Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Татарстан - исторические факты.

Аватара пользователя
pioneer
Старожил
Старожил
Сообщений: 777
Стаж: 6 лет 6 месяцев
Имя: Лёха
Местонахождение: Свияжское воеводство
Благодарил (а): 291 раз
Поблагодарили: 1118 раз

Сообщение

Лжепетр

Из всех самозванцев начала XVII в. Лжепетр является наименее загадочной фигурой. Его истинное происхождение стало известно в октябре 1607 г. после сдачи Тулы, взятия его в плен и допроса.
Самозванец поведал следующее: «Родился-де он в Муроме, а прижил-де его, с матерью с Ульянкою, Иваном звали, Коровин, без венца; а имя ему Илейка; а матери его муж был, Тихонком звали, Юрьев торговый человек. А как Ивана не стало, и его мать Ульянку Иван велел после себя постричь в Муроме, в Воскресенском девичье монастыре, и тое мать его постригли». Оказавшись почти сиротой, Илья нанялся в услужение к нижегородскому купцу Т.Грозильникову, затем был казаком, стрельцом, холопом у В.Елагина; наконец, оказался у терских казаков. Зимой 1605--1606 гг. около трехсот казаков атамана Федора Болдырина «учили думать». Они роптали на задержку жалования и голодную «нужу», говоря: «Государь [Лжедмитрий I] нас хотел пожаловати, да лихи бояре: переводят жалованье бояря, да не дадут жалования». Среди казаков возник план провозгласить одного из своих молодых товарищей «царевичем Петром», сыном Федора Ивановича, и идти к Москве -- искать милости государя. Выбор казаков пал на Илейку Горчакова, или Муромца, потому, что он был в Москве и знаком со столичными обычаями. Рожденная в казачьем кругу самозванческая легенда весьма примечательна: царевич Петр был сыном царя Федора Ивановича и царицы Ирины Годуновой, которая, опасаясь покушений брата на жизнь сына, подменила новорожденного девочкой, а Петра отдала на воспитание в надежные руки. Через несколько лет девочка умерла, а царевич странствовал, пока не попал к казакам и не объявил им о своих правах. Интереснейшим образом эта легенда преломилась в Белоруссии, где рассказывали, что царица Ирина ответила Борису, будто родила «угоде полмедведка и полчовека, втом часе тот Борис дал покой, болш о том непыталсе». Сказка о «полумедведке-получеловеке», сюжет которой совпадает с развитием событий в пушкинской «Сказке о царе Салтане», была, по-видимому, широко распространена в Белоруссии, поскольку там за царевичем Петром укрепилось прозвище Петра Медведки. Смелому предприятию сопутствовал успех. К казакам, сопровождавшим Лжепетра, присоединись новые отряды, и войско двинулось вверх по Волге. «Царевич» обратился к «дяде», который призвал его с казаками в Москву. В Свияжске казаки узнали, что Лжедмитрий I убит, и повернули к Дону. Осенью 1606 г. отряд Лжепетра находился на Северском Донце. К этому времени Юг России был охвачен восстанием против нового царя -- Василия Шуйского, возглавлявшего заговор против Лжедмитрия I. Центром восстания стал Путивль, где сидел «воевода Дмитрия» князь Г.П.Шаховской, призывавший сражаться за призрак «истинного царя», во второй раз избежавшего смерти. Г.П.Шаховской и другие руководители восстания против Шуйского находились в тупике: их сторонников уже не удовлетворяли слова, что спасшийся Дмитрий скрывается в Литве; народ хотел видеть живого государя. Венценосный вождь, хотя бы и не «царь Дмитрий», был для Шаховского как нельзя кстати. Лжепетр прибыл в Путивль в ноябре 1606 г. Молодой самозванец сильно отличался от своего предшественника. «Детина» (как его именуют официальные источники) не стремился быть похожим на царского сына. В отличие от Лжедмитрия I он был беспощаден к дворянам, попадавшим к нему в плен. В Путивле совершались жестокие казни; были казнены многие бояре и воеводы, попавшие в плен к казакам: князь В.К.Черкасский, М.Б.Сабуров, ясельничий А.М.Воейков (посланник Шуйского в Крым), князь Ю.Д.Приимков-Ростовский, Е.В. и М.В. Бутурлины и другие. Современники утверждали, что самозванец приказывал казнить в день «до семидесяти человек». В то же время самозванец не стремился к социальным переменам. В его окружении было немало знатных дворян. Воеводами Лжепетра были князь Г.П.Шаховской, боярин князь А.А.Телятевский, князья Мосальские. Подобно Лжедмитрию I и Шуйскому, Лжепетр жаловал своим сторонникам поместья, отобранные у казненных дворян.

