Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Упаковка ушедшей эпохи

El jaguar

Сообщение

«Что остается, когда съедено все варенье?» Разумеется, банка. Мусор ли это, или вещь самодостаточная, определяет замысел дизайнера упаковки. Упаковка может стать предметом коллекционирования - и немудрено, ведь в истории упаковки - в том числе и в российской - есть множество случаев, когда она являла собой художественную ценность. Большинство имен художников, создававших эскизы для упаковки, история не сохранила, но точно известно, что в их числе были знаменитые мастера, например, Иван Билибин.
К концу XIX века развитие производства товаров массового потребления (особенно кондитерских, парфюмерных и табачных изделий) привело к тому, что упаковка и этикетка наряду с рекламой стали в значительной степени влиять на их рыночную «судьбу». Кондитерская упаковка как никакая другая всегда славилась разнообразием форм и материалов. Ведь конфеты, шоколад и печенье в то время были достаточно дороги и покупались в основном к радостным или торжественным событиям. Да мы и сейчас считаем конфеты в коробках атрибутами праздника! С каждым годом упаковка значительно хорошела, в ее оформлении стали использоваться наиболее выразительные средства графического дизайна, живопись, прикладное искусство.
Упаковка ушедшей эпохи - 6fa6c23d11a9.jpg
Художественный стиль, богатая цветовая гамма, шрифт, орнаментальные мотивы, репродукции известных картин, все служило одной цели — вызвать у покупателей желание приобрести товар. Так, с 1880-х годов, когда на жесть научились наносить цветную печать, преображавшую исходный материал до неузнаваемости, жестяные коробочки буквально заполонили кондитерский рынок России. В малых формах промышленной графики работали такие именитые художники, как Иван Билибин, Иван Ропет, Константин Сомов, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис Зворыкин, Евгений Лансере.


Баночка кондитерская, Фабрика Тов-во «Жорж Борман».
Упаковка ушедшей эпохи - d36b9b23353b.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - d36b9b23353b.jpg (12.97 КБ) 1731 просмотр
Этикетка конфеты «Царь Петр Первый», Торговый дом «Г. и Е. Леновы»; коробка «В память 200-летия города С.-Петербурга».
Упаковка ушедшей эпохи - 52dbda070cd3.jpg

Первые кондитерские появились в Петербурге и Москве в XVIII в. Там изготавливали пирожные, нугу, конфеты, марципаны и варили шоколадный напиток. Крупные фабричные производства кондитерских изделий возникают во второй половине XIX в. К 1913 г. в России были зарегистрированы 142 кондитерских предприятия, а общий выпуск продукции, включая и мелкое кустарное производство, составил 125 тыс. тонн. Из дореволюционных кондитерских предприятий России наиболее известны фабрики «Эйнем» (ныне «Красный Октябрь») и «Сиу» (ныне «Большевик»), а также московская фабрика Абрикосова и фабрики Жоржа Бормана в Петербурге и Харькове.
В XIX веке в России практически не было собственного шоколадного производства, конфеты ввозили из-за границы. Григорий Борман решил воспользоваться этим шансом и в 1862 году, поднаторев в делах торговых, заводит новое дело «въ весьма скромныхъ размерахъ». На Невском проспекте, в Петербурге, он открывает небольшой магазин и при нем скромную мастерскую с ручной машиной для выделки шоколада. Поскольку дело заводит с мыслью о наследнике, то и название магазину дает в его честь – «Жорж Борман». Правда, некоторые историки утверждают, что «Григорий» (то есть Гриша) и «Жорж» - одно и то же, и что магазин купцом был назван своим именем.
Точный расчет и немецкая педантичность сделали свое дело. Уже через два года Григорий Борман на Английском проспекте построил фабричные корпуса специально для шоколадной фабрики.
Вслед за экономическим успехом пришло всероссийское и мировое признание. В 1870 году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге продукция получила бронзовую медаль, а шесть лет спустя основатель фирмы Григорий Борман удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Столь высокая оценка деятельности фирмы способствовала расширению бизнеса и освоению дополнительных рынков сбыта.
Упаковка ушедшей эпохи - jorjborman_19_03_05.jpg

В XIX веке в России практически не было собственного шоколадного производства, конфеты ввозили из-за границы. Григорий Борман решил воспользоваться этим шансом и в 1862 году, поднаторев в делах торговых, заводит новое дело «въ весьма скромныхъ размерахъ». На Невском проспекте, в Петербурге, он открывает небольшой магазин и при нем скромную мастерскую с ручной машиной для выделки шоколада. Поскольку дело заводит с мыслью о наследнике, то и название магазину дает в его честь – «Жорж Борман». Правда, некоторые историки утверждают, что «Григорий» (то есть Гриша) и «Жорж» - одно и то же, и что магазин купцом был назван своим именем.
Точный расчет и немецкая педантичность сделали свое дело. Уже через два года Григорий Борман на Английском проспекте построил фабричные корпуса специально для шоколадной фабрики.
Вслед за экономическим успехом пришло всероссийское и мировое признание. В 1870 году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге продукция получила бронзовую медаль, а шесть лет спустя основатель фирмы Григорий Борман удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Столь высокая оценка деятельности фирмы способствовала расширению бизнеса и освоению дополнительных рынков сбыта.

