Исследование древнего золота скандинавов

Статьи о истории, археологии и прочих темах.
Аватара пользователя
МАШКА
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 2284
Зарегистрирован: 21 янв 2014, 20:21:40
Прибор: ХР Джимакс и ГМП
Имя: Марина
Откуда: Новочеркасск-Каменск
Благодарил (а): 2355 раз
Поблагодарили: 2818 раз

Исследование древнего золота скандинавов

Сообщение МАШКА » 06 апр 2015, 19:27:13

Заранее извиняюсь за качество фото..Это исследование доктора наук в 219 страницах скачать было невозможно,поэтому пришлось фоткать монитор и дописывать в ручную... :-)
Золотая фибула, выполненная в технике зерни и скани, была найдена случайно в Брянской области
вместе с византийской номисмой, чеканенной в правление Константина VII и Романа II в 945-959 гг.
Оба предмета были, вероятно, частью монетно-вещевого клада, состав которого установить невозможно, так
как несколько находчиков разделили его между собой. Несмотря на отсутствие точной информации о ме-
сте обнаружения и составе клада, атрибуция уникальной фибулы представляет значительный интерес из-за
необычного сочетания стилистических черт в орнаменте и особенностей техники производства. Детальное
исследование этого украшения дает возможность судить о его происхождении и датировке, а также рас-
ширяет наши представления о распространении скандинавских находок на территории Древней Руси в
X – нач. XI вв.
Равноплечая фибула из Брянской области: 1 –верхняя золотая пластина, тисненная на матрице; 2 –нижняя серебряная пластина-основа
Изображение

