду деятельности и т.д. Ведь образ Индианы Джонс действительно получился интересный: он сильный, ловкий, умный, находчивый, бесстрашный исследователь и просто красавчик, который борется за сохранение исторических артефактов. Этот стереотип создавался десятилетиями, вбирая в себя всё лучшее от исследователей и главных героев приключенческих киносериалов 30-х и 40-х гг. XX в.
Лара Крофт
Основная героиня линейки игр серии Tomb Raider, была разработана ведущим художником-графиком Тоби Гардом. В самом начале Гард сосредоточился на создании персонажа, наиболее подходящего на роль искателя приключений и расхитителя гробниц, поэтому он задумал эдакий клон Индианы Джонса. Он придумал персонажа мужского пола, который орудовал кнутом и был одет в шляпу. Но соучредитель попросил Гарда добавить герою оригинальности. В дальнейшем, советовавшись со своей командой Тоби Гард отдал предпочтение женскому персонажу, так и родилась знаменитая Лара Крофт. Она представлена как красивая женщина-археолог, умная и спортивная, которая зачастую рискует жизнью в местах, полных опасностей — древних руинах, гробницах, где её подстерегает множество ловушек и головоломок, а также огромное количество самых разнообразных врагов — археологи-конкуренты, гангстеры, опасные животные (включая динозавров) и множество мифических существ. Уже в этом описании деятельности Лары нам всё становится понятно.
Индиана Джонс, как и Лара Крофт, имеют мало общего с настоящими археологами. Хотя они и кажутся благородными и хорошими, но в действительности они совершают свои поступки или ради денег или ради славы, при том совершенно не законно. Им не интересен контекст находки, по каким источникам она найдена, да и археологическая экспедиция – это не их поле работ. Индиана Джонс не изучает древности, а только их добывает и передаёт в музей.
В общем, проблема в том, что археологов подстраивают под вкусы обывателей, а обыватель не понимает, как обычный камень со следами обработки и черепки от глиняной посуды могут оказаться во много раз более ценной находкой, чем золотая статуя или хрустальный череп.
Рядом с этим стереотипом есть противоположный образ археолога:
3. Бородатый мужик с лопатой, который по полгода живёт в палатках, в лесу, вечно грязный, потому что копается в земле и в то же время весёлый. Ведь романтика же, палатка, костёр, гитара…
Такой образ сформировался у старшего поколения, не знающего Индиану Джонс и во многом ассоциирующих образ археолога с геологом. Дело в том, что в советские времена такие профессии старались сильно романтизировать, показать, что у нас в Союзе всё самое древнее и лучшее, а сама профессия – просто сказка. В этом образе нет авантюризма, жажды сенсационных находок. Такой учёный получает удовольствие от процесса своей работы в поле, общения с такими же коллегами, задушевных песен у костра. Ему не надо бежать спасать мир и исторические артефакты, он просто выполняет свою работу. Советских фильмов, где речь идёт об археологах насчитывается около 20, а это немало и говорит о популярности и востребованности данной профессии. К тому же археологи предстают в разных образах, но в основном – как настоящие учёные, которые ведут раскопки.
А вообще, проблема с киноархеологами не в том, что они красивые и активные, а в том, что археолог не занимается всем сразу, потому что внутри этой профессии — есть подразделение на множество видов.
Существует подводная археология, военная, доисторическая и историческая археология. А также «современные» типы археологии: гарбология, индустриальная археология, этноархеология, воздушная и экспериментальная археология.
4. Археологи золото-брильянты находят, занимаются контрабандой ценностей. Поэтому у них смело можно спрашивать, продаются ли находки и сколько они стоят.
Это заблуждение тоже по большей части связано с фильмами об Индиане Джонс. Любой уважающий себя человек, встречая археолога, задаст эти волнующие его вопросы. Но каждый специалист-археолог даст такому человеку практически одинаковый ответ: нет, мы не находим золото (если конечно они не копают скифов, там золото встречается). Золотые изделия можно встретить археологам, копающим в Египте, Греции, кочевые народы. Контрабандой ценностей могут заниматься только «чёрные археологи», а это незаконно и если таких горе-копателей поймают, то обязательно осудят и посадят в тюрьму. Находки бесценны! Они имеют только историческую ценность, ведь по большей части, археологи находят каменные изделия, керамическую посуду, артефакты из металла, кости и дерева (что уже является редкостью).
5. Если вскрыть гробницу – точно «отбросишь тапки» (проклятие фараонов)
Проклятие фараонов — проклятие, которое якобы постигает того, кто прикасается к могилам царских особ и мумиям Древнего Египта. Проклятие преимущественно связывается со случаями смерти, которые имели место в течение нескольких следующих лет после вскрытия могилы Тутанхамона, состоявшегося в 1922 году. Во многом формирование легенды о проклятии обязано журналистам и писателям, воодушевлённым шумихой вокруг обнаружения могилы Тутанхамона и последующими событиями (преждевременные смерти 22 человек, из которых 13 участвовали во вскрытии гробницы Тутанхамона, а остальные были их близкими, к 1929 году). Бо̀льшая часть смертей участников экспедиции носила естественный характер и легко объяснялась более прозаическими причинами, чем мистические проклятия. Значительная часть археологов, принимавших участие в раскопках, была уже не такими молодыми людьми, большинству к моменту раскопок было за 50, и нет ничего удивительного, что через некоторое время после раскопок они стали умирать, причём этот процесс растянулся на долгие годы и нужно было проявить очень большое желание, чтобы связать эти смерти с проклятием.
