Одесская босота и бронепоезд - чудо инженерной мысли

Аватара пользователя
gennadiy-76
Старожил
Старожил
Сообщений: 762
Зарегистрирован: 26 май 2012, 18:30:38
Прибор: 305
Имя: Геннадий
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 684 раза

Одесская босота и бронепоезд - чудо инженерной мысли

Сообщение gennadiy-76 » 09 окт 2014, 19:44:11

Осенью 1917 года одесская братва в очередной раз «наехала» на местных крестьян-кулаков, требуя «оказать материальную помощь пролетарской революции».
Предприимчивые приморские «пацаны» вместо пистолетов, утюгов и паяльников, столь привычных в наше время, в качестве аргумента использовали бронепоезд «Заамурец», оказавшийся на ремонте в Одессе.

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Оставим на время одесских ребят и рассмотрим чудо инженерной русской мысли
Еще накануне мировой войны броневая секция российского Военно-технического департамента в 1912 году завершила разработку первого проекта типового бронепоезда для русской армии. После показа модели нового оружия руководству военного министерства последовал заказ на постройку первых четырех бронепоездов.Появились и новые проекты, предлагавшие более совершенные конструкции. Воплощение в металле получили два из них — генерал-майора М.В. Колобова и инженера Балля.
Бронепоезд - бронепаровоз на базе стандартной «овечки» и 2-х бронеплощадок, на основе двухосных грузовых платформ.
Бронеплощадка - пулеметный каземат, в котором устанавливались 12 трофейных австрийских пулеметов системы Шварцлозе, и башенной орудийной установки с трехдюймовой горной пушкой образца 1904 года.Команда бронепоезда состояла из 94-х человек (из них четыре — офицеры)
Обе бронеплощадки были оснащены:
- системой парового отопления
- тепло- и шумоизоляцией (20-мм слой пробки [28] и 6-мм фанера)
- наблюдательной башенкой для командира, установленной на бронепаровозе.
Для связи с бронеплощадками использовались:
- электрическая сигнализация
- рупорная, как на кораблях
- звонковая связь.
Несмотря на то, что спешно построенные поезда имели довольно примитивную конструкцию и слабое вооружение, их боевое применение оказалось весьма успешным во время боевых действий во время первой мировой.Этот успех подтолкнул российское военное руководство к постройке новых бронепоездов усовершенствованной конструкции.
На основе обобщения опыта боевого применения бронепоездов и анализа их сильных и слабых сторон начальник военно-дорожного отдела Управления военных сообщений Юго-Западного фронта подполковник Бутузов разработал собственный проект бронированного мотовагона.
Конструкция бронированного мотовагона, устраняла обнаруженные при боевой эксплуатации недостатки, основывалась на следующих рассуждениях подполковника Бутузова: «первостепенное преимущество мотовагонов перед другими бронепоездами в следующем:
1) начальник поезда все видит и всем распоряжается: личным составом, движением вагона, работой орудий и пулеметов;
2) небольшая цель — всего семь сажен длины, отсутствие пара, дыма и шума при движении».
Бутузову удалось убедить Управление военных сообщений Российской армии свернуть строительство 3 бронепоездов в Петербурге и перейти к проектированию бронированных мотовагонов. Непосредственной разработкой проекта занимались:
- подполковник Бутузов
- инженер-технолог прапорщики Табуре и
- инженер-технолог прапорщик Кельчицкий.
Консультировали строительство профессора Верхоманов и Косицкий.
Строительство бронированного мотовагона началось в январе 1916 года в Одесских мастерских личным составом 4-й роты капитана Крживоблоцкого из состава 1-го Заамурского железнодорожного батальона. Первоначально предполагалось построить один вагон,затем еще два.
На создание российским военным ведомством был отпущен кредит в размере 141 тысячи рублей.
О значении начатых в Одессе работ говорит то, что строительство мотовагона контролировало Верховное Командование. Еженедельно в Ставку отправляли доклад о состоянии работ и отчеты о расходовании денег.
«Заамурец» оказался довольно удачной конструкцией, во многом опередившей свое время.
К его основным достоинствам прежде всего относились:
- предельно низкий силуэт
- высокое качество формы броневого корпуса
- удачные углы наклона броневых плит с расчетом на рикошет пуль и снарядов
- высокая плотность внутренней компоновки
- возможность движения, в случае повреждения или поломки, на одном моторе
- автономность и мощное вооружение
- удобство размещения команды.

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Несущий корпус мотоброневагона был склепан на швеллерах и уголках и установлен на двух поворотных пульмановских тележках. Толщина брони вертикальных поверхностей составляла 16 миллиметров, изогнутых и наклонных — 12 миллиметров.
Конструктивно «Заамурец» состоял из трех основных отсеков: концевых пулеметных и наблюдательных камер; орудийных камер и центрального каземата.
В центральном каземате размещались:
- два импортных двигателя внутреннего сгорания — итальянские «Фиат» и «Флоренция» мощностью 60 лошадиных сил каждый
- коробка передач
- две реверсные муфты и карданная передача
- динамо-машина
- компрессор
- аккумуляторная батарея и вентиляторы
«Заамурец» развивал скорость до 45 километров в час, легко управлялся и свободно преодолевал крутые подъемы.
Концевые пулеметные и наблюдательные камеры представляли собой коробку с граненным потолком. В ней размещались наблюдатель и пулеметчики. Наблюдение велось через люки со смотровыми щелями. Два пулемета были установлены на специальных станках и имели угол обстрела 90 градусов в горизонтальной плоскости и 15—20 градусов в вертикальной. Здесь же размещались ящики с патронами.