С помощью стереомикроскопа (Zeiss Stemi2000), увеличивающего изображение от 10 до 500 раз, были получены данные о технике изготовления фибулы. Для фиксации наблюдений и точного измерения мелких деталей – зерни и проволоки –была использована соединенная с микроскопом фотокамера с программным обеспечением AxioVision(Karl Zeiss). Неразрушающий рентгенофлюо-ресцентный анализ химического состава металла был проведен на приборе ArtTAX (BRUKER AXS)с молибденовой трубкой и полупроводниковым
детектором. Исследованию подвергалась поверхность площадью 0,2 мм (диаметр коллиматора).Положение образца по отношению к рентгеновскому излучению фиксировалось спомощью лазерного луча. Измерения проводились на обеих сторонах украшения, на поверхности пластины –основы для филигранного орнамента. Определен состав металла проволоки и отдельных шариков зерни. Результаты измерений представлены в виде рентгеновских спектров. Специальная программа позволяет идентифицировать пики, соответствующие химическим элементам сплава и определять их аналитическую интенсивность на качественном и количественном уровнях.
Фибула состоит из верхней золотой пластины и серебряной основы. Лицевая пластина получена из тонкого высокопробного золотого листа (Au –91.3%; Ag – 2.51%; Cu – 2.64%; Hg –3.55%)
посредством тиснения на матрице с позитивным рельефом. Полученный оттиск воспроизводит основные элементы декора – пару схематично изображенных животных. Их туловища расположены в профиль зеркально симметрично по отношению друг к другу. Анфасные головы зверей помещены на треугольных выступах в центральной части композиции
Серебряная основа (Ag – 77.62%; Cu –22.38%) была отлита в двухстороннюю глиняную форму. Верхняя створка изложницы, вероятнее всего, получена благодаря оттиску той же матри-
цы в формовочную массу. Невидимая нам поверхность, закрытая золотой пластиной, должна быть брельефной, но это невозможно установить без брентгеновского изучения. На нижней створке отпечаталась гладкая оборотная сторона матрицы. После разделения половинок формы в бнижней с помощью ножа прорезали три щели. После отливки металл, попавший в эти углубления, принимал форму прямоугольных пластин, расположенных перпендикулярно к поверхности. Просверлив отверстия в двух из них, мастер крепил иглу на расклепанном с обеих сторон стерженьке, третий выступ приемник иглы заворачивался внутрь. Золотая рельефная пластина помещалась на более массивную серебряную основу, полностью закрывая бортик, ее края загибали на обороте.Затем мастер дополнял полученный на матрице декор верхней пластины зернью и сканью. Для этого бон приготовил шарики зерни разного диаметра (от 0,36 до 1,25 мм) и несколько видов проволоки .Первая имитирует цепочку из круглых бусин, диаметр которых 1,2 мм. Вероятнее всего, такую проволоку
производили с использованием инструмента, описанного в начале XII века немецким монахом Теофилом.Он состоял из двух железных брусков, в каждом из которых выпиливали полукруглые углубления. Получался двухсторонний штамп – органариум. Укрепив его неподвижно в деревянной основе, круглую в сечении проволоку помещали между двух штампов и подвергали ее последовательной деформации, нанося будары по верхней створке органариума роговым молотком .Полученная заготовка состояла из длинного ряда бусин, имитирующих спаянные между собой шарики крупной зерни.
Второй вид проволоки также относится к штампованной, но форма бусин (диаметр – 0,8 мм) ближе к цилиндрической, а на некоторых гранулах отчетливо читается поперечный углубленный «экватор».На основе экспериментов, реконструирующих изготовление этого вида проволоки установлено, что поперечная риска на бусинах возникает после применения инструмента с обоюдоострым двойным лезвием,описание которого также содержится в трактате Теофила: он называет его напильником с желобком. Деформация проволоки происходила при ее вращении под прямым углом к лезвию, к которому крепилась деревянная ручка . Изготовление третьего вида – крученой проволоки – было самым простым:
достаточно было пары щипцов.
В орнаменте фибулы хорошо различимы двойные и тройные филигранные ленты. Двойной контур из одинаковых по диаметру проволок мастер использовал для передачи очертаний животных c длинными туловищами, бедрами и лапами. Пространства, очерченные двойной проволокой плотно заполнены разнокалиберной зернью. С помощью двойной ленты образован также бордюр украшения. Тройные ленты из штампованной проволоки разного диаметра оплетают тела животных. Очевидно, что отрезки проволоки
соединялись в филигранные ленты заранее, а затем из них с помощью зубила отрубали отрезки нужной длины. Крученая проволока использована только в зонах треугольных выступов, там, где расположены звериные головы: из нее сделаны колечки, схематично изображающие носы; на колечки посажены крупные гранулы – глаза .
Самой сложной операцией в процессе изготовления фибулы была пайка. На поверхности пластины припой практически невидим даже при сильном увеличении, нет «утопленных» в припое деталей, что говорит о хорошем качестве работе. Результаты анализа, сделанного для микроскопических участков украшения, показывают, что на поверхности пластины меди больше, чем на вершинах шариков зерни и проволоки. Это указывает на использование обычного припоя, когда к сплаву золота и серебра добавляют медь,
чтобы снизить температуру плавления. Однако в составе металла золотой пластины обнаружена ртуть. Вероятнее всего, она попала в металл вместе с амальгамным припоем. Его рецепт содержится в ювелирном трактате «Mappae Clavicula», составленном в X в.4
Изображение
Эксперименты с амальгамным припоем проводили в разные годы Ф.Я. Мишуков в Москве иА.И. Минжулин в Киеве. Они доказали, что соединение гранул и проволоки с основой возможно,если припой состоит из сплава золота/серебра иртути в пропорции 1:6.5При пайке ртуть испаряется, а слой припоя восстанавливается в виде металла, скрепляя зернь и скань с основой. Заключительной операцией в процессе изготовления фибулы было дополнительное соединение верхней и нижней пластин с помощью 6 миниатюрных золотых гвоздиков, расклепанных на обеих сторонах изделия.Зооморфный орнамент фибулы в целом относится к художественному стилю Еллинге, распространенному в Северной Европе на протяжении X в.Получение основы для зерни и скани посредством тиснения на рельефных матрицах, переплетающиеся филигранные ленты, и нерегулярные гранулы зерни являются отличительными особенностями скандинавского ювелирного искусства этой эпохи. Однако в декоре фибулы присутствуют и геометрические элементы – треугольники из трех одинаковых по форме и размерам шариков зерни. Они расположены на «щеках и шее» звериных голов; с помощью ряда треугольников показана открытая пасть с зубами на торцах треугольных выступов . Геометрический орнамент из регулярных гранул характеризует славянское искусство зерни и скани IX-X вв.7Несмотря на то, что в эпоху викингов различ-
ные фибулы были распространенным женским украшением, скреплявшим шаль, накидку, рубаху, бретели юбки или плащ, золотая застежка из Брянской области не имеет аналогий в материалах Северной и Восточной Европы. По некоторым морфологическим признакам ее можно отнести к группе равноплечих фибул, датируемых к.VI – к. X вв.8
Стилистические и технологические особенности позволяют вписать золотую фибулу в круг украшений скандинавского искусства зерни и скани поздней эпохи викингов. Ее отдаленными параллелями являются такие великолепные произведения ювелирного искусства как прямоугольные серебряные фибулы из клада Эриксторп в шведской провинции Эстеръётланд, золотая шпора из клада Рёд в норвежской провинции Эстфолль и золотые тисненые накладки на фронтальные и боковые панели готландских коробчатых фибул.
Коробчатые фибулы и обсуждаемую находку из Брянска сближает еще одна характерная черта – сочетание в орнаменте германского зооморфного стиля и славянской геометрической
зерни. К этой же группе изделий относится 13 серебряных подвесок-амулетов в форме лицевых масок из готландского клада Фёльхаген. Несмотря на присутствие зерневых треугольников и ромбов, эти изделия в большинстве случаев производят впечатление чисто скандинавских: геометрические мотивы, размещенные в бордюрных зонах украшений, полностью подчинены северной орнаментации.10 За пределами Скандинавии подвески-маски с элементами славянской зерни найдены в кладах на территории Эстонии и в
камерном погребении 1 из Старовознесенского раскопа в Пскове. Этот список можно дополнить находками из клада Собачьи Горбы в Новгородской области, Владимирских курга-
нов, Киева и Гнездова. Обнаруженные там круглые серебряные фибулы, подвески с геральдической птицей и крестовидные подвески орнаментированы в стилях, характерных для скандинавского искусства,но содержат геометрическую зернь в периферийных зонах декора или на ушках для подвешивания
Как полагают некоторые исследователи, славянское влияние ощущается в ювелирном искусстве Готланда в конце эпохи викингов. Так, например, клад Фёльхаген датируют по младшей монете рубежом X-XI столетий. К 1-й пол. XI в. относят эстонские клады с подвесками в виде лицевых масок.
Коробчатые фибулы с зернью и сканью принадлежат к финальной фазе бытования этого типа украшений – не ранее последней четверти X в.14 Круглые фибулы и подвеску с птицей из Владимирских курганов датируют 2-й пол.X – 1-й пол. XI вв. Близкой аналогией этой находке является подвеска из клада 1867 г., младшая монета которого чеканена в 954 г. Самыми поздними экземплярами можно считать фибулу из клада «Собачьи горбы» (младшая монета – 1075 г.) и крестовидные подвески из Киевского клада 1903 г., которые по сходству с
северными украшениями этого типа Г.Ф. Корзухина относила к 1-й пол. XI в., несмотря на то, что комплекс в целом попал в землю не ранее конца XII в...

