Упаковка ушедшей эпохи

Аватара пользователя
El jaguar
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 2317
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 22:55:42
Прибор: на 2 часа
Имя: Ягуар ( Микки )
Откуда: WWW
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 1373 раза

Упаковка ушедшей эпохи

Сообщение El jaguar » 23 май 2012, 08:56:07

«Что остается, когда съедено все варенье?» Разумеется, банка. Мусор ли это, или вещь самодостаточная, определяет замысел дизайнера упаковки. Упаковка может стать предметом коллекционирования - и немудрено, ведь в истории упаковки - в том числе и в российской - есть множество случаев, когда она являла собой художественную ценность. Большинство имен художников, создававших эскизы для упаковки, история не сохранила, но точно известно, что в их числе были знаменитые мастера, например, Иван Билибин.
К концу XIX века развитие производства товаров массового потребления (особенно кондитерских, парфюмерных и табачных изделий) привело к тому, что упаковка и этикетка наряду с рекламой стали в значительной степени влиять на их рыночную «судьбу». Кондитерская упаковка как никакая другая всегда славилась разнообразием форм и материалов. Ведь конфеты, шоколад и печенье в то время были достаточно дороги и покупались в основном к радостным или торжественным событиям. Да мы и сейчас считаем конфеты в коробках атрибутами праздника! С каждым годом упаковка значительно хорошела, в ее оформлении стали использоваться наиболее выразительные средства графического дизайна, живопись, прикладное искусство.
Изображение

Художественный стиль, богатая цветовая гамма, шрифт, орнаментальные мотивы, репродукции известных картин, все служило одной цели — вызвать у покупателей желание приобрести товар. Так, с 1880-х годов, когда на жесть научились наносить цветную печать, преображавшую исходный материал до неузнаваемости, жестяные коробочки буквально заполонили кондитерский рынок России. В малых формах промышленной графики работали такие именитые художники, как Иван Билибин, Иван Ропет, Константин Сомов, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис Зворыкин, Евгений Лансере.

Баночка кондитерская, Фабрика Тов-во «Жорж Борман».
Изображение
Этикетка конфеты «Царь Петр Первый», Торговый дом «Г. и Е. Леновы»; коробка «В память 200-летия города С.-Петербурга».

Изображение

Первые кондитерские появились в Петербурге и Москве в XVIII в. Там изготавливали пирожные, нугу, конфеты, марципаны и вари­ли шоколадный напиток. Крупные фабричные производства кондитерских изделий возни­кают во второй половине XIX в. К 1913 г. в России были зарегистрированы 142 кондитер­ских предприятия, а общий выпуск продукции, включая и мелкое кустарное производство, составил 125 тыс. тонн. Из дореволюцион­ных кондитерских предприятий России наи­более известны фабрики «Эйнем» (ныне «Красный Октябрь») и «Сиу» (ныне «Больше­вик»), а также московская фабрика Абрикосова и фабрики Жоржа Бормана в Петербурге и Харькове.
В XIX веке в России практически не было собственного шоколадного производства, конфеты ввозили из-за границы. Григорий Борман решил воспользоваться этим шансом и в 1862 году, поднаторев в делах торговых, заводит новое дело «въ весьма скромныхъ размерахъ». На Невском проспекте, в Петербурге, он открывает небольшой магазин и при нем скромную мастерскую с ручной машиной для выделки шоколада. Поскольку дело заводит с мыслью о наследнике, то и название магазину дает в его честь – «Жорж Борман». Правда, некоторые историки утверждают, что «Григорий» (то есть Гриша) и «Жорж» - одно и то же, и что магазин купцом был назван своим именем.
Точный расчет и немецкая педантичность сделали свое дело. Уже через два года Григорий Борман на Английском проспекте построил фабричные корпуса специально для шоколадной фабрики.
Вслед за экономическим успехом пришло всероссийское и мировое признание. В 1870 году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге продукция получила бронзовую медаль, а шесть лет спустя основатель фирмы Григорий Борман удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Столь высокая оценка деятельности фирмы способствовала расширению бизнеса и освоению дополнительных рынков сбыта.
Изображение

