Императорский Фарфоровый Завод (ИФЗ)

Аватара пользователя
Madame
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 358
Зарегистрирован: 09 май 2015, 23:37:39
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 1 раз

Императорский Фарфоровый Завод (ИФЗ)

Сообщение Madame » 31 мар 2016, 20:31:01

Рене Рудольфовна ОКоннель-Михайловская

Художник-керамист, график, театральный художник.

Родилась в 1891 г. в Париже (по другой версии в Петербурге).
Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылокВойдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Биография из разных источников по крупицам:

Из записок Максима Сырникова:
"Когда-то в начале века молодая художница Рене приехала в Россию и осталась здесь навсегда.
В 1912 году, когда ей стукнуло 21, Рене вышла замуж за Ивана Яковлевича Билибина. По большой любви, как говорили.
А в 1917 они развелись. Билибин выехал в эмиграцию, а она вскоре вышла замуж за моего двоюродного деда и родила ему двоих детей...
Эту фамилию можно увидеть в экспозиции фарфора Русского музея. Люди, небось, удивляются - фарфор-то русский (у неё и стиль был традиционно-русский), а фамилия автора - не то русско-ирландская, не то ирландско-польская.
За заграничное происхождение она, разумеется, получила срок. После которого находилась до 1953 года в сибирской ссылке. А дети её умерли в Блокаду.
Из родных не по-мужу у неё был какой-то племянник в Париже, говорили - известный кинорежиссёр. Перед самой её смертью он прислал Рене приглашение, чтобы закончила она свои дни на Родине. Но у неё к тому времени уже были свои представления о том, где её Родина...
Ну и меня иногда приводили в тот дом на Гаврской улице. Предупреждали, чтобы вёл себя тихо и вообще. Много картин висело по стенам, фарфора всякого.
"

"Родной дед художницы был ирландским патриотом, его звали Даниэль О`Коннель. Рене Рудольфовна родилась в Париже, а около 1910 г. приехала в Россию. В детстве училась в мастерской Егорова, чуть позже – у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств, после окончания которой стала ее преподавателем. Много работала в области живописи и графики, а также изучала искусство в Италии, Франции, Германии, Венгрии.
В 1912 году стала второй женой И.Я. Билибина, но супруги разошлись в 1917.
В период первой мировой возрастает интерес к национальным истокам искусства: Рерих, Билибин, Добужинский создают полотна в русском стиле, изучая народные промыслы. Рене увлекается русским костюмом и создает ряд эскизов к театральным постановкам, а так же становится одной из создателей моды, основанной на русских национальных традициях. Лето проводит на даче в Крыму, где знакомится с топографом, сыном Николая Георгиевича Гарина-Михайловского (1852-1906), Сергеем, после 17-го года ставшим ее вторым мужем. В браке с Сергеем Николаевичем Михайловским (1885—1927) родила дочь и сына
."

"Интерес к прикладному искусству ее, и подругу по школе Попову (Питц), приводит в мастерские Ленинградского фарфорового завода, где до сих пор хранятся ее работы по фарфору. 1922—1932 гг. — на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова, в 1950-х годах — на Дулевском заводе. В конце 1940-х — начале 1950-х гг. работала на ЗИКе, дала ряд образцов росписи пловниц (кобальтовые цветочные мотивы, полихромные фрукты), а также рисунков для деколи. Продолжает активное участие в культурной жизни Ленинграда, сближается с учениками Филонова, знакомится с Хармсом. В 1941 году состоялась ее последняя выставка, где были представлены в основном ее росписи по фарфору и керамике."

"Много лет Рене Рудольфовна отдала Императорскому фарфоровому заводу. После революции, в основном, занималась художественной керамикой, была дружна с учениками П.Н. Филонова – А. Порет, Т. Глебовой, В. Сулимо-Самуйлло. В середине 1930-х гг. была репрессирована, в ссылке вышла замуж в третий раз. После войны жила в Ленинграде, где работала на фарфоровом заводе. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. работала на ЗИКе, дала ряд образцов росписи пловниц (кобальтовые цветочные мотивы, полихромные фрукты), а также рисунков для деколи."

