Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

О судьбе летчиков пропавших без вести

Региональный "Военно-исторический центр "Поиск" Ростовской области.
Работа центра.
Аватара пользователя
ALEKSANDR1942
В списках навечно
В списках навечно
Сообщений: 1070
Стаж: 11 лет 3 месяца
Репутация: 55
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 1687 раз

#1

ЕЩЕ ОДНА ЗАГАДКА ВОЙНЫ…

Недавно произошел случай, не совсем привычный для поисковиков. Работая с документами ЦАМО РФ по безвозвратным потерям в Каменском, Тарасовском, Белокалитвенском и Тацинском районах, много интересных документов и фотографий попадается на глаза. Так попалась фотография места захоронения двух воинов в х. Кольцов Тацинского района. Когда то, собирая сведения о событиях Великой Отечественной войны, поисковики были и в х. Кольцов, беседовали с жителями, видели эту ухоженную могилу. Никто тогда и подумать не мог, что это захоронение воинов хранит свою загадку и что через несколько лет волею случая мы вернемся к этому захоронению. На фото внимание привлекла надпись – Маслов и Вилкомир Леон. Решили через архивы ЦАМО проверить эти фамилии. В результате двухдневных поисков и помощи нашей коллеги из Санкт-Петербурга, виртуоза в работе с архивными документами, удалось установить:
- Из донесения о безвозвратных потерях – ст. лейтенант Маслов Тимофей Кириллович, 1916 г., зам. Командира эскадрильи 103 штурмового авиационного полка. Пропал без вести в июле 1942 года. Жена- Маслова Юлия Яковлевна, г. Проскуров.
- Вилкомир Леон ( Леонид) Вульфович, 1912 г., ст. политрук. Фотокорреспондент газеты « Красная Звезда». Погиб 19 июля 1942 года в районе г. Шахты.
Стали искать в архиве еще какие либо сведения о погибших командирах и неожиданно попалась докладная записка: «Ответственному редактору «Красной звезды» дивизионному комиссару Д. Ортенбергу.

Доношу, что сегодня, 19 июля 1942 года, трагически погиб корреспондент «Красной звезды» старший политрук Вилкомир. В этот день бригада корреспондентов находилась в Новочеркасске. Ожидался переезд командного пункта фронта за Дон. Имея несколько свободных часов, Вилкомир решил съездить в 103-й штурмовой авиаполк, находящийся в одном километре от Новочеркасска, получить там информацию о боевых действиях летчиков. Я согласился и сказал, чтобы он не задерживался, ибо мы должны уехать вместе с командным пунктом. С Вилкомиром уехал фотокорреспондент Левшин. Через несколько часов он вернулся и дрожащим голосом сообщил о гибели Вилкомира.

Я сейчас же отправился в полк, на аэродром, где выяснил, что Вилкомир, узнав о предстоящем вылете группы самолетов, попросил разрешения у командира полка подполковника Мироненко полететь на боевое задание. Командир отказал. Последовал отказ и военкома полка старшего батальонного комиссара Немтинова.

Вилкомир обратился тогда к находившемуся на аэродроме командиру 216-й истребительной дивизии генерал-майору Шевченко. Генерал сначала отказал в просьбе Вилкомира. Тот настойчиво продолжал просить разрешение на полет. Наконец генерал дал разрешение, и Вилкомир сел в ведущую машину, которую пилотировал опытный, лучший в полку летчик лейтенант Маслов...

С боевого задания вернулись все самолеты, кроме одного, на котором полетел Вилкомир. Невернувшийся самолет, будучи подбитым, упал на территории, занятой немцами, в 3 км южнее станции Ермаковская (10-15 км южнее станции Тацинская).

О том, как Вилкомир просился на самолет и как погиб вместе с летчиком, мне рассказали очевидцы... Прилагаю официальное сообщение командира 103-го штурмового полка.

