Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Интересные исторические моменты: Как хранили деньги на Руси.

El jaguar

Сообщение

С тех пор как существует денежное обращение земле доверялитайное хранение такой собственности, как накопленные деньги. Деньги «любят» нетолько счет, но и место, обеспечивающее их сохранность. Неправильно видеть вкаждом старинном кладе нечто чрезвычайное, из ряда вон выходящее: в старинусокрытие денег в земле или в тайнике было таким же обыденным, повседневнымявлением, как для нашего времени хранение их в сберегательной кассе или в сейфеучреждения. Сама природа денежного обращения такова, что время от времени частьденег должна выключаться из него и некоторое время «отдыхать». В таких случаяхбыло вполне разумным найти для сокровища надежное и укромное местечко, подальшеот чужого глаза. Даже гончары считались с этим обычаем, и в их ассортиментеизделий очень давно появились миниатюрные горшочки и кувшинчики для скромныхкладов небогатых людей, а строители каменных зданий устраивали в стенахмногочисленные ниши-тайники.

Помимо почти полногоотсутствия возможности организованного и надежного хранения денег в старину(если не считать храмов, а на Руси церквей, и, в особенности, монастырей,которые очень рано стали систематически заниматься сохранными и ростовщическимиоперациями), большая роль в распространении обычая зарывать деньги принадлежалаособенно частому бедствию - пожарам. В деревянных городах и селах Древней Русиземля лучше всего обеспечивала сохранность денег. Пользовались, разумеется, ивсевозможными тайниками; вмазывали кубышки в печи, замуровывали их в каменныестены церквей и крепостей, опускали в колодцы и родники или уносили подальше отжилья в лес и прятали в дупло дерева. Иностранцы, жившие в России в XVII в.,отметили в своих записках удивлявший их русский обычай хранить деньги в земле.По-видимому, их поражала именно обыденность этого, так как и в странах ЗападнойЕвропы в те времена зарывали немало кладов - когда возникала в этомнеобходимость, а в обстановке нормального течения жизни существовали уже болеенадежные и прибыльные возможности хранения денег. Точно так же Ч. Дарвин былпоражен этим непонятным для англичанина XIX в. обычаем жителей Южной Америки.

Политическая экономия учит, что зарождение и становлениеденежного обращения в том или ином обществе - процесс чисто стихийный и что вразвитом денежном обращении деньги выполняют несколько взаимозависимых, но в тоже время и в достаточной мере обособленных функций. Являясь товаром особогорода, они получают значение всеобщей меры стоимости, позволяющей легкосравнивать ценность любых других товаров. Отсюда вытекает и их роль какнаиболее удобного средства обращения, т. е. универсального посредника вобщественном обмене товаров и, наконец, роль средства накопления богатства.Монеты из драгоценного металла, стойкие против коррозии и занимающие так маломеста, точно специально созданы для этого.

Деньги не ограничиваются сферой внутреннего обмена ипринимают роль посредника в международном обмене - в мировой торговле, причем вмомент перехода из одной экономической среды в другую они обретают все свойстватовара, а в новой среде либо в полной мере возвращаются к роли денег - товаратоваров, либо потребляются как один из видов сырья. Как пример международнойторговли монетой можно назвать «левантийский талер» - талер Марии Терезии 1780г., который до начала XX в. чеканился в Австро-Венгрии для экспорта в страныБлижнего Востока и в Эфиопию, где существовала вековая привычка именно к этоймонете; теперь ее чеканят в Лондоне! В истории русской экономики ввоз иноземноймонеты является фактором большого исторического значения.

Однако именно стихийный характер развития товарно-денежныхотношений может вызывать неравномерное развитие отдельных функций металлическихденег, и функция накопления на ранних этапах развития денежного обращения,когда внутренний рынок находится еще в зачаточном состоянии и внутреннееобращение только зарождается, может заметно опережать и подавлять другие.Поэтому и интенсивное образование сокровищ в такие периоды можно рассматриватькак своего рода закономерность.