"Судьба Рене Рудольфовны сложилась трагически. После Билибина она вышла замуж за Михайловского, ближайшего родственника известного писателя Н.Г. Гарина-Михайловского. У них родились дочка и сын. В годы репрессий она сидела, была в ссылке. В это время сын был оставлен на поруки у одной её подруги в Ленинграде. Как только появилась возможность — она выписала сына, ещё подростка, к себе. Но получила сильнейший удар — сын совсем немного не доехал до неё на поезде - во время одной из остановок утонул, купаясь в реке. Так что она смогла встретить лишь его тело... Дочь страшно, трагически погибла во время блокады.
В ссылке Рене Рудольфовна вышла замуж ещё раз - на этот раз за немца-врача. Она была очень красива многие годы.
"

Из воспоминаний Безпаловой-Михалевой Тамары Николаевны
"Обо мне и о моих товарищах":

..."Художник Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская, несмотря на свой уже далеко за средний возраст, была необыкновенно привлекательна, обладала стройной гибкой фигурой с золотыми волосами и фиалковыми глазами.
При мне она работала недолго, и покинула завод до ухода главного художника И.Г. Михайлова из-за какого-то конфликта с администрацией.
Будучи еще совсем юной, Рэне Рудольфовна вышла замуж за своего учителя композиции и графики в школе Общества поощрения художеств — художника И.Я. Билибина.
В 1917 году И.Я. Билибин уехал за границу, и они встретились только в 1936 году в театре на премьере «Царя Салтана» в оформлении Билибина и его новой жены Щекотихиной.
Судьба Рэне Рудольфовны сложилась так, что ей пришлось на долгий срок покинуть Ленинград.
Во время блокады Ленинграда у Рэне Рудольфовны погибли двое детей — дочь, лет 20–21 и подросток-сын, оставленные на попечение пожилой родственницы.
По неизвестным мне причинам Рэне Рудольфовну не приняли в Художественную лабораторию завода им. Ломоносова, и она некоторое время работала художником на Дулевском фарфоровом заводе, где бессменным главным художником был П.В. Леонов.
Жили мы по соседству друг с другом, и я иногда навещала ее и ее мужа — врача по профессии, который вскоре умер.
Рэне Рудольфовна всегда радовалась моему приходу и очень сетовала на то, что уже не может работать ни в фарфоре, ни в керамике, хотя экспериментальные керамические мастерские находились возле самого ее дома.
Рэне Рудольфовна рассказывала мне, что ее родители — отец и мать, были тренерами по теннису, и сама она в молодости любила эту игру.
В Париже у Рэне Рудольфовны жил ее старший брат. Он приезжал один раз в Ленинград, чтобы ее навестить. Иногда он присылал ей небольшие вещевые посылки.
Рэне Рудольфовна написала большую статью — воспоминания о художнике И.Я. Билибине. Статья эта, «Художник и человек», была помещена в сборнике «Статьи, письма и воспоминания И.Я. Билибина». Изд. Художник РСФСР, Ленинград, 1970 г
."...

Умерла в 1981 году.

Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылокВойдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Фото её работ для ЛФЗ в сети найти не удалось, к сожалению. Нужно будет выбраться в музей.



Аватара пользователя
Madame
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 358
Зарегистрирован: 09 май 2015, 23:37:39
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 1 раз

Императорский Фарфоровый Завод (ИФЗ)

Сообщение Madame » 31 мар 2016, 20:42:59

Не знаю, можно ли сюда вставлять видео, дам ссылки на ролики.

Императорский фарфоровый завод. 1часть - Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок
Императорский фарфоровый завод. 2часть - Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок
Галилео - Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок
Передача "Доброе утро" на Первом канале - Войдите на форум или зарегистрируйтесь для просмотра ссылок

Аватара пользователя
w_lady
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 321
Зарегистрирован: 11 май 2014, 18:13:18
Откуда: Саратов

Императорский Фарфоровый Завод (ИФЗ)

Сообщение w_lady » 19 сен 2016, 08:57:03

Подарили мне в этом году на день Рождения замечательную пару.
Я думаю, посвещена последнему прижизненному изданию "Евгения Онегина" (ну не смерти же Пушкина?!)

Императорский Фарфоровый Завод ИФЗ  - 3177159.jpg


Императорский Фарфоровый Завод ИФЗ  - 7938334.jpg
Императорский Фарфоровый Завод ИФЗ - 7938334.jpg (9.73 КБ) 37 просмотров


Императорский Фарфоровый Завод ИФЗ  - 2103172.jpg


Блюдце и чашка работы разных мастеров (о чем говорят именники)

Императорский Фарфоровый Завод ИФЗ  - 1183012.jpg


Императорский Фарфоровый Завод ИФЗ  - 5363945.jpg

Аватара пользователя
w_lady
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 321
Зарегистрирован: 11 май 2014, 18:13:18
Откуда: Саратов

Императорский Фарфоровый Завод (ИФЗ)

Сообщение w_lady » 25 сен 2016, 12:27:55

Начинают попадаться интересные вещи.