Врид начальника корреспондентской группы М. Черных».
.
В свое время родственники получали извещения о пропавшем без вести Маслове Т.К. и погибшем ( без уточнения места гибели и захоронения) Вилкомира Л. В. Теперь имея на руках все собранные сведения, предстоит поиск родственников командиров, чтобы через 67 лет сообщить им хотя и запоздавшую, печальную и в тоже время радостную весть, что их родные и близкие люди не пропали в мясорубке войны, а добрые люди захоронили их и поставили скромный обелиск. Теперь в торжественный день Победы придя на могилу воинов, люди будут знать кому они возлагают весенние цветы.
P S - В пос. Богдановка на братской могиле советских воинов есть фамилии похороненных бойцов и среди них фамилия Раевский Николай Порфирьевич, ни звания ни даты гибели. Удалось установить, что это полковник, командир 296 стрелковой дивизии. Умер от ран 17. 07. 1942 года.

Командир поискового отряда «Поиск» севера Ростовской области МПЦ « Южный рубеж»



МАСЛОВ -Родился в 1916 г. в селе Луковица на Переяславщине Киевской области.

Участник советско-финской войны.

До августа 1941 г. летал на Су-2. С сентября 1941 г. после переучивания летал на штурмовике Ил-2.

19.07.42 г. Ил-2 заместителя командира аэ лейтенанта Т.К.Маслова был сбит зенитной артиллерией над целью в районе станицы Ермаковская (Донбасс).







19.07.1942 г. Удары по скоплениям войск

На рассвете 19.07.1942 г. 103 шап (236 иад) получил задачу наносить удары по скоплениям вражеских войск и техники вдоль левого берега Северского Донца. Шел дождь, видимость была настолько плохая, что еле просматривались самолеты на противоположной стороне аэродрома.

Командир полка подполковник П.И.Мироненко сам повел четверку "илов" (С.Попов, Т.К.Маслов и И.Ф.Малышенко). Весь маршрут летчики шли у самой земли — подниматься выше не позволяла облачность. Но командир полка и в такую погоду умел находить любые цели. Он точно вышел на станицу Калитвенскую, которая была забита вражеской техникой. Удар был ошеломляющий. Появление штурмовиков над Калитвенской застало противника врасплох настолько, что за три атаки летчики не встретили с земли никакого ответного огня.

Позже погода улучшилась и полк весь день наносил удары по скоплениям войск в районе станицы Ермаковская (южнее Тацинской).

Не прошло и часа после посадки группы Мироненко, как зам. командира аэ лейтенант Т.К.Маслов повел пять самолетов и нанес удар по колонне на дороге между Ермаковской и Лисичками. От адского зенитного огня три самолета вернулись такими изрешеченными, что один из них (Ил-2 Маслова) разобрали на запчасти.

В 11.40 восемь штурмовиков, командиром которых снова был Т.К.Маслов (уже на другом самолете), слетали туда же.

В четвертом вылете на борту штурмовика Маслова был фотокорреспондент газеты "Красная звезда", которому предоставили возможность сфотографировать для газеты результаты ударов штурмовиков по колоннам противника. Вместе с командиром группы на боевое задание ушли: его заместитель И.Ф.Малышенко, С.Т.Аверьянов, А.Д.Журавлев, Г.П.Коваленко, К.В.Полбенников и М.В.Пронин. Десять "Яков" сопровождали штурмовиков. Ведущий уверенно шел по знакомому маршруту. Чтобы меньше находиться в зоне зенитного огня, Маслов от Новочеркасска все время шел южнее Дона, только над станицей Мариинской развернулся влево почти на 90 градусов и взял курс на север, держа по левому борту дорогу, идущую от Ермаковской к Дону.

Из Ермаковской на юг шли кучной колонной не менее полсотни танков и столько же автобронемашин. Маслов начал строить маневр для атаки. По штурмовикам обрушился шквал зенитного огня. Командир группы так завел ведомых на цель, что после сбрасывания бомб горели несколько танков. Во второй атаке "эрэсами" и огнем пушек подожгли не менее двадцати машин.

