Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Тайны туалетного столика

Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5558
Стаж: 10 лет 3 месяца
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 850 раз

Сообщение

Большой мир маленьких вещей, обволакивая волшебным ароматом ушедших дней, открывает взору разноликие предметы, украшавшие женский туалетный столик многие годы тому назад. Разложенные на туалетном столике предметы удобны, приятны на ощупь. Словно свернувшиеся калачиком котята, поблескивают мягкими, округлыми поверхностями пудреницы, коробочки, лоточки, флаконы. Столики эти называли сначала просто туалетными (table de toilette), спустя какое-то время появляется еще одна разновидность под названием «пудерез» (paudereuse), т.е. столик для пудры. Был еще и отдельный столик для щипцов, которыми завивали волосы и парики, но к началу XIX века эти два последних столика исчезнут.

Флаконы с душистой водой.

Самым заметным предметом на туалетном столике дамы прошлого были флаконы настоящего венецианского стекла очень высокого качества, украшенного эмалевой росписью. Или подделки под Венецию – ведь венецианские стеклодувы не имели себе равных в Европе с XIII века. Безупречная техника исполнения, неустанный поиск новых технологий, сам воздух Ренессанса вознесли венецианское стекло на вершины художественного ремесла. Стекольных дел мастера создавали изделия из опалового, «льдистого» стекла, напоминающего матовую толщу льда мильфлерного – «тысячецветного», костяного, похожего на кость, гутного – старейшего вида стекла, цветного, отсвечивающего рубиновыми, сапфировыми, изумрудными тонами.

В больших флаконах с притертыми пробками обычно хранили «душистую воду». Таких «вод» к концу XVIII века было множество. Называли их иногда одеколонами (Eau de Cologne), поскольку были они на спиртовой основе и служили для протираний. В XIX веке вновь вернулась старинная мода сильно смачивать духами платья при глажке. До 20-х годов нашего века пользовались и туалетным уксусом. Автору этих строк довелось в конце 1950-х годов в провинциальном болгарском городе Русе видеть, как в маленьком парфюмерном магазинчике продавали в розлив (!) розовую воду (отходы от дистилляции розовых лепестков при получении знаменитого болгарского розового масла) и «душистые воды» на спиртовой основе с отдушками из лаванды, фиалки, целебных трав, герани. Покупателю наливали столько, сколько он просил, из больших лабораторных бутылей (духи наливали из бутылей поменьше). Такой способ продажи парфюмерии был известен в Европе и на Востоке несколько веков тому назад, и лишь начало ХХ века с установившимися торговыми марками и расфасовкой в унифицированные флаконы сделало этот способ парфюмерной торговли поистине музейным. Эфирные масла и концентрированные ароматы хранились в маленьких флаконах весьма простых форм, их приобретали у аптекарей или парфюмеров. Главным достоинством флакончика считалась способность сохранить летучий аромат, их закрывали не только притертыми, но и натуральными пробками, запечатывая воском. Бывали и уникальные, драгоценные флакончики.
В бутылочке из золота или серебра, хрусталя или резного стекла, украшенного эмалью, драгоценными камнями, соединялись изящество и высокий вкус. Так было до тех пор, пока не началось массовое производство флаконов для духов.

Слово о пудренице.

Следующим предметом по величине, но, главным образом, по значимости, на столике для светской дамы XVIII-XIX веков была пудреница. Лучшей пудрой считалась рисовая. Пудры стоили недешево и были всевозможных цветов и оттенков – от белого до розового, золотистого пестрого, палевого. Модными считались душистые пудры – апельсиновая, фиалковая, розовая, жасминовая. Обильно пудрили не только лицо, но и прическу, плечи, руки, спину. Какими же были все эти пудреницы, коробочки для румян, белил, притираний, красок для бровей и ресниц? В Золотой кладовой Эрмитажа хранится туалетный прибор чистого золота из множества предметов. Конечно, такие изделия были редкостью и предназначались императорским особам. Обычные пудреницы были из серебра, посеребренные или позолоченные, из стекла, фарфора, слоновой кости. Отделка пудрениц всегда считалась маленькой сценой, на которой ювелиры стремились блеснуть и удивить. Крупные пудреницы предназначались для туалетных столиков, поменьше и попроще – для дорожных несессеров, совсем крошки – для сумочек. Существовали пудреницы на цепочке с зеркальцем для бала.

Гребни и шпильки.

Необходимыми и очень заметными на туалетном столике были футляры и лоточки для гребней и шпилек. С незапамятных времен женщины в Европе носили длинные волосы. Гребни и шпильки менялись вместе с модой на различные прически, но неизменными оставались прекрасная художественная отделка позолотой, драгоценными камнями, использование в качестве материала черепахового панциря, кости, драгоценных металлов. В начале ХХ века пришла мода на короткие стрижки. И постепенно с туалетного столика исчезло все, что было необходимо для ухода за длинными волосами.