Пока Лжепетр вершил суд и расправу в Путивле, мятежная армия во главе с воеводами «царя Дмитрия» Иваном Болотниковым и Истомой Пашковым подступила к Москве. 2 декабря 1606 г. Болотников был разбит под селом Заборьем, отступил в Калугу и сел в осаду. В начале 1607 г. Лжепетр выступил на помощь союзнику и перешел из Путивля в Тулу. На реке Вырке этот отряд был атакован боярином И.Н.Романовым. Казаки пытались загородиться обозами, отчаянно сопротивлялись, но несли большие потери. Немногие оставшиеся в живых «под собою бочки с зельем зажгоша и злою смертью помроша». Другой отряд, посланный Лжепетром в городок Серебряные Пруды, также был разбит -- царским воеводой князем А.В.Хилковым.

В мае Лжепетр предпринял вторую попытку оказать помощь осажденной Калуге. Войско возглавил князь А.А.Телятевский. 3 мая 1607 г. он разбил на реке Пчельне боярина князя Б.П.Татева, но, опасаясь столкновения с основными силами Шуйского, возвратился в Тулу. Битва на Пчельне оказала деморализующее влияние на царскую армию под Калугой, и Болотников, воспользовавшись этим, предпринял успешную вылазку и перешел в Тулу. Ослабленная армия Болотникова влилась в войско Лжепетра. Тула стала центром восстания, против которого и направил основные силы Василий Шуйский. Сражение между Телятевским и воеводами А.В.Голицыным и Б.М.Лыковым, разыгравшееся на реке Возме, было жестоким и продолжительным. Телятевский и Болотников потерпели поражение и бежали в Тулу; уцелевшие казаки засели в оврагах и соорудили острожек.

Осада Тулы началась 30 июня. Крепкие стены города и упорство осажденных успешно противостояли царской армии. Воеводам Лжепетра удалось сделать несколько успешных вылазок. Пока Шуйский стоял под Тулой, в Астрахани появился новый самозванец -- Август, «сын» Ивана Грозного и царицы Анны Колтовской, выдвинутый волжскими казаками. Он смог взять Царицын, но был отбит от Саратова. Еще большую опасность представлял человек, принявший имя «царя Дмитрия». Войско Лжедмитрия II пополнялось медленно; только в сентябре он смог во главе отрядов польских наемников, казаков и русских «воров» двинуться на помощь Лжепетру и Болотникову. 8 октября Лжедмитрий II разбил под Козельском царского воеводу князя В.Ф.Мосальского, а 16 взял Белев, но дни мятежной Тулы были уже сочтены. Через несколько месяцев осады в городе начался голод. Осаждающие запрудили реку Упу, и вода залила остатки съестных припасов. По требованию обессиленных защитников крепости вожди восстания были вынуждены вступить с Шуйским в переговоры о сдаче. Царь обещал сохранить жизнь руководителям тульской обороны, но не сдержал своего слова. И.И.Болотников был сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен. О казни Лжепетра сохранились различные свидетельства. Краткий летописец начала XVII в. свидетельствует, что царь, «пришел к Москве, вора Петрушку велел повесить под Даниловским монастырем по Серьпуховской дороге»16. Поляк С.Немоевский сообщает, что царь «приказал связанного Петрашка на кляче без шапки везти в Москву; здесь продержавши его несколько недель в тюрьме, вывели на площадь и убили ударом дубины в лоб».