После выхода из атаки ведущий набрал высоту, затем круто развернулся и один направился вдоль пылающей колонны, чтобы корреспондент мог запечатлеть на фотопленке все то, что оставили после себя штурмовики. На одиночный "ил" обрушился шквал зенитного огня. На глазах у всех ведомых и находившихся вверху истребителей сопровождения самолет Маслова два раза перевернулся через крыло, затем перешел в крутое пикирование и в пяти километрах южнее Ермаковской врезался в колонну. Это случилось в 16.39.

Малышенко сразу же возглавил группу, и все летчики быстро заняли свои места. Пролетая над населенным пунктом Трифонов, Малышенко увидел на улицах много вражеских солдат. Штурмовики сполна расплатились за гибель своего товарища.







СТИХИ СОВЕТСКИХ ПОЭТОВ ПОГИБШИХ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ЛЕОНИД ВИЛКОМИР




Леонид Вульфович Вилкомир родился в 1912 году в Старой Бухаре в семье служащего.
Леонид окончил в Москве среднюю школу и пошел рабочим на завод "Борец". Здесь вступил в литературный кружок "Штурм" и в литкружковском сборнике опубликовал свои первые поэтические опыты. В 1931 году Вилкомир с группой товарищей поехал в Нижний Тагил и стал сотрудником местной газеты. Так в его творчество вошла тема Урала, которому посвящены многие его очерки и стихотворения.
В 1934 году Вилкомир поступил учиться в Литературный институт имени Горького. В 1938 году был призван в армию, просился на Дальний Восток, но получил направление в редакцию "Красной звезды". За десять предвоенных лет Вилкомир немало путешествовал. В его дорожных блокнотах упоминается более пятидесяти городов. С начала Великой Отечественной войны Леонид Вилкомир - на фронте. "Красная звезда" публикует его очерк, написанный после полета на штурмовике, громившем вражеские объекты. Вилкомир летает на боевых самолетах, входит в состав танковых экипажей.
19 июля 1942 года в районе Новочеркасска был сбит наш штурмовик, на котором Леонид Вилкомир выполнял обязанности стрелка-радиста. В официальном сообщении командования части о гибели Л. Вилкомира говорится: "19 июля 1942 г. на аэродром, где дислоцируется 103 ШАП, прибыл корреспондент "Красной звезды" старший
политрук тов. Вилкомир за получением информации о боевых действиях летчиков. Узнав о предстоящем вылете группы самолетов на боевое задание, тов. Вилкомир стал проситься взять его в полет. Командир и военком части отказали ему в просьбе. Тогда тов. Вилкомир обратился к находящемуся в то время на аэродроме командиру 216 ИАД генерал-майору авиации тов. Шевченко. Генерал вначале отказал в просьбе, но потом вследствие настойчивой просьбы тов. Вилкомира дал свое согласие. Тов. Вилкомир полетел на ведущем самолете, который пилотировал лейтенант тов. Маслов. При выполнении боевого задания самолет был подбит с танковой пушки противника на высоте 400 метров и упал на землю в районе станции Ермаковская - территория занята противником. Летчик лейтенант тов. Маслов и корреспондент тов. Вилкомир в часть не возвратились".

ВДОХНОВЕНИЕ
Пришло оно. Свободно и покорно
Ложатся строчки... Так растет листва,
Так дышит соловей,
Так звуки льет валторна,
Так бьют ключи,
Так стынет синева.

Его огонь и силу торопитесь
Вложить в дела.
Когда оно уйдет,
Почувствуешь, что ты -
ослепший живописец,
Оглохший музыкант,
низвергнутый пилот.
1934
Москва

* * *
Жизнь моя не повторится дважды.
Жизнь не песня, чтобы снова спеть
Так или иначе, но однажды
Мне придется тоже умереть.

Как бы я ни прожил свои годы,
Я прошу у жизни: подари
Вкус воды и запах непогоды,
Цвет звезды и первый взлет зари.