В XIX веке в России практически не было собственного шоколадного производства, конфеты ввозили из-за границы. Григорий Борман решил воспользоваться этим шансом и в 1862 году, поднаторев в делах торговых, заводит новое дело «въ весьма скромныхъ размерахъ». На Невском проспекте, в Петербурге, он открывает небольшой магазин и при нем скромную мастерскую с ручной машиной для выделки шоколада. Поскольку дело заводит с мыслью о наследнике, то и название магазину дает в его честь – «Жорж Борман». Правда, некоторые историки утверждают, что «Григорий» (то есть Гриша) и «Жорж» - одно и то же, и что магазин купцом был назван своим именем.
Точный расчет и немецкая педантичность сделали свое дело. Уже через два года Григорий Борман на Английском проспекте построил фабричные корпуса специально для шоколадной фабрики.
Вслед за экономическим успехом пришло всероссийское и мировое признание. В 1870 году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге продукция получила бронзовую медаль, а шесть лет спустя основатель фирмы Григорий Борман удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Столь высокая оценка деятельности фирмы способствовала расширению бизнеса и освоению дополнительных рынков сбыта.
Банка "Т-во Жорж Борман". Жесть. Россия, 1896 год
Изображение

Созданные известными мастерами маленькие произведения искусства прошли испытание временем — разве нужны конфетам «Мишка косолапый», «Мишка на Севере», «Раковая шейка», «Василек» дополнительные рекомендации? Видишь обертку и сразу ощущаешь знакомый вкус конфеты. В кондитерской упаковке всегда использовались дорогие материалы. В XIX и XX веках это были жесть, стекло и дерево, ткани — бархат, шелк, муар — и лучшие сорта бумаги. В наше время с развитием технологий и объемов производства кондитерские изделия обычно помещают в картон и полимеры. Сейчас это точно просчитанный дизайн, научно обоснованные цветовые сочетания, совершенная полиграфия и высокотехнологичные материалы, способные обеспечить максимальную сохранность вкусовых качеств и более длительный срок хранения. Возможно, именно поэтому «рукотворные» фантики и коробки прошлых столетий снова становятся так притягательны.
Коробка "Жорж Борман". Жесть. Россия, начало ХХ века
*Запрещенная ссылка* *Запрещенная ссылка* *Запрещенная ссылка*

К основным событиям в истории российского государства известные кондитерские фабрики выпускали специальные серии упаковки. И, нужно отметить, кондитеры подходили к этому вопросу с нескрываемым патриотизмом и настоящей книжной глубиной. Художественное исполнение заказывали у известных художников, в коробку вкладывали небольшие листочки с краткими историческими справками и описанием особенно значимых моментов. Так, до нас дошли «исторические» конфетные серии, посвященные отмене крепостного права в России в 1861 году, 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года, 300-летнему юбилею Дома Романовых, многочисленным победам российских полководцев, героям отечественной и мировой истории. Чего стоят только названия карамели, шоколада и печенья — «Реформа», «Воля», «Освобождение крестьян», «Сусанин», «Пожар Москвы 1812 года», «Юбилейные», «Нельсон», «Бисмарк». На коробках и этикетках кондитерской серии «Дом Романовых», выпущенной к юбилею царской династии в 1913 году фабрикой «Эйнемъ» («Красный Октябрь»), и на упаковке других крупных кондитерских предприятий была представлена в картинках вся история Романовых: от избрания на царство Михаила Федоровича в 1613 году до здравствующего в то время Николая II.
Коробочка "Монпансье. Фабрика им. Бабаева". Жесть. СССР, первая треть XX века
*Запрещенная ссылка* *Запрещенная ссылка* *Запрещенная ссылка*

