Если основные этапы изготовления монет остаются на протяжении долгого времени практически неизменными, то сами эти технологические операции и оборудование, которое здесь применяется, непрерывно совершенствуются. К сожалению, в связи с тем, что монетное производство является в любом государстве одним из самых охраняемых, посмотреть, как сейчас чеканят монеты, нельзя.
Но мы можем совершить воображаемую экскурсию на Санкт-Петербургский Монетный Двор середины XVIII века.Такую возможность нам даёт рукописный альбом 1779 года "Описание монетного производства со изображением плавильных печей и действующих махин, сочинённое статским советником Андреем Нартовым".
Андрей Андреевич Нартов (1737-1813) был сыном "личного механика" Петра I. Во время составления альбома он был вице-президентом Монетного департамента, то есть имел непосредственное отношение к чеканке монеты. Рисунки оборудования, помещённые в этом альбоме,размещённые в технологической последовательности, создают эффект посещения Монетного Двора.
Производство монеты на Монетном Дворе велось особыми периодами, так называемыми "переделами" - длительность которых могла составлять от года и более.
Технологический процесс состоял из трёх основных этапов: переработки металлических руд, выделки монетных заготовок (кружков), гурчения и чеканки. Штат Монетного Двора в это время насчитывал свыше 200 человек.
Золото и серебро поступали на Монетный Двор из Конторы разделения золота и серебра, основанной И.А.Шлаттеромв 1746 г. На Монетном Дворе металлы поступали в плавильню, где помещались вспециальные горшки, которые ставились в плавильные самодувные печи (рис. А). Порасплавлении металла, в него добавлялось потребное количество очищенной красной меди для получения сплава необходимой пробы. При этом металл перемешивался специальными мешалками. Затем сплав разливали в нагретые чугунные изложницы,намазанные мелом (рис. В). За один приём плавили до трёх пудов золота и до стадвадцати пудов серебра. Когда слитки остывали, их очищали и проверяли на соответствие установленной пробе и, при положительном результате последней,отдавали в передел.
Нарезанные кружки вновь отжигались, после чего отбраковывались: плохо вырезанные и с отклонениями по весу отправлялись в сплавку, а остальные шли на отбел в отбельную печь (рис. I). Здесь они варились в щёлоке, пока не приобретали естественный цвет. После этого их вынимали и оттирали песком на специальных досках (рис. К), ополаскивали чистой водой и высушивали, разложив на холсте.
За неделю Монетный Дворвыпускал до ста тысяч монет различных номиналов.
Монеты сдавались в казну, причём каждая тысяча монет взвешивалась в присутствии члена Монетного департамента на специальных весах: половину клали на одну чашу весов, а вторую половину - на другую. Весы должны были при этом оставаться уравновешенными.
Затем ко всем мешкам с монетами привязывались ярлыки, на которых указывались номер мешка, количество монет и вес.
Для контроля пробы монет из всей суммы, вышедшей из передела, отбиралось по одной монете каждого номинала,которые подвергались соответствующему испытанию.
Оставшиеся обрезки металла,негодные кружки и испорченные монеты сплавлялись в особой кроховой плавильне, откуда вновь поступали в монетный передел.
А тем временем Монетный Двор готовился к началу нового монетного передела.