Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

К знатокам Древних Народов...

Обсуждение тем, не касающихся прямым образом главных разделов и тем форума ... Флудите на здоровье Друзья
Аватара пользователя
Vik
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 1077
Стаж: 9 лет 11 месяцев
Имя: Виктор
Местонахождение: Aksu
Благодарил (а): 1128 раз
Поблагодарили: 805 раз

Сообщение

Люди и сами с удовольствием сочиняют мифы. Когда я участвовал в раскопках курганов под манычскую рисовую систему в начале 70-х годов, не смотря на то что от населения ничего не скрывали и обо всех находках рассказывали, местные жители насочиняли столько баек о том сколько мы накопали золота, что эти сказки до сих пор мне же и рассказывают. laughter
Потерять можно только жизнь! Всё остальное можно найти и перепрятать.


Аватара пользователя
Vik
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 1077
Стаж: 9 лет 11 месяцев
Имя: Виктор
Местонахождение: Aksu
Благодарил (а): 1128 раз
Поблагодарили: 805 раз

Сообщение

Тем кто надеется разбогатеть раскапывая древние могилы, я скажу что они быстрее найдут золото в собственном унитазе, чем в кургане.
Потерять можно только жизнь! Всё остальное можно найти и перепрятать.
Аватара пользователя
Scull
Старожил
Старожил
Сообщений: 500
Стаж: 7 лет 2 месяца
Имя: Сергей
Благодарил (а): 287 раз
Поблагодарили: 876 раз

Сообщение

Vik писал(а): они быстрее найдут золото в собственном унитазе, чем в кургане.
так точно!
crazy
Аватара пользователя
Вентиль
Старожил
Старожил
Сообщений: 980
Стаж: 8 лет 8 месяцев
Имя: Виталий
Местонахождение: Україна
Благодарил (а): 1348 раз
Поблагодарили: 1230 раз

Сообщение

Интересная тема, нужно будет ещё порыть, мож найду чего? Как и обещал - мини-отчёт.
Находок О(ноль). Зато как-бы прикаснулся к истории, потому что где-то читал, что растительность на кургане практически не меняется с момента его постройки (не знаю насколько это правда). То есть там растут те травы, что и около двух тысяч лет назад. Сам курган изрыт лисьими норами, новых не стал фотографировать, так как боялся потревожить обитателей. Пару кусочков керамики всё-же нашёл, но не относящихся к тому периоду, почти современных. Обходил много и ничего окромя с/х металла не поднял. Вокруг самого кургана было много следов бродившего до меня и незарытых ям, будто свинья прошлась а не человек, по возможности зарывал, убил-бы гада!
Всем пока!
Вложения
На подходе
На подходе
К знатокам Древних Народов... - KIMG0062.jpg
Вид с вершины
Вид с вершины
Кто-то знает название цветов? Может полевая гвоздика?
Кто-то знает название цветов? Может полевая гвоздика?
К знатокам Древних Народов... - KIMG0068.jpg
Череп бывшего (бывшей) обитателя кургана.
Череп бывшего (бывшей) обитателя кургана.
К знатокам Древних Народов... - KIMG0076.jpg
К знатокам Древних Народов... - KIMG0077.jpg
К знатокам Древних Народов... - KIMG0498.jpg
К знатокам Древних Народов... - KIMG0499.jpg
Изображение
Аватара пользователя
Вентиль
Старожил
Старожил
Сообщений: 980
Стаж: 8 лет 8 месяцев
Имя: Виталий
Местонахождение: Україна
Благодарил (а): 1348 раз
Поблагодарили: 1230 раз

Сообщение

Кропаю понемногу в Интернете информацию, просто ради своего интереса. ССыло на сайты простите кидать не буду. Мож кто что-то найдёт - тоже кидайте, почитаем, пообсуждаем. Если есть возможность, сделать и скинуть тоже сюда фото тех курганов, что вдруг встретятся лично Вам.

"Все ранние селища принадлежат простейшему мысовому типу. Сооружались они на возвышенных мысах при слиянии рек или соединении оврагов. С тыльной стороны селища защищались валом и рвом.Захоронения располагались как правило на востоке,на расстоянии порядка 200 и более метров от окраины селища,в зависимости от масштабности поселения."