Банка "Т-во Жорж Борман". Жесть. Россия, 1896 год
Упаковка ушедшей эпохи - 8273351fcde4.jpg

Созданные известными мастерами маленькие произведения искусства прошли испытание временем — разве нужны конфетам «Мишка косолапый», «Мишка на Севере», «Раковая шейка», «Василек» дополнительные рекомендации? Видишь обертку и сразу ощущаешь знакомый вкус конфеты. В кондитерской упаковке всегда использовались дорогие материалы. В XIX и XX веках это были жесть, стекло и дерево, ткани — бархат, шелк, муар — и лучшие сорта бумаги. В наше время с развитием технологий и объемов производства кондитерские изделия обычно помещают в картон и полимеры. Сейчас это точно просчитанный дизайн, научно обоснованные цветовые сочетания, совершенная полиграфия и высокотехнологичные материалы, способные обеспечить максимальную сохранность вкусовых качеств и более длительный срок хранения. Возможно, именно поэтому «рукотворные» фантики и коробки прошлых столетий снова становятся так притягательны.

Коробка "Жорж Борман". Жесть. Россия, начало ХХ века
Упаковка ушедшей эпохи - ff8ea2d20a5b.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 35c8323bb44a.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 28196b8fec06.jpg
К основным событиям в истории российского государства известные кондитерские фабрики выпускали специальные серии упаковки. И, нужно отметить, кондитеры подходили к этому вопросу с нескрываемым патриотизмом и настоящей книжной глубиной. Художественное исполнение заказывали у известных художников, в коробку вкладывали небольшие листочки с краткими историческими справками и описанием особенно значимых моментов. Так, до нас дошли «исторические» конфетные серии, посвященные отмене крепостного права в России в 1861 году, 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года, 300-летнему юбилею Дома Романовых, многочисленным победам российских полководцев, героям отечественной и мировой истории. Чего стоят только названия карамели, шоколада и печенья — «Реформа», «Воля», «Освобождение крестьян», «Сусанин», «Пожар Москвы 1812 года», «Юбилейные», «Нельсон», «Бисмарк». На коробках и этикетках кондитерской серии «Дом Романовых», выпущенной к юбилею царской династии в 1913 году фабрикой «Эйнемъ» («Красный Октябрь»), и на упаковке других крупных кондитерских предприятий была представлена в картинках вся история Романовых: от избрания на царство Михаила Федоровича в 1613 году до здравствующего в то время Николая II.

Коробочка "Монпансье. Фабрика им. Бабаева". Жесть. СССР, первая треть XX века
Упаковка ушедшей эпохи - 35c8323bb44a.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 3ce16affa3ee.jpg
Традицию отражать на кондитерских упаковках исторические события продолжили и в эпоху социализма. Только сами события стали другими — покорение Арктики, полеты в космос, 6-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, многочисленные партийные съезды, праздничные даты —1 Мая, 8 Марта, День Конституции, День Пионерии, 7 Ноября и, конечно, Новый год. Своеобразная графика «эти кеточного» жанра ввела моду на коллекционирование кондитерской упаковки. Фантики, этикетки и рекламные плакаты собирали в специальные альбомы. Красивые ларцы и коробки из-под конфет и печенья подолгу хранили в семьях и использовали в качестве шкатулок для писем, фотографий и рукоделия.

Коробка. Жесть. Россия, фабрика Ахвердова, начало ХХ века


El jaguar

Сообщение

Даже на относительно крупных предприятиях,таких как Жорж Борман и Эйнем производство носило полукустарный характер. Применялись варочные огневые печи, ручные прессы, открытые варочные котлы с ручными мешалками, изделия завертывались вручную. Ассортимент, выпускавшийся на рубеже XIX и XX вв., включал в себя практически все известные сегодня виды сластей: конфеты, печенье, пастилу, нугу, мармелад, пряники, мороженое, шоколад.
Говоря современным языком, производители решали и задачи брендинга: придумывали названия сортам изделий, разрабатывали виды обертки и упаковки. Одни и те же виды продукции могли продаваться россыпью или быть расфасованы.