Соблазнительные мушки.

Одним из необъяснимых увлечений XVIII века были мушки. Их вырезали из бархата или шелка черного цвета, иногда вправляли маленькую жемчужину, камушек или блестку. Формы бывали всевозможные – от кружочка и звездочки до экипажа и зверька. С обратной стороны они были обмазаны клеем, и прелестница слюнявила палец и лепила мушку на лицо или грудь. Положение мушки могло означать весь набор любезностей и намеков, от «я согласна» до «я неприступна». Считалось приличным носить 2-3 мушки, но находились любители шокировать общество и появлялись с 15 мушками. У дам, терявших мушки во время празднеств, имелась крохотная золотая мушечница с запасом.

Марина Колева.
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано


new_Ника
Старожил
Старожил
Сообщений: 616
Стаж: 12 лет 2 месяца
Местонахождение: Ленинградская область
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение

Высота 10см. Ширина 7см.Толщина 4см.
Тайны туалетного столика - 0658163.jpg

Тайны туалетного столика - 3533882.jpg

Тайны туалетного столика - 9854551.jpg
Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5558
Стаж: 10 лет 3 месяца
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 850 раз

Сообщение

[font=Geneva][c]Есть туалет, прехитрая работа:
Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри,
Кругом все прорезь, позолота,
Подушечка - из бисера узор,
И перламутровый прибор -
Игольничек и ножинки, как милы!
Жемчужинки, растертые в белилы!
Помада есть для губ, и для других причин,
С духами скляночки: резеда и жасмин[/c]
[/font]

Веера из Эрмитажа и коллекция императрицы Марии Федоровны.

Флаконы для духов.19-20 век.

Драгоценные дамские мелочи.

Порт-букеты

Старинные зубочистки

Старинные предметы туалета - мужские и женские

Туалетные наборы.19-20 век.
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано
Аватара пользователя
Очаковец
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 1377
Стаж: 12 лет 2 месяца
Местонахождение: Уфа
Поблагодарили: 25 раз

Сообщение

Распыли́тель или Пульвериза́тор (фр. pulvérisateur, лат. pulvis — пыль) — прибор для распыления жидкостей на мелкие капли. Кроме жидкостей используют для распыления суспензий и порошкообразных веществ. Имеет широкое применение в промышленности, сельском и домашнем хозяйстве.

Принцип действия

Распылители используют движение жидкости под действием разности давлений, возникающего за счёт эффекта Вентури. В некоторых из них давление создаётся с помощью эжектора, при этом частицы жидкости увлекаются струёй воздуха или пара. Жидкость, попадая из отверстия в газовую среду, образует струю с шероховатой поверхностью. Дальше эта струя разбивается на мелкие капли за счёт нарастания возмущений в турбулентном потоке и сил поверхностного натяжения. Для увеличения неустойчивости в струе могут дополнительно использоваться искусственные неровности и центробежная сила. При слишком высокой скорости вместо распада на одиночные капли может происходить дробление струи на множество мелких частиц, размеры которых меняются в широких пределах.

Нашёл вот такого "зверя". Вроде 70-е годы...Резинка подуставшая, пробка держится плохо. Зато красивое, синее стекло.

Тайны туалетного столика - 9813707.jpg
История-завораживающая, увлекательная погоня за безвозвратно ушедшим временем.

Приобрету артефакты, связанные с историей 190 пехотного Очаковского полка
Аватара пользователя
Очаковец
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 1377
Стаж: 12 лет 2 месяца
Местонахождение: Уфа
Поблагодарили: 25 раз

Сообщение

Ещё ракурс....
Тайны туалетного столика - 6671987.jpg
История-завораживающая, увлекательная погоня за безвозвратно ушедшим временем.

Приобрету артефакты, связанные с историей 190 пехотного Очаковского полка
Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5558
Стаж: 10 лет 3 месяца
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 850 раз

Сообщение

Тайны туалетного столика - 5491610.jpg
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано
Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5558
Стаж: 10 лет 3 месяца
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 850 раз

Сообщение

Туалетные столики «галантного века»

Туалетный столик — особый предмет, связанный с личными секретами и привычками своей хозяйки. Каждое утро женщина, сидя за ним, колдует, придавая своему облику еще больше блеска и привлекательности. Сейчас к этой церемонии свидетели допускаются лишь изредка. Но так было не всегда.
С давних времен был разработан целый церемониал, связанный с пробуждением, одеванием и утренним выходом знатных особ.
С XVIII века светские утренние приемы вошли в обычай петербургских дам. Не случайно слово «будуар» ассоциируется не столько с местом, где дамы занимались своим туалетом, сколько с помещением, в котором они принимали близких друзей и подруг. Будуар был первым женским клубом. Именно из него выросли знаменитые и популярные салоны второй половины XVIII века.