Пусть и счастье не проходит мимо,
Не жалея самых светлых чувств.
Если смерть и впрямь неотвратима,
Как я жить и думать разучусь?
1935
Москва

* * *
Чуть-чуть недоспать,
Чуть-чуть недоесть,
Но чтобы в руках гудело.
Это самое что ни на есть
Мое настоящее дело.

Как радостно видеть
Готовый пролет,
Первой вагранки литье
И чувствовать, что ежедневно растет
Настоящее дело мое!
1936
Нижний Тагил

У КОСТРА
С тех пор как ведется столетиям счет,
Была ли крепче погода,
Чем в зиму тысяча девятьсот
Тридцать второго года.

Ночами, бывало, в сырых дровах
Огонь добывали с бою.
Костер окрылялся.
О двух крылах
Он нас уносил с собою.

Нам чудилось, как самолет летит
Из цеха, который строим,
Как нашу машину в тучи стремит
Летчик, ставший героем,

Как над тайгой, где нет ничего,
Встал город, красив и весел,
Как солнце сияет,
Будто его
Дворник, как флаг, повесил.
1936

НАШЕ ВРЕМЯ
Мы жаркою беседой согревались,
Мы папиросным дымом одевались
И у "буржуйки" сиживали так.
Покой до боли был невероятен.
А дым Отечества и сладок и приятен,
Окутавший наш проливной барак.

Он сбит в осенней непогоде вязкой
С обычной романтической завязкой -
В лесу, в дождях, в надежде и дыму.
Я потому об этом вспоминаю,
Что лучшего я времени не знаю
По силе чувства, равному тому.

Какое это было время, дети!
Мы жили в тьме и вместе с тем на свете,
На холоде у яростных костров,
Мы спали под открытым небом, в доме,
В кабине экскаватора и громе
Стрекочущих машин и тракторов.

Мы по утрам хлебали суп из сечки,
Приветливо дымящийся на печке,
И были этим сыты до зари.
Мы думали о вредности излишеств,
Роскошнее не ведали из пиршеств,
Как с чаем подслащенным сухари.

А на работе? Что там только было!
Я помню наши первые стропила.
С каким трудом их взвили к небесам!
Главинж нам лично чертежи преподал,
Прораб возился ночь с водопроводом,
Начальник за гвоздями бегал сам.

Когда фундамент первый заложили,
От счастья замерли, а, впрочем, жили
Невероятно гордые собой,
Мы день кончали песней, как молитвой,
Работу нашу называли битвой.
И вправду, разве это был не бой?!

Я не могу вам передать эпохи,
Нужны не те слова, а эти плохи,
Я лучше случай расскажу один.
Пришел сентябрь - в округе первый медник,
Надел он свой протравленный передник,
В его руках паяльник заходил.

Леса покрылись красным, меднцм цветом,
Последняя гроза прощалась с летом,
Стремительнее двигалась вода,
Пришпоренная утренником стылым -
Предвестником холодным и постылым
Несущего оцепененье льда.

А тут еще нагрянул дождь-подстега,
Рекою стала главная дорога,
Тогда и ночь неслышно подошла.
Мы спать легли. Нам снилось, как героям,
Что наш завод уже давно построен,
Что перед солнцем отступила мгла.

Нас разбудил нежданно чей-то окрик,
Мы поднялись. Стоит начальник. Мокрый,
Командует: "Все на плотину, марш!"
Мы первые минуты не хотели
Покинуть наши теплые постели,
Потом вскочили: "Ведь начальник наш!"

Как мы за ним стремительно бежали,
Как в эту ночь заметно возмужали,
Готовые погибнуть, но помочь!
Вода в плотину бешено вгрызалась,
Всю вражескую ненависть, казалось,
Она в себя вобрала в эту ночь.