Сокровища прятали на время. Понятно, что скрывали их отлюдей: от вторгшегося врага, от начальства и от «лихого человека», от «чужогоглаза» и от домочадцев и челяди. Возможно, что клады иногда зарывали и сами«лихие люди». По крайней мере преданий о «разбойничьих» кладах известно едва лине больше всего. Прятали из побуждений, вытекавших из самой противоречивойприроды частной собственности, которую никому и никогда не удавалось сделатьсвященной. Но при всем том клад, или кладь», как говорят в некоторыхместностях, был обычной «формой хранения. «Лишние», ненужные в данный моментденьги припрятывали в надежное место, оставляя под руками лишь необходимое дляоборота.

Именно «оборот» в широком смысле этого слова и регулировалпостоянно денежное обращение, на время выводя из него избыток монеты. Но вособые моменты, когда катастрофически нарушался общественный обмен или когдавне или внутри данного общества возникала непосредственная и неотвратимаяугроза собственности, деньги, как и другое ценное имущество, закапывали вземлю, чтобы переждать «лихую годину», а затем снова пустить в обращение.

В прошлом, во все времена когда только существовали деньги,великое множество больших и малых сокровищ-кладов уходило в землю лишь на самыйкороткий срок, чтобы вскоре же вновь увидеть свет. Но некоторые и, по всейвероятности, сравнительно немногие сокровища, вопреки намерениям ипредположениям владельцев, уже не находили выхода из своего заточения. Внезапноумерший, убитый или угнанный в неволю человек уносил тайну клада с собой.

Хранителями тайны спрятанного церковниками от Петра I втайнике на хорах церкви клада Киево-Печерской лавры, который состоял из многихпудов золота и серебра, было несколько монахов. Многие годы они следили закладом, проверяя его сохранность, и умерли один за другим, не открывшись никомудаже на исповеди. Но это был особый и редкий клад длительного накопления идлительного хранения, своего рода тайная казна. Скопидомские клады,накоплявшиеся многие годы, тоже известны. Но большинство кладов - это «свежие»деньги, на время исключенные из существующего обращения.

Таким образом, о подавляющем большинстве кладов можносказать, что они, будучи скрытыми по воле человека, дошли до нас явно вопрекиэтой воле. К некоторым же находкам даже само название клад не вполне применимо,так как составляющие их монеты вовсе не были захоронены, л вышли из-подконтроля владельца в силу той или иной случайности. Характер залегания в землеи внешний вид монет иной находки показывают, что она обязана своимпроисхождением пожару, во время которого находившиеся в жилище деньги более илименее уцелели, но затем остались под пепелищем.

Известны очень редкие случаи находок монет под водой,затонувших некогда вместе с судном. Так например, в 1901 г. во время работ,производившихся в Рижском порту, из воды было поднято 79 шведских монет-плит1652-1659 гг. достоинством в 1, 4 и 8 далеров. Несколько лет тому назад наберегах Таймырского полуострова и на острове Фаддея была собрана сохранившаясяв неприкосновенности более трехсот лет денежная казна попавших в беду ипогибших отважных русских мореходов начала XVII в. В 1955 г. в Историческиймузей в Москве поступили при посредстве Брянского музея 13 древнейших русскихмонет - сребренников - начала XI в. Их добыли, организовав самодеятельные«раскопки» курганного могильника, учащиеся школы с. Митьковка. Нужно низкопоклониться заведывавшему сельским клубом А. В. Мацуеву, который собрал монетыи передал в музей: он сохранил для науки драгоценный комплекс памятниковрусской истории. По своему научному значению такие находки так же важны, какнастоящие клады.

Сколько же неведомых кладов погребено навеки? Только редкая,счастливая случайность иногда открывает древнее сокровище, и клад превращаетсяв находку.
Немало было во все времена и кладоискателей. Успешнозанимался этим, например, Иван Грозный, отыскавший в 1547 г. «казну древнююсокровенну» в тайнике Софийского собора в Новгороде. Украинские летописи XVIIв, засвидетельствовали заслуживающие доверия, а иногда не вызывающие никакихсомнений, случаи успешных поисков богатых сокровищ: гетман Иван Выговскийоткопал казну Богдана Хмельницкого, а Мазепа отыскал сокровища, захороненныеСамойловичем; во дворе Семена Палея после его ареста выкопали кувшины с пятьютысячами талеров.