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок
Внутри «Заамурца»

Орудийные камеры располагались над тележками, при этом вся орудийная установка размещалась на шкворневой балке в центре тележки. Камера конструктивно состояла из двух частей. Нижняя представляла собой прямоугольную коробку. Верхняя полусферическая, склепанная из двенадцати секторов, вращалась совместно с орудийным поворотным кругом.
Универсальные орудия конструкции Норденфельда, калибром 57-мм, имевшие высокую скорострельность — 60 выстрелов в минуту, устанавливались на лафете специальной конструкции и имели угол обстрела в вертикальной плоскости от — 10 до +60 градусов.
Орудийный лафет крепился на поворотном круге, вращающемся на шариках. Круг соединялся с куполом особыми подкосами, через которые часть его веса передавалась на шариковую опору. Вращение всей орудийной установки, снабженной тормозом и прибором для корректировки наводки в горизонтальной плоскости, осуществлялось вручную одним человеком.
Изнутри вагон, как и его предшественники, был отделан
- теплоизоляцией
- виброизоляцией
- звукопоглощающей пробковой изоляцией
- имел систему отопления отработанными газами двигателей
Для внутренней связи броневагон был оборудован телефонами и световой сигнализацией — цветные лампочки.
Для наблюдения и управления артиллерийским огнем использовались:
- восемь перископов
- два комплекта дальномеров системы генерала Холодовского
- два прожектора.

После успешных испытаний «Заамурца», проходивших в октябре 1916 года в районе Одессы, в Ставку ушел доклад подполковника Бутузова, сообщавший о том, что «испытание мотовагона дало очень хорошие результаты. Механизм мощный, надежный, вполне удовлетворяет поставленным ему условиям». В конце года его показали в Ставке Верховного Командования, а затем отправили на фронт для проверки в боевых условиях.
Действия «Заамурца» носили активный характер и заслужили высокую оценку командования.

Когда произошел октябрьский переворот, «Заамурец» находился в Одессе, где проходил ремонт и модернизацию, его эксплуатация во фронтовых условиях выявила целый ряд недостатков, которые требовалось устранить. Практическое применение мотовагона в боях потребовало внести коррективы в базовый проект.
Ведению артиллерийского огня мешала теснота орудийных башен, плохой обзор для наблюдателей внутри вагона.
Во время ремонта, подняли башенные сферы, установив дополнительные кольцевые броневые пояса большого диаметра.
На орудийных башнях установили большие броневые будки для командных постов.
Изменения позволили повысить эффективность использования броневагона, что показали события разгоревшейся вскоре гражданской войны.



Аватара пользователя
gennadiy-76
Старожил
Старожил
Сообщений: 762
Зарегистрирован: 26 май 2012, 18:30:38
Прибор: 305
Имя: Геннадий
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 684 раза

Re: Одесская босота и бронепоезд - чудо инженерной мысли

Сообщение gennadiy-76 » 09 окт 2014, 20:03:09

Вот теперь вернемся к Одесской босоте .....
После смены в октябре 1917 года власти в России и Одессе, «Заамурец» оказался без присмотра, но не надолго. Деловые люди приморского города, всегда отличавшиеся умом и сообразительностью, не могли упустить представившийся им шанс, и нашли применение бесхозному армейскому броневагону _ogon_ _kon_
Местные крутые ребята, воспетые Бабелем, приспособили «Заамурца» для загородных прогулок, дабы иметь более внушительный вид при переговорах с сельскими жителями, которых обкладывали подоходным налогом в пользу мировой революции. Аргумент в виде бронированного чудовища, ощетинившегося пушками и пулеметами, действовал безотказно. _vinsent_
Предприимчивая одесская братва открыла еще одну сферу применения бронепоездов, недоступную для понимания всего остального цивилизованного мира — в качестве инструмента рэкета. _paffka_ _yk_
Но бандитская идиллия продолжалась недолго......
В Одессу нагрянул на бронепоезде с душевным названием «Свобода или смерть» бывший комендант города Киева, спасавшийся от надвигавшихся немецких войск, суровый черноморский матрос Полупанов. Он сразу приметил стоявший на одесском вокзале «Заамурец», и, естественно, решил прибрать его к рукам, дабы усилить огневую мощь своего бронепоезда.

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

вот фото самого товарисща Полупанова

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Общее фото бронепоезда «Свобода или смерть»

Аватара пользователя
gennadiy-76
Старожил
Старожил
Сообщений: 762
Зарегистрирован: 26 май 2012, 18:30:38
Прибор: 305
Имя: Геннадий
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 684 раза

Re: Одесская босота и бронепоезд - чудо инженерной мысли

Сообщение gennadiy-76 » 09 окт 2014, 20:12:27

Полупанов был командром полуанархического матросского отряда, который на "Заамурце" колесил по России. В 1918г. "Заамурец" попал к чехам и затем воевал в составе колчаковских войск как "Орлик". Если не ошибаюсь он использовался еще в составе русской дивизии бронепоездов полковника Чехова в составе китайской армии, сражавшейся против коммунистических войск в Китае в 20-е г.г.
В процессе Гражданской войны переходил из рук в руки и менял названия: в 1917 и 1918 годах красные стреляли по гайдамакам и белым, в 1918 году его захватили белочехи, которые пробивались на Дальний Восток. Чехи переименовали бронепоезд в «Орлика» и проехали на нем через всю Сибирь. Машина до 1930 года успела послужить китайцам и японцам. Следы одесского бронепоезда затерялись в Китае......


Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Вернуться в «Записки Положительно Странного Человека.»