Ваза "Раскидные веточки"
форма "2640", автор - Яковлева С.Е., высота - 18 см, 1930-е гг.,
автор росписи - Городецкий В.М., 1962 г.,

Императорский Фарфоровый Завод ИФЗ  - 7521779.jpg

Аватара пользователя
w_lady
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 321
Зарегистрирован: 11 май 2014, 18:13:18
Откуда: Саратов

Императорский Фарфоровый Завод (ИФЗ)

Сообщение w_lady » 25 сен 2016, 12:47:05

Городецкий Владимир Михайлович ( 1924 - 1977 )

Императорский Фарфоровый Завод ИФЗ  - 6650774.jpg
Императорский Фарфоровый Завод ИФЗ - 6650774.jpg (25.64 КБ) 37 просмотров


Художник, фарфорист. Мастер росписи по фарфору, засл. худ. РСФСР (1970), чл.-корр. АХ СССР (1975). Жил в Ленинграде. Участник войны. Учился в худ. студии (1938-41), позднее в живописной мастерской ЛФЗ. С 1947 художник, в 1976-77 гл. художник ЛФЗ. Декоративные сосуды и бытовая посуда с сюжетной и орнаментальной подглазурной росписью.

Императорский Фарфоровый Завод ИФЗ  - 1223182.jpg
Императорский Фарфоровый Завод ИФЗ - 1223182.jpg (13.07 КБ) 37 просмотров


Как вспоминает о Городецком К. Михайловская, Городецкий не хотел, чтобы о нем писали как о человеке. Ни о чем он не хотел говорить: ни о войне, ни о детстве, ни о том, что с чего начиналась его работа. Изучать личную жизнь художника, по его мнению, все равно, что вскрыть прекрасную птицу, чтобы , как она сделана. Как-то он привел такой пример. «Делакруа пригласили на прием. Он отклонил предложение. Ему сказали: «Там будет князь Меттерних и австрийский посланник». Он ответил: «Для меня это всего лишь сочетание синего и красного цветов». У одного был синий мундир, у другого – красный. Для вас это люди, обуреваемые страстями, высокими и низкими, а для него – сочетание цветовых пятен. Для искусства не имеет решительно никакого значения, что с художником происходит, умерла ли у него мама, женился ли он, на что покупает холсты, -- все это неважно. Моя биография укладывается в очень простые вещи: детство, потом война, потом я пришел на завод. И вот всю жизнь здесь работаю»…

Но…не могу не написать о чертах Владимира Михайловича, которые помогли мне глубже постичь его личность и творчество.

Городецкого очень влекла природа. «Пустынные луга, пустынные леса, тишина стоит сказочная – это время не для потребителей – это самое удивительное время. У меня вообще самые любимые месяца это март и апрель – они удивительно совпадают с моими чувствами… Когда меня ранили, я потерял сознание. Пришел в себя, открываю глаза и вижу – мох, такие мохнатенькие зеленые травинки, а между ним просвечивается ярко-коричневая каша, и полированные листки брусники – все это живет, пахнет, там жучки всякие ползают…Нет, я не хотел быть убитым».

После войны он попал на завод. Там Владимир Михайлович изучал не только технику подглазурной живописи, но и все техники фарфора. Кроме того, он изучал шрифты, оформление и декорирование древних книг. В записных книжках художника были сотни, тысячи, десятки тысяч рисунков. «Городецкий увлекался костюмом, делал эскизы, которые никто не видел и которые он никуда не предлагал. Его альбом был просто набит техниками живописи, и темпера, и масло, и живопись восковыми красками, как писались фаюмские портреты. Он изучал японскую систему рисования, рисовал по рисовой бумаге, и по мокрому, и по торшону, и по ватману, и полуватману, пользовался самыми разными карандашами и красками, рисовал чернилами дубовых орешков, гусиными перьями. Городецкий разыскал древнеиндийские трактаты о живописи и сам проделал все, о чем написано. Потом он вроде бы забывал об этом, занимался своей подглазурной живописью и был ей поглощен, но эти побочные занятия не испарялись, они оседали внутри золотой пыльцой опыта и культуры. Эта культура не была почерпнута в лекциях профессоров и в нескольких днях сидения в библиотеке перед экзаменом. Это было настоящее золото, ради которого он сам, своими руками и мозгами промыл тонны золотоносного песка».

Вернуться в «Фарфоровые заводы/ фабрики»