Традицию отражать на кондитерских упаковках исторические события продолжили и в эпоху социализма. Только сами события стали другими — покорение Арктики, полеты в космос, 6-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, многочисленные партийные съезды, праздничные даты —1 Мая, 8 Марта, День Конституции, День Пионерии, 7 Ноября и, конечно, Новый год. Своеобразная графика «эти кеточного» жанра ввела моду на коллекционирование кондитерской упаковки. Фантики, этикетки и рекламные плакаты собирали в специальные альбомы. Красивые ларцы и коробки из-под конфет и печенья подолгу хранили в семьях и использовали в качестве шкатулок для писем, фотографий и рукоделия.
Коробка. Жесть. Россия, фабрика Ахвердова, начало ХХ века
*Запрещенная ссылка* *Запрещенная ссылка* *Запрещенная ссылка*
Чем больше я сплю , тем меньше от меня вреда :)
Иногда некоторым личностям корону на голове хочется поправить лопатой



Аватара пользователя
El jaguar
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 2317
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 22:55:42
Прибор: на 2 часа
Имя: Ягуар ( Микки )
Откуда: WWW
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 1373 раза

Re: Упаковка ушедшей эпохи

Сообщение El jaguar » 23 май 2012, 08:56:39

Даже на относительно круп­ных предприятиях,таких как Жорж Борман и Эйнем производство носило полу­кустарный характер. Применялись варочные огневые печи, ручные прессы, открытые вароч­ные котлы с ручными мешалками, изделия за­вертывались вручную. Ассортимент, выпуска­вшийся на рубеже XIX и XX вв., включал в себя практически все известные сегодня виды сла­стей: конфеты, печенье, пастилу, нугу, мар­мелад, пряники, мороженое, шоколад.
Говоря современным языком, произ­водители решали и задачи брендинга: при­думывали названия сортам изделий, разра­батывали виды обертки и упаковки. Одни и те же виды продукции могли продаваться россыпью или быть расфасованы.
Коробка жестяная "Тульские пряники". Тула, 20-е годы XX века
*Запрещенная ссылка* *Запрещенная ссылка* *Запрещенная ссылка*


Первоначально кондитерские изделия упаковывались в простую бумагу, в ящички, шкатулочки, стеклянные, фарфоро­вые и прочие коробки. Из французско­го языка в русский пришло слово для обозначения коробки для различных сладостей и конфет - бонбоньерка (bonboniere, от bonbon - конфета). В конди­терских хрупкие шоколадные конфеты укла­дывали в один ряд, иногда в дополнитель­ной обертке, в плоские картонные коробки без каких-либо элементов украшения.
Кон­феты, продававшиеся россыпью, чаще всего помещали в деревянные или металлические коробки в форме куба или сундучка. В коробки той же формы, что и для конфет, могли быть расфасованы печенье и пряники, халва, пас­тила и т.п. Печенье насыпали в коробку рос­сыпью или укладывали слоями с бумажной прокладкой. Магазин, который обращался на фабрику с заказом на определенное количе­ство товара, мог заказать размер упаковки - чаще всего один, полтора или два фунта.

*Запрещенная ссылка*
Изображение
Первая специализированная упаковка с рекламными надписями и указанием фирмы производителя продукции появляется в на­чале XIX в. До нас дошли отдельные образ­цы такой бумажной упаковки. На упаковке помимо декоративных элементов и рекламы продукции, зачастую размещалась информация просветительского характера. Для привлечения покупателей кондитеры заказывали упаковку, которая составляла серии или наборы.
С 1880-х гг., когда был разработан способ нанесения изо­бражения на жесть методом хромолитогра­фии (металлохромии), появляется и быстро становится популярной жестяная упаковка. К концу XIX в. производство кондитерской упаковки приобрело промышленные масштабы. Поразительное разнообразие форм жестя­ных коробок, красочность их оформления делали еще более притягательными упако­ванные в них кондитерские товары и давали возможность производителю выделить свой товар. Кроме того, «жестянки», как их тогда называли, более надежно защищали товар, боящийся сырости: бисквиты, пряники, кара­мель, монпансье и пр.
Изображение