Коробка жестяная "Тульские пряники". Тула, 20-е годы XX века
Упаковка ушедшей эпохи - dce51692f191.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 87190d6ec574.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - pechenie_fortea_02.jpg

Первоначально кондитерские изделия упаковывались в простую бумагу, в ящички, шкатулочки, стеклянные, фарфоровые и прочие коробки. Из французского языка в русский пришло слово для обозначения коробки для различных сладостей и конфет - бонбоньерка (bonboniere, от bonbon - конфета). В кондитерских хрупкие шоколадные конфеты укладывали в один ряд, иногда в дополнительной обертке, в плоские картонные коробки без каких-либо элементов украшения.
Конфеты, продававшиеся россыпью, чаще всего помещали в деревянные или металлические коробки в форме куба или сундучка. В коробки той же формы, что и для конфет, могли быть расфасованы печенье и пряники, халва, пастила и т.п. Печенье насыпали в коробку россыпью или укладывали слоями с бумажной прокладкой. Магазин, который обращался на фабрику с заказом на определенное количество товара, мог заказать размер упаковки - чаще всего один, полтора или два фунта.
Упаковка ушедшей эпохи - einem_cofee_19_03_01.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - ab6ea83b19cc.jpg
Первая специализированная упаковка с рекламными надписями и указанием фирмы производителя продукции появляется в начале XIX в. До нас дошли отдельные образцы такой бумажной упаковки. На упаковке помимо декоративных элементов и рекламы продукции, зачастую размещалась информация просветительского характера. Для привлечения покупателей кондитеры заказывали упаковку, которая составляла серии или наборы.
С 1880-х гг., когда был разработан способ нанесения изображения на жесть методом хромолитографии (металлохромии), появляется и быстро становится популярной жестяная упаковка. К концу XIX в. производство кондитерской упаковки приобрело промышленные масштабы. Поразительное разнообразие форм жестяных коробок, красочность их оформления делали еще более притягательными упакованные в них кондитерские товары и давали возможность производителю выделить свой товар. Кроме того, «жестянки», как их тогда называли, более надежно защищали товар, боящийся сырости: бисквиты, пряники, карамель, монпансье и пр.
Упаковка ушедшей эпохи - 956ec23af0b4.jpg

Упаковку для своей продукции кондитеры заказывали на специальных производствах. Наиболее известными в России производителями упаковки были акционерное общество «В. В. Бонакер», печатня «А. Жако и Ко», фабричное жестяное издательство Торгового дома «Жестянка», хромолитография по жести фабричного торгового Товарищества «Н. С. Растеряев», а также фабрика металлических коробок Генерального общества французской ваксы в Москве.
Обычно форму коробки и эскиз оформления разрабатывали на упаковочном производстве. Коробки - жестяные (паянные или завальцованные) и картонные на клею - бывали самыми разнообразных форм и размеров: прямоугольные, прямоугольные со скругленными краями, круглые, фигурные, в виде корзинок, саквояжей, сундучков и т.п. Крышки могли быть откидные или съемные. Образцы тары рассылались по кондитерским фабрикам, а кондитер делал выбор и заказывал надпечатку собственного дизайна для своей марки и сорта конфет.

[attachment=-1]ab6ea83b19cc.jpg[/attachment]

При использовании одной и той же коробки для различных видов продукции дополнительно наклеивали бумажную ленту-бандероль с указанием содержимого. Наряду с данными об изготовителе продукта на коробке иногда имелось указание и на производителя упаковки. В качестве коробки для конфет могли использовать неспециализированную «тару». Например, в прейскуранте фирмы Ж. Бормана за 1912 г. есть указание, что для трех сортов шоколадных конфет - «Сакай», «Бунго» и «Мияки» - использовали лаковые японские шкатулки. На такого рода упаковке дополнительно помещался только фирменный знак производителя конфет. В данном случае на внутренней стороне крышке вручную было нанесено название фирмы.
Некоторые кондитерские фабрики имели собственные мастерские по производству упаковки. На фабрике Абрикосова был цех по изготовлению коробок из жести и картона под управлением «живописца Федора Шемякина»; при этом Абрикосов покупал упаковку и на других производствах. Жестяные коробки собственного производства использовали и на фабрике «Блигкен и Робинсон».