Аватара пользователя
pioneer
Старожил
Старожил
Сообщений: 777
Стаж: 6 лет 6 месяцев
Имя: Лёха
Местонахождение: Свияжское воеводство
Благодарил (а): 291 раз
Поблагодарили: 1118 раз

Сообщение

Сибирский тракт. Из ссылок: http://116.livejournal.com/194536.html, http://fb.ru/article/249461/sibirskiy-t ... tyajennost

«Пешочком в Сибирь идти трудно...»
Тракт также называли в народе «великим кандальным путем», потому что по нему прошли и проехали тысячи арестантов. Через Казанскую губернию преступников отправляли в ссылку или на каторгу в Сибирь.
— Еще и по этой причине крестьяне старались отселиться подальше от тракта. Случались побеги, нападения каторжан, хватало и разбоя, потому что в первое время конвойная служба была не обустроена. Сначала этим занимались башкиры, потом казаки... Не сразу появилась специальная служба, — поясняет Абрамов.
Каторжан заковывали в кандалы и цепи, прикрепляли по несколько человек к железному пруту (отправка «по канату»). Дорога делилась на несколько этапов, для каждого из которых определялась этапная команда из одного офицера, двух унтер-офицеров и рядовых солдат. Этапные команды, которые размещались по тракту через одну станцию, проводив партию ссыльных до следующего этапа, возвращались обратно. В начале XIX века Сибирский тракт через каждые 60 верст был обустроен этапными острогами и полуэтапами для отдыха. При каждом остроге работал кузнец — для снятия кандалов и заковывания в них. Пешее передвижение по тракту было очень изнурительным, а длительность перехода от Петербурга до Иркутска доходила до двух лет.

...Распорядок движения заключенных по Сибирскому тракту регламентировался специальным документом. Это был «Устав об этапах». В нем были расписаны основные правила обустройства тюрем, порядок перемещения ссыльных партий и т. д. Сибирский тракт – это где заключенные после двух дней пути по маршруту могли отдохнуть в пересыльной тюрьме. Служили для этих целей и этапные избы, которые находились практически на всех почтовых станциях. Расстояние в 25-30 верст за два дня преодолевали тюремные обозы, в составе которых порой бывали и подводы, перевозившие домашнее имущество. Иногда в пути следования арестант мог заболеть или умереть. Тогда его труп клали на подводу и продолжали везти следом до очередного этапа. Именно отсюда и родилась поговорка: «Доставить живого или мертвого».
Путешествовать по Сибирскому тракту было крайне тяжело. Дело в том, что состояние всей дороги находилось в крайне неудовлетворительном состоянии. Описание местности Сибирского тракта встречается в воспоминаниях некоторых путешественников. По их рассказам этот путь местами выглядел как пашня, нарезанная продольными бороздами. Это значительно замедляло передвижение, в связи с чем расстояние в тридцать верст можно было преодолеть лишь за 7-8 часов. Восточнее Томска тракт проходил по холмистой местности, но также был в крайне неудовлетворительном состоянии. Оно также вызывало нарекания со стороны путешественников, число которых постоянно возрастало. Тем не менее, несмотря на такое положение дел, дорога на протяжении тысячи километров была средством для надежного и дешевого сообщения. Поначалу ее выделяли лишь верстовые столбы, переправы, проходящие через горы и реки, гати и перелески. Затем Екатерина II распорядилась высадить вдоль тракта березы. Деревья располагались друг от друга на расстоянии 2 м 84 см (четыре аршина), защищая дорогу от снежных заносов и не позволяя путникам сбиться с пути в непогоду.

Сегодня на прежнее южное ответвление Сибирского маршрута почти целиком накладывается дорога в сообщении от Казани до г. Малмыжа, а далее на Пермь и Екатеринбург. При этом бывший Сибирский тракт практически полностью реконструирован и на сегодняшний день является магистралью высшей категории. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/249461/sibirskiy-t ... tyajennost
Аватара пользователя
pioneer
Старожил
Старожил
Сообщений: 777
Стаж: 6 лет 6 месяцев
Имя: Лёха
Местонахождение: Свияжское воеводство
Благодарил (а): 291 раз
Поблагодарили: 1118 раз

Сообщение

Из достоверных источников, к слову:

…Евгений Тиховнин родился в деревне Гоголиха Зеленодольского района, после семилетки подался, как многие другие сверстники в то время, в ФЗУ,
на судостроительный завод: один день в неделю теория, пять дней практика. В 1939 году приступил к работе на кораблях в качестве слесаря -монтажника. Как раз в то время завод начал строить малые противолодочные корабли водоизмещением 280 тонн.
Источник: http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-18740/
© Газета Республика Татарстан