Упаковку для своей продукции кондитеры заказывали на специальных производствах. Наиболее известными в России произво­дителями упаковки были акционерное общество «В. В. Бонакер», печатня «А. Жако и Ко», фабричное жестяное издательство Торгового дома «Жестянка», хромолитогра­фия по жести фабричного торгового Това­рищества «Н. С. Растеряев», а также фабрика металлических коробок Генерального обще­ства французской ваксы в Москве.
Обычно форму коробки и эскиз оформления разраба­тывали на упаковочном произ­водстве. Коробки - жестяные (паянные или завальцованные) и картонные на клею - быва­ли самыми разнообразных форм и размеров: прямо­угольные, прямоугольные со скругленными краями, круг­лые, фигурные, в виде корзи­нок, саквояжей, сундучков и т.п. Крыш­ки могли быть откидные или съемные. Образцы тары рас­сылались по кондитерским фабрикам, а кондитер делал выбор и заказывал надпечатку собственного дизайна для своей марки и сорта конфет.
Изображение
При использовании одной и той же коробки для различных видов продукции дополни­тельно наклеивали бумажную ленту-бандероль с указанием содержимого. Наряду с данными об изготовителе продук­та на коробке иногда имелось указание и на производителя упаковки. В качестве короб­ки для конфет могли использовать неспециа­лизированную «тару». Например, в прейску­ранте фирмы Ж. Бормана за 1912 г. есть указание, что для трех сортов шоколадных конфет - «Сакай», «Бунго» и «Мияки» - исполь­зовали лаковые японские шкатулки. На такого рода упаковке дополнительно помещался только фирменный знак производителя кон­фет. В данном случае на внутренней стороне крышке вручную было нанесено название фирмы.
Некоторые кондитерские фабрики имели собственные мастерские по производству упаковки. На фабрике Абрикосова был цех по изготовлению коробок из жести и карто­на под управлением «живописца Федора Шемякина»; при этом Абрикосов покупал упаковку и на других производствах. Жестяные коробки собственного производ­ства использовали и на фабри­ке «Блигкен и Робинсон».
Изображение
Мы знаем имена лишь не­скольких художников, работав­ших над эскизами к коробкам. Однако были среди них и из­вестные живописцы. Так, Иван Билибин подготовил эскизы для серии упаковки в «русском стиле»; коробки по его эскизам использовали различные кон­дитерские фабрики, по его образцам изготовлялись ко­робки с готовым напечатанным рисунком, где было оставлено место для надпечатывания на­звания фабрики или сорта кон­фет. В отдельных случаях художники исполь­зовали при подготовке рисун­ков готовые образцы орнамен­тов и сюжетных сценок, которые публиковались в специальных художественных изданиях.
По своему предназначению среди коробок выделялись витринные и рекламные. Примером этому может служить рекламная же­стяная коробка фирмы «Эйнем» со специаль­но утяжеленным дном: в ее крышке имеется прорезь с резаком, а на стенках расположе­ны изображения рекламных плакатов фир­мы. Внутри коробки помещался шпагат, ко­торый использовался для перевязывания пакетов с покупками.
Чем больше я сплю , тем меньше от меня вреда :)
Иногда некоторым личностям корону на голове хочется поправить лопатой

Аватара пользователя
El jaguar
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 2317
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 22:55:42
Прибор: на 2 часа
Имя: Ягуар ( Микки )
Откуда: WWW
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 1373 раза

Re: Упаковка ушедшей эпохи

Сообщение El jaguar » 23 май 2012, 08:57:21

Коробка кондитерская "Соломка"


Производитель: "Товарищество Паровой фабрики "Эйнем". Конец XIX - начало ХХ века.
"Эйнем"- товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений, одно из крупнейших и старейших кондитерских предприятий Москвы.
Основал товарищество в 1851 году в Москве немецкий подданный Фердинанд Теодор фон Эйнем. Вначале он занялся производством пиленого сахара, потом организовал на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет.
В 1900 году на всемирной выставке в Париже за широкий ассортимент и превосходное качество шоколада фабрика «Эйнемъ» получила самую высокую награду - Гран-при.
После Октябрьской революции в 1918 году фабрика была национализирована и получила название «Государственная кондитерская фабрика №1, бывшая Эйнем». В 1922 году компания была переименована в «Красный Октябрь».
*Запрещенная ссылка*