[attachment=-2]956ec23af0b4.jpg[/attachment]

Мы знаем имена лишь нескольких художников, работавших над эскизами к коробкам. Однако были среди них и известные живописцы. Так, Иван Билибин подготовил эскизы для серии упаковки в «русском стиле»; коробки по его эскизам использовали различные кондитерские фабрики, по его образцам изготовлялись коробки с готовым напечатанным рисунком, где было оставлено место для надпечатывания названия фабрики или сорта конфет. В отдельных случаях художники использовали при подготовке рисунков готовые образцы орнаментов и сюжетных сценок, которые публиковались в специальных художественных изданиях.
По своему предназначению среди коробок выделялись витринные и рекламные. Примером этому может служить рекламная жестяная коробка фирмы «Эйнем» со специально утяжеленным дном: в ее крышке имеется прорезь с резаком, а на стенках расположены изображения рекламных плакатов фирмы. Внутри коробки помещался шпагат, который использовался для перевязывания пакетов с покупками.
El jaguar

Сообщение

Коробка кондитерская "Соломка"

Производитель: "Товарищество Паровой фабрики "Эйнем". Конец XIX - начало ХХ века.
"Эйнем"- товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений, одно из крупнейших и старейших кондитерских предприятий Москвы.
Основал товарищество в 1851 году в Москве немецкий подданный Фердинанд Теодор фон Эйнем. Вначале он занялся производством пиленого сахара, потом организовал на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет.
В 1900 году на всемирной выставке в Париже за широкий ассортимент и превосходное качество шоколада фабрика «Эйнемъ» получила самую высокую награду - Гран-при.
После Октябрьской революции в 1918 году фабрика была национализирована и получила название «Государственная кондитерская фабрика №1, бывшая Эйнем». В 1922 году компания была переименована в «Красный Октябрь».
Упаковка ушедшей эпохи - 10a034b286f7.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - dae0883f2849.jpg
Коробка табачная "ДЕССЕРТЪ"
"Папиросы первого сорта фабрики ДУКАТЪ въ Москве". Начало ХХ века.
Табачная фабрика «Дукат» основана в 1891 г. московским купцом первой гильдии Ильей Пигитом. Предприятие производило дешевый «картузный» табак, который был рассчитан на массового покупателя. К началу XX века фабрика освоила выпуск папирос.
В 1920 г. фабрика получила название «1-ая Государственная табачная фабрика «Дукат» в Москве». В 1977 г. произошло объединение московских табачных фабрик «Дукат» и «Ява»
Упаковка ушедшей эпохи - 605baea3f181.jpg

Коробка из-под конфет "Монпансье"
"Т-во Г.Ландринъ Петроградъ, Москва, Рига". 1910-е годы
Голубая квадратная коробка, на верхней крышке изображение Государственного герба России и надписи: "Г.Ландринъ Монпасье СмiЪсъ", "С.-Петербургъ Москва Рига".
В далеком 1848 году предприниматель Георг Ландрин открыл на Петергофском шоссе мастерскую по производству леденцовой карамели. В 1860 году здесь начали выпуск знаменитого монпансье, а в 1886 году было образовано товарищество на паях. В 1911 году на Большом Сампсониевском проспекте была построена «Паровая фабрика конфет, шоколада и бисквита», которая вплоть до 1917 года выпускала более 2500 тонн продукции в год.
Популярность продукции Товарищества "Георг Ландрин" в дореволюционной России была очень велика. Фабрика при Александре III получила почетное звание "Поставщика Двора Его Императорского Величества". Это звание было своеобразным знаком качества. Конфеты, шоколад и печенье от "Георга Ландрина" регулярно подавались на царский стол во время торжественных обедов и праздников. Так было и при Александре III, и при Николае II.
В советское время входила в систему Ленпищетреста под названием «3-я Ленинградская государственная карамельная фабрика им. Микояна», была головным предприятием ПО им. Крупской.
С 1986 года - «Первый кондитерский комбинат». В 1992 году акционирован, называется Первый кондитерский комбинат «Азарт».

[attachment=-1]0bff8bafc7e6.jpg[/attachment]


Коробка "Глухарь"
Фирма "ЖОРЖЪ БОРМАНЪ С.Петербургъ". Конец XIX - начало ХХ века.
Частная кондитерская фабрика "Жоржъ Борманъ" была основана в 1862 г. Григорием Николаевичем Борманом, в 1895 г. была преобразована в товарищество. В адресной книге "Весь Петроград" за 1917 год перечислено 8 магазинов товарищества. Кондитерское товарищества находилось на Английском проспекте, д. 16 в Санкт-Петербурге.
В 1876 году фирма «Жорж Борман» получила звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» с предоставлением права изображения государственного герба на своих этикетах, в 1878 году была удостоена первой золотой медали на Всемирной выставке в Париже. В конце XIX века в Харькове были построены две кондитерские фабрики и открыты несколько кондитерских магазинов.
В 1917 году фабрика Жоржа Бормана была переименована в кондитерскую фабрику имени К. Самойловой.

