Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Почему сломаны крестики?

Обсуждение тем касающихся кладоискательства, коллекционирования и т.д ...флуд ниже ...!!!
El jaguar

#1

Почему сломаны крестики?

Часто в находках попадаются обломанные нательные кресты либо их части.
Есть два основных мнения по этому поводу, почему так происходит.

1.Мнение первое, «материальное».
Многие считают, что происходит это из-за сложности формы и хрупкости крестика, а также из-за того, что металл, из которого он изготовлен, изменяет за время нахождения в почве свои свойства. Как следствие- при обработке сельскохозяйственными орудиями крестики разрушаются либо попросту частично разрушаются от коррозии.
За эту версию говорит тот факт, что подавляющее большинство археологических находок, будь-то браслеты, перстни, привески, серьги, шейные гривны и т.д и т.п. сломаны, особенно, если они находятся в поверхностном слое, о находках из которого собственно и идет речь
Против этой версии говорит то, что поломанные крестики находили в том числе и в тех местах, где обработка земли не производилась. Находили поломанные крестики и в составе кладов, причем в некоторых случаях из частей можно было составить целый крест. Кроме того, на крестике иногда можно рассмотреть, что место излома носит следы сгибания-разгибания, то есть слом креста произошел умышленно.
Сюда же можно отнести механическое повреждение креста в деревенских кулацких драках- прием «ударить по кресту» имел место.

2.Мнение второе, «религиозное».
Возможно, что ломать нательные крестики был обычай.
Человек, который был недоволен своей судьбой, верил, что выбрасыванием крестика можно ее изменить.
Это распространялось и на другие символы веры –например, самая древняя книга России - псалтырь XI века, найденная в Новгороде в 2000 г., потому и дошла до нашего времени, что владелец сунул ее в ... большую кучу навоза. Там она и законсервировалась…
Ломался же крестик затем, чтобы нашедший его не смог надеть и повторить судьбу предыдущего владельца.
Обломки в большинстве случаев имеют размер, позволявший крепко зажать их в пальцах. Причем, судя по некоторым находкам, удавалось сломать их не с первого раза - на некоторых крестах сохранились следы многократного перегибания креста то в одну, то в другую сторону.
Возможно, при переходе в новую веру старообрядческие крестики ломались и выкидывались.
Также на Руси долгое время запрещалось класть в гроб к покойнику нательный крест, последний в знак окончания жизненного пути ломался и выкидывался.
Против этой версии говорит то, что церковь относится к слому крестика, как и к любому действию против символов веры резко отрицательно. Но нельзя забывать тот факт, что многие обычаи остались еще от язычества и некоторые даже спокойно дожили до наших дней.

К версии -«старообрядцы, реформа Никона»
1.«Возможно, при крещении в "новую" веру кресты ломались и выбрасывались. Может это происходило и насильно».
Трагедия, разделившей русское общество XVII в. на два непримиримых лагеря, называющих друг друга "старообрядцами" и "никонианами".

«Вместе с тем все книжные исправления были одобрены. Собор вновь подтвердил прежние постановления: произносить аллилуйя трижды, творить крёстное знамение тремя первыми перстами правой руки, крёстные походы проводить против солнца.
Всех, кто не признавал этих уложений, церковный собор объявил расколоучителями и еретиками. Всех сторонников старой веры осудили по гражданским законам. А по действовавшему тогда закону за преступление против веры полагалась смертная казнь: «Кто возложит хулу на Господа Бога, или Христа Спасителя, или Богородицу, или на Крест честный, или на святых угодников Божиих – то сжечь», - говорилось в Уложении царя Алексея Михайловича. Подлежали смерти и «те, кто не даст совершить литургию или учинит мятеж в храме».
Первоначально всех осуждённых собором ссылали в тяжелейшую ссылку. Но некоторые – Иван Неронов, Феоклист – покаялись и были прощены. Преданного анафеме и лишенного сана протопопа Аввакума отправили Пустозерский острог в низовьях реки Печоры. Туда же был сослан дьякон Фёдор, который вначале покаялся, но затем вернулся к староверию, за что подвергся отрезанию языка и также оказался в заточении. Пустозерский острог стал средоточением старообрядческой мысли. Несмотря на тяжелейшие условия жизни, отсюда велась напряжённая полемика с официальной церковью, вырабатывались догмы отделившегося общества. Послания Аввакума служили опорой страдальцам за старую веру – боярыне Феодосии Морозовой и княгине Евдокии Урусовой.
Глава поборников древнего благочестия, убеждённый в своей правоте, Аввакум так обосновал свои взгляды: «Церковь - православна, а догматы церкви от Никона-еретика искажены новоизданными книгами, которые первым книгам во всём противны, и во всей божественной службе не согласуются. А государь наш царя и великий князь Алексей Михайлович православен, но только простою своею душою принял от Никона книги вредные, думая что они православные». И даже из Пустозерского подземелья, где он отсидел 15 лет, Аввакум писал царю:»Чем больше ты нас мучишь, тем больше мы тебя любим»
Но в Соловецком монастыре уже задумывались над вопросом: а стоит ли молиться за такого царя? В народе стал подниматься ропот, начались антиправительственные толки… Ни царь, ни церковь не могли оставить их без внимания. Власть ответила недовольным указами о розыске староверов и о сожжении нераскаявшихся в срубах, если после троекратного повторения вопроса у места казни они не отрекутся от своих взглядов. На Соловках начался открытый бунт староверов. Правительственные войска осаждали монастырь, и лишь перебежчик открыл ход в неприступную твердыню. Восстание было подавлено».