*Запрещенная ссылка*
Коробка табачная "ДЕССЕРТЪ"
"Папиросы первого сорта фабрики ДУКАТЪ въ Москве". Начало ХХ века.
Табачная фабрика «Дукат» основана в 1891 г. московским купцом первой гильдии Ильей Пигитом. Предприятие производило дешевый «картузный» табак, который был рассчитан на массового покупателя. К началу XX века фабрика освоила выпуск папирос.
В 1920 г. фабрика получила название «1-ая Государственная табачная фабрика «Дукат» в Москве». В 1977 г. произошло объединение московских табачных фабрик «Дукат» и «Ява»
*Запрещенная ссылка*
Коробка из-под конфет "Монпансье"
"Т-во Г.Ландринъ Петроградъ, Москва, Рига". 1910-е годы
Голубая квадратная коробка, на верхней крышке изображение Государственного герба России и надписи: "Г.Ландринъ Монпасье СмiЪсъ", "С.-Петербургъ Москва Рига".
В далеком 1848 году предприниматель Георг Ландрин открыл на Петергофском шоссе мастерскую по производству леденцовой карамели. В 1860 году здесь начали выпуск знаменитого монпансье, а в 1886 году было образовано товарищество на паях. В 1911 году на Большом Сампсониевском проспекте была построена «Паровая фабрика конфет, шоколада и бисквита», которая вплоть до 1917 года выпускала более 2500 тонн продукции в год.
Популярность продукции Товарищества "Георг Ландрин" в дореволюционной России была очень велика. Фабрика при Александре III получила почетное звание "Поставщика Двора Его Императорского Величества". Это звание было своеобразным знаком качества. Конфеты, шоколад и печенье от "Георга Ландрина" регулярно подавались на царский стол во время торжественных обедов и праздников. Так было и при Александре III, и при Николае II.
В советское время входила в систему Ленпищетреста под названием «3-я Ленинградская государственная карамельная фабрика им. Микояна», была головным предприятием ПО им. Крупской.
С 1986 года - «Первый кондитерский комбинат». В 1992 году акционирован, называется Первый кондитерский комбинат «Азарт».
*Запрещенная ссылка*
Коробка "Глухарь"
Фирма "ЖОРЖЪ БОРМАНЪ С.Петербургъ". Конец XIX - начало ХХ века.
Частная кондитерская фабрика "Жоржъ Борманъ" была основана в 1862 г. Григорием Николаевичем Борманом, в 1895 г. была преобразована в товарищество. В адресной книге "Весь Петроград" за 1917 год перечислено 8 магазинов товарищества. Кондитерское товарищества находилось на Английском проспекте, д. 16 в Санкт-Петербурге.
В 1876 году фирма «Жорж Борман» получила звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» с предоставлением права изображения государственного герба на своих этикетах, в 1878 году была удостоена первой золотой медали на Всемирной выставке в Париже. В конце XIX века в Харькове были построены две кондитерские фабрики и открыты несколько кондитерских магазинов.
В 1917 году фабрика Жоржа Бормана была переименована в кондитерскую фабрику имени К. Самойловой.
*Запрещенная ссылка*
Чем больше я сплю , тем меньше от меня вреда :)
Иногда некоторым личностям корону на голове хочется поправить лопатой

Аватара пользователя
El jaguar
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 2317
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 22:55:42
Прибор: на 2 часа
Имя: Ягуар ( Микки )
Откуда: WWW
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 1373 раза