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок


Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок


Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок



Аватара пользователя
fosa
Модератор
Модератор
Сообщений: 4449
Зарегистрирован: 29 авг 2012, 08:28:43
Прибор: асяяяя
Имя: серега
Откуда: каменские
Благодарил (а): 1024 раза
Поблагодарили: 1149 раз

Re: Исследование древнего золота скандинавов

Сообщение fosa » 06 апр 2015, 20:53:44

Спасибо МАрина !!!

Замечательная статья ! Особенно некоторые предложения ! Для тех кто верит , что золото сделали те кому его относят историки !

Эксперименты с амальгамным припоем проводили в разные годы Ф.Я. Мишуков в Москве иА.И. Минжулин в Киеве. Они доказали, что соединение гранул и проволоки с основой возможно,если припой состоит из сплава золота/серебра и ртути в пропорции 1:6.5

Для этого бон приготовил шарики зерни разного диаметра (от 0,36 до 1,25 мм) и несколько видов проволоки .Первая имитирует цепочку из круглых бусин, диаметр которых 1,2 мм. 2 вид проволоки также относится к штампованной, но форма бусин (диаметр – 0,8 мм) ближе к цилиндрической.


К сведению: Толщина волос человека..
Тонкие – менее 0,05 мм в диаметре,
средние – 0,05-0,07 мм,
толстые или утолщенные – более 0,07 мм.
Я вообще не понимаю о чём вы здесь пишите, просто читаю как фентези...

Вернуться в «Статьи»