«Безпоповство- одно из направлений старообрядчества, оно утвердилось к началу XVIII столетия, после смерти священников дораскольного рукоположения. Старообрядцы, отвергавшие священников нового поставления, стали называться безпоповцами, так как они остались совершенно без попов. Решив, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения, они всех приходящих к ним из новообрядческой церкви крестили заново(!?)».

«Старообрядцы начали появляться на Дону еще со второй четверти 17 века и к концу 19 века делились на безпоповцев, беглопоповцев и поповцев так называемого «австрийского толка», а для государства они все значились раскольниками и на протяжении долгого времени подвергались серьезному контролю в быту и на службе, преследованию по любому поводу. И это, не смотря на то, что казаки-старообрядцы не менее других верой и правдой служили отечеству и царю, кладя свои головы на полях брани. В полках специально формировались сотни только из старообрядцев, зная об их исключительной храбрости и преданности.
Сыновья и внуки офицеров из старообрядцев не пользовались заслугами отца и по службе продвигались только благодаря личным заслугам и то очень редко.
… Даже в 1918 г., когда лилась кровь Гражданской войны, Войсковой круг гибнущего под ударами красногвардейских отрядов Всевеликого Войска Донского не забыл исключить казака 5 сотни Калачевского белогвардейского отряда Харитона Сысоевича Назаркина из полка «как старообрядческого псаломщика».

«Гонения на старообрядцев продолжались более двухсот лет. При Петре I старообрядцам разрешили жить в городах и селениях, но обложили массой дополнительных налогов и штрафов. При Екатерине II преследования стихли, но однако в двадцатых годах девятнадцатого века вновь начали набирать силу. Особой жестокости они достигли в царствование Николая I.И только после Высочайшего Манифеста Императора Николая II об укреплении основ веротерпимости от 17 апреля 1905 г. прекратились гонения на Старообрядческую Церковь, а ее прихожане смогли открыто заявить о своей конфессиональной принадлежности. Получили право организовывать общины, устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон».

2. «Ломание креста означало что-то вроде окончание жизненного пути. Человек сошёл с земли и кресту не существовать больше. Его ломали и бросали. Да и при том не на кладбище, а там, где омывали, в основном, в жилых местах. С 14-15 века в гроб покойнику кладут уже деревянный крест. В принципе, это сохранилось и до наших дней.
Любой глубоко верующий вам подтвердит, что покойнику ничего металлического в гроб класть нельзя.»
Как пример.
«…У современных печорских коми старообрядцев запрет на захоронение усопшего с металлическим крестом мотивируется тем, что "бесы на том свете притягивают к себе всё металлическое как магнит". Отметим, что в фольклоре коми металл является устойчивым атрибутом образов обитателей иного мира (металлическая одежда, стоячие медные глаза, железные детские люльки и игрушки т.д.) – Как правило, для усопшего изготовляется специальный пу перни (деревянный нательный крест), гайтан от которого не завязывается, а лишь накладывается концами вокруг шеи погребаемого (так же не завязывается, а укладывается вдоль тела покойного нательный пояс)».
Изображение


Вернуться в «Беседка»