Re: Упаковка ушедшей эпохи

Сообщение El jaguar » 23 май 2012, 08:57:41

Коробка кондитерская "Монпансье"
"Товарищество А.И.Абрикосова С-вей въ Москве". Конец XIX - начало ХХ века.
Товарищество "А.И. Абрикосова и сыновей" - фирма, владевшая одной из крупнейших кондитерских фабрик в России. Учреждено в 1880 при преобразовании Торгового дома «Сыновья А.И. Абрикосова» (существовал с 1874).
В начале ХХ века товарищество «А.И. Абрикосова Сыновья» входило в пятерку крупнейших кондитерских фирм России (ныне кондитерский концерн «Бабаевский»).
Наряду с развитием кондитерского производства Алексей Абрикосов наладил самостоятельное производство упаковки и развернул мощную рекламную кампанию.
Создание торговой марки «Абрикосов» проходило по всем классическим законам маркетинга. В те времена это был настоящий переворот в методах продвижения товара. По некоторым оценкам, затраты на рекламу и упаковку доходили до пятой части всех расходов. Для создания фантиков и коробок Алексей Абрикосов пригласил профессиональных художников, а возглавлял цех упаковки известный живописец Федор Шемякин.
*Запрещенная ссылка*

*Запрещенная ссылка*
Коробка кондитерская
"Фабрика " I.Л. Дингъ" Москва". Конец XIX - начало ХХ века.
Родоначальниками макаронного производства являются итальянцы. У истоков отечественной макаронной отрасли стояли два предприимчивых немца: «волжанин» Оскар-Карл Кеницер, основавший в 1882 году макаронное производство в Самаре, и «гамбургский гражданин» Иоганн-Леонгард Динг, построивший в следующем, 1883 году, «в Пятницкой части первого участка на набережной Москвы-реки, в доме Клюгина», то есть в Замоскворечье, «паровую фабрику макарон, шоколада и кондитерских изделий».
*Запрещенная ссылка*

*Запрещенная ссылка*

Коробка кондитерская "Реномэ"
"Товарищество кондитерской фабрики РЕНОМЭ Москва". 1912 год.
Коробка выпущена к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года: изображены эпизоды битвы и бегства по торцам коробки и портрет Наполеона на верхней крышке. Рисунок заявлен в Министерство торговли и Промышленности.
*Запрещенная ссылка*

*Запрещенная ссылка*

*Запрещенная ссылка*
Коробка для перьев "D. LEONARDT & Co"
"ВЪ ПАМЯТЬ ЧУДЕСНАГО СПАСЕНИЯ У СТ. БОРКИ ОКТ. 17 1888".
Верхняя крышка коробки с изображением станции Борки и памятной надписью о спасении семьи императора Александра III при крушении поезда.
Английская фирма "D. LEONARDT & Co" была основана в 1856 году в Бирмингеме (Birmingham), Англия.
*Запрещенная ссылка*

*Запрещенная ссылка*
Чем больше я сплю , тем меньше от меня вреда :)
Иногда некоторым личностям корону на голове хочется поправить лопатой

Аватара пользователя
El jaguar
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 2317
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 22:55:42
Прибор: на 2 часа
Имя: Ягуар ( Микки )
Откуда: WWW
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 1373 раза

Re: Упаковка ушедшей эпохи

Сообщение El jaguar » 23 май 2012, 08:58:30

"А.Жако и Ко"
Изображение


"Товарищества А.И.Абрикосова С"
Изображение


"Конфетной фабрики А. Пылининъ"
Изображение


жестяная коробка Торгового дома Д. и А. Расторгуев
Изображение


жестяная коробка фирмы Жорж Борман
Изображение


"Монпансье Ландрин"
Изображение



Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Чем больше я сплю , тем меньше от меня вреда :)
Иногда некоторым личностям корону на голове хочется поправить лопатой

Аватара пользователя
El jaguar
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 2317
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 22:55:42
Прибор: на 2 часа
Имя: Ягуар ( Микки )
Откуда: WWW
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 1373 раза

Re: Упаковка ушедшей эпохи

Сообщение El jaguar » 23 май 2012, 08:58:57

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Чем больше я сплю , тем меньше от меня вреда :)
Иногда некоторым личностям корону на голове хочется поправить лопатой

Вернуться в «Полезная литература»