Если представить картину утреннего приема в будуаре, зрелище получится довольно причудливое: хозяйка сидит за туалетным столом, а вокруг нее в креслах расположились наряженные гости, ведущие непринужденную беседу. Естественно, темы для разговоров должны были соответствовать происходящему: говорили о моде, увеселениях, интригах... Необходимыми атрибутами бесед были изящество, остроумие и хорошие манеры. Будуар был порождением светской культуры «галантного века», и все в нем, вплоть до мельчайших деталей, должно было ей соответствовать. Как хозяйка будуара являлась центральной фигурой для собравшегося общества, так и туалетный стол выделялся среди прочей мебели. Поэтому его внешнему виду придавалось большое значение.
Туалетные столы второй половины XVIII века — подлинные произведения искусства. Они легки и изящны, часто украшены деталями из золоченой бронзы; сверху на них укреплялось зеркало-псише. Однако темой нашей статьи является не сам по себе туалетный стол, а предметы, которые располагались на его поверхности или хранились во внутренних ящиках со множеством перегородок.
В России туалетный стол появился в середине — второй половине XVIII века. Это была эпоха правления императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, век париков и кринолинов. В период царствования Елизаветы Петровны дама могла появиться при дворе только с толстым слоем пудры на обнаженных частях тела. Припудривали не только лицо, но и прическу, плечи, руки, спину. На всех туалетных столах стояли большие серебряные или фарфоровые пудреницы. Пудры были всевозможных цветов и оттенков: белого, розового, золотистого, палевого. Модными считались душистые пудры — апельсиновая, фиалковая, розовая, жасминовая. Помимо пудры пользовались и другими средствами. От елизаветинской эпохи сохранились коробочки для румян, белил, притираний, красок для бровей и ресниц. Предметы русского и европейского происхождения украшены рокайльным орнаментом, многие сделаны из фарфора, серебра, золота. Встречаются они в наши дни чрезвычайно редко и представляют большую ценность.
В 1830-х годах появляется новый тип – усадебный туалетный стол, даже не стол, а комод, с 3–4 ящиками для хранения вещей и зеркалом-псише наверху. Рокайльные и классицистические столики аристократического будуара XVIII века выглядят по сравнению с ними очень изящно.
Пикантной деталью дамского туалета «галантного века» были мушки или «венерины цветочки», как было принято называть их в России. Эти маленькие украшения в виде сердечка, искусно вырезанной кареты с четверкой лошадей или блохи наклеивали на лицо, плечи, руки и грудь. Они использовались не только для украшения или маскировки недостатков, но и служили для передачи различного рода сообщений, которые при помощи специально разработанного языка символов передавали светские кокетки. В течение вечера дамы могли менять место расположения мушек, тем самым показывая смену настроения или сигнализируя об очередном желании. Хранили мушки в маленькой коробочке — мушнице, еще одном обязательном предмете на туалетном столике XVIII века.
В начале XIX века дамы перестали носить мушки, пропали и мушницы. Главным атрибутом дамского кокетства стал веер. С его помощью можно было назначить свидание или предупредить об опасности, выразить настроение и даже чувства. О роли, которую играл язык веера в светском обществе, можно судить уже по тому, что существовало специальное слово, обозначавшее способ флирта с помощью веера, — «махаться». Языку веера девушек обучали в юном возрасте, иногда даже по специальным самоучителям.
Так что, начиная с первого выхода в свет, лет 13–14 лет от роду, девушки начинали активно «махаться».
В России вплоть до революции 1917 года веер входил в число обязательных аксессуаров женского туалета. Поэтому, несмотря на их хрупкость, веера нередко можно встретить в антикварных салонах. В Москве и Санкт-Петербурге есть галереи, в которых собраны целые коллекции этих красивых предметов.
К числу самых экзотических обитателей туалетного стола следует отнести золотые, фарфоровые, стеклянные или из слоновой кости «блошиные ловушки». Сегодня проблемы, с которыми недавно постоянно сталкивались наши предки, прочно забыты. «Блошиные ловушки» — цилиндрики с отверстиями и стволиком-сердечком, смазанным кровью, — носили под одеждой, а появились они все в том же XVIII веке. На старинных портретах часто можно увидеть дам, изображенных со своими любимыми маленькими собачками. Популярны были фарфоровые фигурки левреток, мопсов и болонок. Но мало кто задумывается над тем, что собачки и другая мелкая живность служили не только для развлечения своих хозяек, но и защищали их от назойливых насекомых, исполняя роль живых блохоловок.