[attachment=-2]605baea3f181.jpg[/attachment]
El jaguar

Сообщение

Коробка кондитерская "Монпансье"
"Товарищество А.И.Абрикосова С-вей въ Москве". Конец XIX - начало ХХ века.
Товарищество "А.И. Абрикосова и сыновей" - фирма, владевшая одной из крупнейших кондитерских фабрик в России. Учреждено в 1880 при преобразовании Торгового дома «Сыновья А.И. Абрикосова» (существовал с 1874).
В начале ХХ века товарищество «А.И. Абрикосова Сыновья» входило в пятерку крупнейших кондитерских фирм России (ныне кондитерский концерн «Бабаевский»).
Наряду с развитием кондитерского производства Алексей Абрикосов наладил самостоятельное производство упаковки и развернул мощную рекламную кампанию.
Создание торговой марки «Абрикосов» проходило по всем классическим законам маркетинга. В те времена это был настоящий переворот в методах продвижения товара. По некоторым оценкам, затраты на рекламу и упаковку доходили до пятой части всех расходов. Для создания фантиков и коробок Алексей Абрикосов пригласил профессиональных художников, а возглавлял цех упаковки известный живописец Федор Шемякин.
Упаковка ушедшей эпохи - c7bac7a7ceee.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 1adeef75069f.jpg

Коробка кондитерская
"Фабрика " I.Л. Дингъ" Москва". Конец XIX - начало ХХ века.
Родоначальниками макаронного производства являются итальянцы. У истоков отечественной макаронной отрасли стояли два предприимчивых немца: «волжанин» Оскар-Карл Кеницер, основавший в 1882 году макаронное производство в Самаре, и «гамбургский гражданин» Иоганн-Леонгард Динг, построивший в следующем, 1883 году, «в Пятницкой части первого участка на набережной Москвы-реки, в доме Клюгина», то есть в Замоскворечье, «паровую фабрику макарон, шоколада и кондитерских изделий».
Упаковка ушедшей эпохи - ac3b2f794e29.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - a5cf4c93dce5.jpg


Коробка кондитерская "Реномэ"
"Товарищество кондитерской фабрики РЕНОМЭ Москва". 1912 год.
Коробка выпущена к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года: изображены эпизоды битвы и бегства по торцам коробки и портрет Наполеона на верхней крышке. Рисунок заявлен в Министерство торговли и Промышленности.

[attachment=-1]bcd2875d3976.jpg[/attachment]

[attachment=-2]ac3b2f794e29.jpg[/attachment]

[attachment=-3]8046b1e4077f.jpg[/attachment]

Коробка для перьев "D. LEONARDT & Co"
"ВЪ ПАМЯТЬ ЧУДЕСНАГО СПАСЕНИЯ У СТ. БОРКИ ОКТ. 17 1888".
Верхняя крышка коробки с изображением станции Борки и памятной надписью о спасении семьи императора Александра III при крушении поезда.
Английская фирма "D. LEONARDT & Co" была основана в 1856 году в Бирмингеме (Birmingham), Англия.

[attachment=-4]065803d655b7.jpg[/attachment]

[attachment=-5]a5cf4c93dce5.jpg[/attachment]
El jaguar

Сообщение

"А.Жако и Ко"
Вложение 45521710_735688689151m549x500.jpg больше недоступно

"Товарищества А.И.Абрикосова С"
Вложение 45521806_735688689135m549x500.jpg больше недоступно

"Конфетной фабрики А. Пылининъ"
Упаковка ушедшей эпохи - 45521710_735688689151m549x500.jpg

жестяная коробка Торгового дома Д. и А. Расторгуев
Упаковка ушедшей эпохи - 45521806_735688689135m549x500.jpg

жестяная коробка фирмы Жорж Борман
Упаковка ушедшей эпохи - 45521971_735688689158m549x500.jpg

"Монпансье Ландрин"
Упаковка ушедшей эпохи - 45522019_735688689176m549x500.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 45522159_735688689181m549x500.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 45522191_735688689178m549x500.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 45522342_735688689185m549x500.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 45522725_735688689186m549x500.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 45522904_7356811050378m549x500.jpg
Упаковка ушедшей эпохи - 45522924_7356811050404m549x500.jpg
[attachment=-1]45522793_735688689194m549x500.jpg[/attachment]

[attachment=-2]45522904_7356811050378m549x500.jpg[/attachment]

[attachment=-3]45522924_7356811050404m549x500.jpg[/attachment]

Вернуться в «Полезная литература»