8 мая на доме №17 по улице Ленина, где жил участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин Зеленодольска, великий труженик Евгений Тиховнин, открыли мемориальную доску. На торжественном мероприятии присутствовали почетные гости, ветераны и семья легендарного жителя нашего города.
http://www.zelenodolsk.ru/article/5787
Вложения
Татарстан - исторические факты. - tihovnin.jpg
Аватара пользователя
pioneer
Старожил
Старожил
Сообщений: 777
Стаж: 6 лет 6 месяцев
Имя: Лёха
Местонахождение: Свияжское воеводство
Благодарил (а): 291 раз
Поблагодарили: 1118 раз

Сообщение

Память истории родного края.

_tank_
Бронекатер "речной танк": На Волге подняли бронекатер reader
Самое полное и наглядное на сегодняшний день представление о боевой работе малых бронекатеров и фронтовом быте экипажей дает единственный в своем роде советский художественный фильм 1969 года «Где 042?». Его главным героем является реально переживший войну БКА пр. 1125, который по сюжету пытается из немецкого окружения вырваться по реке к морю и за это время берет на борт разношерстную компанию людей. В картине подробно показаны способы маскировки, которые в войну использовали советские речники. Сюжет изобилует форс-мажорными обстоятельствами: когда у киношного бронекатера кончалось горючее, экипаж буксировал его на плечах, как это в XIX веке делали волжские бурлаки.
http://itsmycity.ru/blog/post/id/6555
Вложения
Татарстан - исторические факты. - 0_d455a_af059bd_orig.jpg
Татарстан - исторические факты. - 0_d4558_856733bb_orig.jpg
Татарстан - исторические факты. - 9c03f79bbe2fbbf0.jpg
Татарстан - исторические факты. - dsc01111-1-700x0.jpg
Татарстан - исторические факты. - .jpg
Аватара пользователя
pioneer
Старожил
Старожил
Сообщений: 777
Стаж: 6 лет 6 месяцев
Имя: Лёха
Местонахождение: Свияжское воеводство
Благодарил (а): 291 раз
Поблагодарили: 1118 раз

Сообщение

Бронекатер БКА-74 построен на средства трудящихся Зеленодольского завода в 1943 году по проекту 1125 (малые речные бронекатер с башнями от танка Т-34-76). Свой боевой путь он прошёл от Азова до Вены. В июне 1960 года бронекатер вывели из боевого состава флота и переоборудовали в учебный бронекатер. Спустя несколько лет бронекатер был установлен на постамент на территории предприятия. Осенью 1931 года командование Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) утвердило техническое задание на создание двух типов бронекатеров. Для реки Амур предполагалось использовать большой бронекатер, который планировали вооружить 76-мм орудиями, находящимися в двух танковых башнях, а малый бронекатер - одним 76-мм орудием в башне. Также на бк планировалось осуществить установку двух облегченных башен с 7,62-мм пулемётами. В идеале было запланировано получить большой бронекатер с осадкой не более 70 см, а малый - не более 45 см. Так же одним из главных условий было то, что катера должны были удовлетворять требованиям перевозки по железной дороге на платформе. В июне 1932 года организация "Ленречсудопроект" получила техзадание для проектирования данных видов катеров, так же было принято решение установить на катера башни с пушками от танка т-28 и бензиновые двигатели ГАМ-34. В октябре 1932 "Ленречсудопроект" закончил проектирование, большой бронекатер получил название проект 1124, а малый проект 1125, хотя оба проекта были очень схожими все равно имелись многие различия. Главным конструктором проекта был назначен Бенуа Юлий Юльевич. В 1934 году на Зеленодольский завод имени А. М. Горького был направлен гособоронзаказ на постройку совершенно новых для того времени кораблей проектов 1124 и 1125, за 10 лет на данном заводе было построено 154 бронекатера.
Аватара пользователя
pioneer
Старожил
Старожил
Сообщений: 777
Стаж: 6 лет 6 месяцев
Имя: Лёха
Местонахождение: Свияжское воеводство
Благодарил (а): 291 раз
Поблагодарили: 1118 раз

Сообщение

reader
Вложения
Татарстан - исторические факты. - .jpg

Вернуться в «Общий краеведческий раздел»