Случаи находок богатых кладов способны поражать воображение,а порою доводить его даже до болезненного состояния. Увлечениекладоискательством иногда приобретало маниакальный характер, а любители легкойнаживы превращали его в доходную статью, сбывая легковерным людям сфабрикованные«древние» записи о скрытых кладах, планы, заговоры, позволяющие преодолетьколдовские чары, и т. д. Подобные документы XVII-XIX вв. известны. Молодомуцарю Петру I немало огорчений приносило кладоискательское увлечение одной изего сестер-царевен, вокруг которой постоянно шныряли со своим «товаром» разныетемные личности, и царь время от времени круто расправлялся с ними.

Поразительным образцом легковерия являются раскопки,проводившиеся на территории старинной турецкой крепости в г. Тамани в 1837 г.местным военным начальством. Единственным поводом для них послужили «вещие сны»одного казака, которого несколько раз навещали то святой Николай, то самабогородица, наставляя - как найти место захоронения сокровищ какого-тофантастического князя.

Во все минувшие времена людей скромного достатка былонеизмеримо больше, чем богачей. Поэтому и небольшие клады находили, находят ибудут находить неизмеримо чаще, чем богатые сокровища. Разумеется, множествооткрытых кладов сразу же уничтожалось, попадая в тигель литейщика. Гибнутклады, к сожалению, и теперь, вопреки закону, охраняющему эти принадлежащиегосударству ценные для исторической науки памятники. Ведь каждый клад,объединяя в себе различные монеты, находившиеся в обращении в определенное время,после того как они опознаны и определены, - это как бы моментальный снимокдревнего денежного обращения, древней экономики, сделанный в день сокрытияэтого клада. В этом, прежде всего, и заключается истинная, непреходящаяценность клада. В руках ученых, вооруженных современной методикой исследованиядревних монет клад становится первоклассным историческим источником.Материальная же стоимость подавляющего большинства кладов, состоящих изсеребряных или медных мокнет, совершенно ничтожна. Музей всегда "выдастнаходчику вознаграждение, превосходящее эту материальную ценность.

Часть монет из кладов обычно сохраняется благодаряврожденной любознательности людей - монеты оставляют «на память», а клады какценные исторические комплексы гибнут безвозвратно. Так например, Эрмитажполучил сообщение, что в 1959 г. в Смоленске был найден многопудовый кладмедной монеты царя Алексея Михайловича, в котором вместе с медными копейками находилисьи крупные монеты. Находчик поспешил продать клад заготовителям утиля, и монетыушли в вагранку медеплавильного завода. Между тем вполне вероятно, что в кладемогли находиться такие редкости, как медные полтинники 1654 г. и даже некоторыевиды монет Алексея Михайловича, известные до сих пор только по упоминаниям вего указах...

Даже в тех случаях, когда клад попадает в музей, обычновыясняется, что часть монет уже разобрана разными лицами; между тем иногдаприсутствие одной только монеты в кладе существенным образом может изменить егозначение. Клады, поступившие в музей целиком, - очень редкое явление и наиболееценный материал для изучения.

Следует еще отметить, что находчики кладов обычно не придаютникакого значения кубышкам и сосудам от кладов и бросают или разбивают их, неподозревая, что для музея они всегда особенно интересны даже в обломках, таккак клад - это одна из редких возможностей точно датировать типы стариннойкерамики, что для археологии имеет очень большое значение. Разумеется, длямузеев важны и любые другие вместилища. Бывали находки кладов в стеклянных, металлическихи деревянных сосудах, в выдолбленных колодах, в берестяных туесках и просто вобертке из ткани или кожи, в рукавице и даже в коровьих рогах. Особенно большойинтерес могут представлять также и любые предметы, оказавшиеся в кладе вместе смонетами - различные изделия, гирьки, бусины, слитки и обломки металла, равнокак и обломки или обрезки самих монет.

И.Г.Спасский. "Русская монетная система"


Вернуться в «Нумизматика»