Иногда проклятие относят и к вскрытию старых захоронений вне Египта — могилы Тамерлана Гур-Эмир в Самарканде (июнь 1941), мумии Эци в Альпах (1991), захоронение Принцессы Укока в Республике Алтай (1993).
Магическая природа «проклятия» отрицается наукой и к каждому такому случаю учёные находят логическое и научное объяснение.
Что и говорить, легенды о проклятиях, которые насылают мертвецы на тех, кто вскрывает их захоронения, являются одними из самых популярных среди людей. Пожалуй, в каждой стране существует немало подобных мифов, возраст которых иногда исчисляется сотнями лет. И хотя содержание таких легенд может быть различным, однако все они являются порождением одного и того же свойства человеческой психики — страха перед смертью и всем, что с ней связано. Это суеверие также имеет некую охранную функцию, уберегающую от разграблений богатых захоронений.
6. Археология – это только Египет с Грецией, и ацтеки с майя. В России это золото скифов и новгородские грамоты.
Этому заблуждению подвержены невежды, которые не интересуются историей, прошлым человечества и их знания об истории подчерпнуты из телеканала РЕН-ТВ. Ещё некоторые люди считают - что-то древнее обязательно должно быть видно – это или пирамида, храм, замок, в конце концов китайская стена. Но по большей части археологические памятники находятся под землёй и найти их может только специалист.В наше время сложно пропустить новости об очередных археологических находках. Когда начинается лето, практически каждую неделю мелькают новости о находках археологов, но видимо стереотипные умы наших граждан не придают этому значение. Просто Египет и индейцы, скифы и древний Новгород у всех на слуху. Если вы о чём-то не слышали, то не значит, что этого нет. Тем более что бы найти сведения надо всего лишь воспользоваться поисковиком. Немало проходит выставок, конференций, лекций и семинаров, посвящённых новым археологическим открытиям.
7. Археологи по микроскопической крошке определяют возраст и историю цивилизации
По крошке, конечно, вряд ли, но по небольшому кусочку дерева, кости, угля, керамики и т.д. вполне можно определить возраст находки. В целом методы датирования разделяются на относительные и абсолютные. К относительным относятся стратиграфические и типологические методы, они позволяют оценить только последовательность событий, но не их точный возраст. Абсолютные методы датирования позволяют получить точную дату. Подавляющая их часть – радиометрические методы: радиоуглеродный, калий-аргоновый, термолюминесцентный и другие.
8. Археологи скрывают сенсационные находки
Учёные стремятся всё узнать и обо всём рассказать. И любой нормальный исследователь мечтает найти что-нибудь эдакое, чтобы потрясло всех и была сенсация. Тем более что-то скрыть практически не возможно. Раскопки проходят в команде, вокруг местные жители, журналисты. Зачем вообще идти в археологи, чтобы скрывать находки? Задача учёных – сделать новые знания, открыть новые страницы истории.
Есть конечно не чистые на руку товарищи, желающие славы и денег. Поэтому частенько можно встретить фотографии фейковых находок, книги, высказывания «учёных» по этому поводу. Здесь нужно не вестись на сенсационные заголовки, яркие картинки и громкие речи, а самому анализировать и проверять информацию.
9. Уже всё найдено
Это далеко не так, археологи открыли только маленький процент того, что есть под толщей земли.
Если океан до сих пор изучен только на 2-5%, то ситуация с сушей ненамного лучше. Дело в том, что за нашу тысячелетнюю историю уровень мирового океана несколько раз поднимался и опускался, а люди во все времена предпочитали селиться по берегам водоёмов. Поэтому многочисленные археологические памятники могут быть сейчас скрыты водой.
Возможно, когда уровень океана понизится, археологи смогут обнаружить города, о существовании которых мы знаем из легенд и мифов – это Атлантида, Гиперборея, и т.п. Ведь не даром немецкий энтузиаст Генрих Шлиман нашёл в конце 1860-х годов легендарную Трою.
Часть городов может быть скрыта в джунглях или в районах вечной мерзлоты.
Поэтому работа у археологов будет ещё на десятки, а то и сотни лет вперёд.
Лайфхак:
Если рядом с вами происходит извержение вулкана и вам уже поздно убегать, застыньте в непонятной позе — сломайте мозг археологам.
10. Все археологи алкоголики
Ну не то что прям все конечно, но...
Это скорее правда жизни, а не стереотип. Да, большая часть археологов любит выпить, но есть и совсем не пьющие товарищи.
К тому же археологи очень начитанные и увлечённые люди, которые в минуты отдыха могут найти себе развлечение по душе – книгу почитать, анекдоты потравить, в картишки порезаться и т.д. Источник: pikabu.ru