К утру, измотанные трудным боем
С водою ледяной и голубою,
Мы вышли победителем ее.
Белье сухое показалось негой,
Барак знакомый - сладостным ночлегом,
Геройской славой - наше бытие.
1937
Нижний Тагил

ТАГИЛ
Меня влечет опять туда - в Тагил,
Где мерзли мы, где грелись у "буржуйки",
Где падал я и, набираясь сил,
Сквозь вьюгу шел в своей худой тужурке.

Он в час тревоги твердый, как металл,
А в дни веселья
Песнями встревожен.
Я в этом трудном городе мечтал
Характером стать на него похожим.
1937
Москва

* * *
Мы победим. Мои - слова,
Моя - над миром синева,
Мои - деревья и кусты,
Мои - сомненья и мечты.

Пусть на дыбы встает земля,
Вопит, и злобствует, и гонит -
Меня к своим ногам не склонит,
Как в бурю мачты корабля.

Я буду жить, как я хочу:
Свободной птицею взлечу,
Глазам открою высоту,
В ногах травою прорасту,

В пустынях разольюсь водой,
В морях затрепещу звездой,
В горах дорогой пробегу.
Я - человек, я - все могу!
1941


Аватара пользователя
ALEKSANDR1942
В списках навечно
В списках навечно
Сообщений: 1070
Стаж: 11 лет 3 месяца
Репутация: 55
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 1687 раз

#2

Когда мы связались с главным редактором газеты Красная Звезда в г Москва, то выяснили, что в редакции на стенде есть фото Вилкомира, который до сих пор считается пропавшим без вести. Все что удалось установить о судьбе Вилкомира и Маслова мы выслали в Москву. Теперь еще двое командиров будут вычеркнуты из списков пропавших без вести и в Книге Памяти запишут как погибших на Донской земле.
Вложения
О судьбе летчиков пропавших без вести - image (1).jpg
О судьбе летчиков пропавших без вести - image (1).jpg (7.41 КБ) 2335 просмотров
О судьбе летчиков пропавших без вести - image (2).jpg
О судьбе летчиков пропавших без вести - image (3).jpg
О судьбе летчиков пропавших без вести - image.jpg
лиликож
Новичок
Новичок
Сообщений: 2
Стаж: 8 лет 7 месяцев
Репутация: 0
Имя: лиликож

#3

Здравствуйте! К вам за советом обращаются начинающие поисковики Верхнедонского района. По поручению военного комиссара РО Трушина занимаемся уточненим списков погибших военнослужащих в нашем районе.
В хуторе Провальский (Провалы) , что в 7 км от х. Алексеевского есть обелиск двум летчикам, погибшим в годы ВОВ. Фамилии их неизвестны. Возможно ли вообще установить их их фамилии? С чего начинать? Куда обращаться? Спасибо.
лиликож
Новичок
Новичок
Сообщений: 2
Стаж: 8 лет 7 месяцев
Репутация: 0
Имя: лиликож

#4

Кто-то хотел связаться с автором информации о судьбе летчиков, погибших в Провалах. Мой телефон: 9054208348.
Что мне известно на данный момент о летчиках?
Старожил хутора, которому в годы войны было лет 10, вспоминает, что в июле 1942 года в хутор приехало большое количество техники, потому что в хуторе были хорошие большие помещения, куда можно было загнать технику. Немецкий квартирмейстер ходил по хутору и подыскивал курени, в которые можно было поселить фашистов. Случайно наткнулся на двоих военнослужащих. Без предупреждения застрелил обоих . Вначале обоих похоронили у дороги в хутор, там же где они и были убиты. Позднее военнослужащие были перезахоронены в центре хутора.
Старожил совершенно не уверен, что растрелянные были летчиками. Но, вообще, в средине июля на правой стороне Дона, тогда это был Мигулинский район, было много военнослужащих не успевших отступить за Дон. Пробирались к Дону кто как мог...
Вот и все, что мы узнали об обелиске в хуторе Провалы.
Ответить

Вернуться в «ВИЦ "Поиск"»