Серьезной проблемой «галантного века» было большое количество специфических запахов, окружавших человека той поры. Совершенно избавиться от них было технически невозможно, но можно было сгладить их резкость, забив приятными, более сильными ароматами. К числу сильных ароматических средств относился нюхательный табак. В его состав входили сложные соединения засушенных душистых растений, в которых могло и вовсе не быть даже частиц листьев табака. Нет ничего удивительного в том, что нюхали табак и кавалеры, и дамы. Табакерка во времена Екатерины II считалась обязательной деталью роскошного туалета, а нередко и самой драгоценной вещью в пышном наряде.
Исследователь истории костюма Н.М. Тарабукин пишет: «Табакерками люди хвастались. Уже одна манера обращения с ними говорит об этом. Прежде чем понюхать табак, табакерку медленно вынимали из кармана, долго держали на ладони, словно невзначай забыв о ней во время разговора, затем неторопливо раскрывали, показывая на внутренней стороне крышки тонко выполненную миниатюру и, взяв щепотку нюхательного табака, оставляли в открытой руке и, затянувшись раза два, как бы нехотя убирали в карман». Русские и западные табакерки XVIII века и сейчас попадаются в антикварных салонах. А в одном из магазинов Москвы продается целая коллекция этих изящных, украшенных различного рода миниатюрами вещиц.
Другой способ забить дурные запахи был связан с использованием туалетной воды или одеколона (кельнской воды), изобретенного в начале XVIII века и быстро получившего широкое распространение. Вскоре ни одна дама не могла обойтись без туалетной воды. Разных видов «душистых вод» было множество. Продавали их в разлив, а хранили в специальных флаконах с плотно закрывающейся крышкой. Такие флаконы изготавливали на фарфоровых и стеклянных заводах. Делали их из рубинового, смальтового, молочного стекла, украшали золотом и серебром. Фарфоровым флаконам придавали форму сложенных друг на друга подушек, пагоды, китайцев, турок, разнообразных зверей. Для эфирных масел и концентрированных ароматов предназначались маленькие флаконы, которые продавали аптекари или парфюмеры. Главным достоинством такого флакончика считалась способность сохранять летучий аромат, их закрывали не только притертыми, но и натуральными пробками, запечатывая воском. В антикварных салонах попадаются флакончики из золота, серебра, хрусталя, украшенные эмалью и драгоценными камнями. Эти вещи служили своим хозяевам многие десятки лет, их передавали по наследству. Ситуация изменилась лишь в начале XX века, когда началось массовое производство посуды для духов, и душистые жидкости стали продавать уже разлитыми по бутылочкам со знаками торговых марок. Художественная ценность их значительно ниже, чем предметов XVIII – первой половины XIX века. Но это не отменяет большого коллекционерского интереса к флаконам, созданным по рисункам известных художников и дизайнеров времен господства стилей модерн или ар деко.
Говоря о принадлежностях туалетного стола, нельзя не упомянуть ручные зеркала, различные коробочки, футляры и лоточки для гребней и шпилек. Обычно время изготовления этих предметов определяется по стилистическим особенностям, а о предназначении многих футляров и коробочек можно только догадываться. Самые любопытные из них — несессеры, маленькие наборы для туалета, шитья или маникюра. В них хранили в том числе и такие вещи, как золотая зубочистка, копоушка (для чистки ушей), миниатюрные ножницы, перьевая ручка.
С начала XIX столетия большое место в туалете светской дамы стали играть лайковые или шелковые перчатки, узкие и длинные, выше локтя. Надеть их было сложно, поэтому этикет предписывал надевать перчатки дома и не снимать вплоть до возвращения. Служить они могли не более одного-двух раз. Назначение перчаток был универсальным: они могли скрывать плохой маникюр, некрасивость рук, возраст. Согласно бальному этикету, считалось недопустимым касаться друг друга обнаженными руками, а кавалеры могли целовать только укрытые перчатками ручки.
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано
Аватара пользователя
eddi
Старожил
Старожил
Сообщений: 711
Стаж: 12 лет 2 месяца
Местонахождение: С.П.Б.
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение

По моему предположению данные флакончики стояли на туалетном столике..
на данный момент там специи...
Тайны туалетного столика - 8113881.jpg

Тайны туалетного столика - 3029848.jpg
Аватара пользователя
Монах
Проверенный
Проверенный
Сообщений: 5558
Стаж: 10 лет 3 месяца
Имя: Михаил
Местонахождение: Самарская Губерния
Благодарил (а): 123 раза
Поблагодарили: 850 раз

Сообщение

eddi писал(а):По моему предположению данные флакончики стояли на туалетном столике.. на данный момент там специи...

Блин, какие клёвые! )))
Приму в дар ножи РИ и СССР и все, что с ними связано
Аватара пользователя
eddi
Старожил
Старожил
Сообщений: 711
Стаж: 12 лет 2 месяца
Местонахождение: С.П.Б.
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение

Монах писал(а):Блин, какие клёвые! )))

Сам он них без ума.....

Вернуться в «Парфюмерия и косметика»