"Так что же такое курган?
Для ответа обратимся к словарям и проанализируем некоторые наиболее распространённые определения.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона рассказывает следующее:
Курганы – куполовидные могильные холмы доисторических времен, рассеянные в южной и юго-западной России, Сибири и Средней Азии; весьма часто заключают бронзовые, золотые и серебряные сосуды и украшения.
При всём уважении к старинному изданию, здесь мало с чем можно согласиться. Во-первых, в верхнем течении Западной Двины, Днепра, Волги, Ловати, в бассейне реки Великой и Псковского озера обнаружены захоронения кривичей которые отличаются от прочих своей удлинённой (валообразной) формой. По своей форме они и получили название – длинные курганы. Следовательно, куполовидность, которую словарь Брокгауза и Ефрона выделяет в определение уже не есть единственно возможная форма, то есть отличительный признак.
Следующая часть определения относит курганы к доисторическим временам, однако XIV век, к которому принадлежат поздние курганные захоронения трудно назвать доисторическим.
Ну и наконец, определение ареала курганов в южной и юго-западной России, Сибири и Средней Азии также несостоятельно, так как курганы встречаются на всех континентах кроме Австралии и Антарктиды.
Действительно, в курганах часто находят клады, хотя и не всегда. Интереснее фраза, которая собственно и раскрывает суть понятия. Итак, курганы – могильные холмы. В общем-то не вызывает сомнений, но вот какое определение приводится в толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова:
Курган – (от турецкого (! - В.) kurgan – крепость) бугор над древней могилой, могильник; холм, небольшая горка.
И далее там же:
Сторожевой курган – высокая земляная насыпь в древней Руси для пограничного надзора.
Логично предположить, что могильный холм, с которого открывался хороший обзор, а личность погребённого под ним была забыта, мог использоваться для устройства на нём пограничного поста. Но почему Ушаков выводит слово «курган» от турецкого «крепость»?
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля приводит такое толкование слова:
Курган – (от татарского) холм, горка; насыпной холм, древняя могила, могилища; ледяная гора, носящаяся по морю; металлический кувшин, с носиком, ручкою и крышкою, кубган, кунган, с татарского правильнее кумган; бакалдина с водою.
Итак, уже, помимо турецкого, появляется татарское слово, а количество значений сильно увеличивается.
Популярный Этимологический Словарь приводит более короткое определение, в котором погребение не упоминается вовсе:
Курган – холм, а также кувшин, заимствовано из тюркских языков, где имело значение «крепость».
Отнесение слова к тюркским языкам вообще кажется более уместным, чем конкретно к турецкому или татарскому.
В определении Даля появляется словосочетание «насыпной холм». Если принять слово «насыпной» тождественным в данном случае слову «рукотворный», что напрашивается само собой, то и с данным определением нельзя согласиться в полной мере, ведь к курганам относят и занесённые землёй могильные сооружения.
Интересно проследить связь кургана как могилы с прочими составными частями определения этого слова по Далю.
Ледяная гора, носящаяся по морю, то есть айсберг, скорее всего, получила название «курган» по аналогии со степными курганами, как возвышенностями на относительно ровной поверхности.
Любопытно упоминание металлического сосуда, по описанию очень напоминающего чайник. О связи его с могильным холмом, породившей сходные названия, можно только предполагать. То ли это из-за того, что оба они являются закрытыми вместилищами чего-либо – могила закрывает землёй покойного, а чайник хранит в своём чреве закрытую крышкой воду; то ли прах умершего после кремации помещался в похожий сосуд перед помещением его под земляную насыпь.
Непонятным остаётся упоминание Далем помимо всего прочего кургана как бакалдины с водою.
По тому же Далю бакалдина – (восточно-рязанское и пензенское) глухой заливец или ковш; поемная яма, колдобина, кутлубоина; ямина, которая наливается водой по весне и остается как бы озерком; глубокая зажора по дороге в распутицу.
Единственное что приходит на ум по этому поводу – всё то же объединение по принципу вместилища чего-либо, однако, конечно, претендовать на истинность суждений здесь не приходится.
Но вернёмся к происхождению слова «курган».
М.Э. Аджиев, доцент географического факультета МГУ, сообщает:
«На русском языке слово "курган", как пишет крупнейший топонимик Э.М. Мурзаев, прежде означало "граница", "межа". Почему? Потому что в первую очередь курганы отличали тюркские земли. За курганами начиналась чужая земля».
Если вспомнить сторожевой курган из словаря Ушакова, то заявление выглядит вполне логично. Однако если всё же вдуматься, то появляются большие вопросы. Допустим для русских курган это граница. Тогда почему для турок это крепость?
Ничего ли не путает Аджиев? – Русские издревле хоронили своих вождей в высоких курганах. Именно высокие курганы, а не низкие холмики были пригодны для организации на них сторожевых постов. До принятия христианства на Руси такое вообще вряд ли было возможно, поскольку захоронения предков священны. Соответственно русское отождествление кургана с постом или границей сравнительно позднее, либо относится к чужим, то есть именно тюркским курганам, а не к курганам вообще.
Кто же от кого что заимствовал?
Ответ на этот вопрос в некоторой степени даёт академик Ю.А. Шилов. По его авторитетному мнению, слово «курган» происходит вовсе не от тюркских языков, а от шумерского «кур-ан» и «кур-галь» - «гора неба» и «гора великая» соответственно.
Шилов пишет:
«Курганный обряд впервые был развит в Северном Причерноморье IV-II тыс.д.н.э. племенами араттов и ариев – оставивших после себя такие археологические культуры как Триполье (усатовский вариант), Средний Стог, ямную, катакомбную, срубную и др. Условные названия трех последних культур происходят от основных конструкций подкурганных могил».
Подводя итог всему сказанному, приведу статью А. Л. Монгайта из Большой Советской Энциклопедии, посвящённую курганам:
Курган – насыпь над древней (? – В.) могилой, иногда – занесённый землёй развал многообразных погребальных сооружений (деревянных, каменных или земляных). Древнейшие курганы появились в позднем неолите и энеолите (IV - III тыс. до н. э.) в каспийско-черноморских степях (курганы древнеямной культуры), в Предкавказье (курганы майкопской культуры) и Закавказье. Во 2-й половине III тыс. до н. э. курганы распространились в Малой Азии, на Балканах, в Центральной Европе. Позднее курганы получили распространение на всех континентах (кроме Австралии). В Восточной и Северной Европе и Центральной Азии курганы сооружали до позднего средневековья. Курганы обычно полушаровидной формы, но иногда имеют овальное или прямоугольное основание. Размеры курганов различны: высота от 0,3 - 0,6 м. при диаметре 3 - 4 м. до 20 и более метров высота при диаметре свыше 100 м. Т. н. длинные курганы имеют вид вытянутых насыпей, выраставших по мере захоронения умерших членов одного родового коллектива. Курганы насыпали и над вырытыми в земле могилами, и над захоронениями, произведёнными на поверхности земли. Могилы под курганами имеют различное устройство: склепы, катакомбы, деревянные срубы и т. п. Под насыпью, кроме могил, бывают дополнительные сооружения – оградки из камней, каменные, кирпичные или глинобитные стены и своды. При обряде трупосожжения умерших сжигали или на месте насыпки кургана, или в другом месте, а под курганом хоронили сожжённый прах. Известны курганы, насыпанные над большими родовыми кладбищами с расположением могил концентрическими кругами, рядами и т. д. Кроме основных погребений, в насыпях встречаются т. н. впускные захоронения, произведённые позднее. Иногда каждое последующее захоронение сопровождалось подсыпкой земли, увеличивавшей высоту кургана. В насыпях курганов находят остатки тризны (поминок): угли от костра, кости животных, посуду и т. д. Почти всегда в могилу помещали различную утварь, пищу, оружие, а у некоторых народов тут же или в особых помещениях под насыпью хоронили коней, рабов и жён покойного. Курганы бывают одиночными, но чаще расположены группами, иногда включающими до 3000 насыпей (например, Гнёздовские курганы). С ростом имущественного расслоения увеличивалась разница между богатыми и бедными погребениями. Особенно отличаются своими размерами и богатством курганы племенных вождей середины и конца I тыс. до н. э. в степях Европейской части СССР (у скифов, меотов), Южной Сибири и Монголии. На Руси у городского населения обычай захоронения в курганы прекратился с введением христианства, однако сельское население продолжало хоронить умерших по старому, языческому обряду до XIV в."

"Читал я не раз отчеты архов об исследовании курганов и близлежащей месности в средней полосе- без слез читать невозможно.
Бедно тогда люди жили. И на местах поселений того времени хабар крайне скуден и неинтересен."

"На каком расстоянии от курганов должно находиться поселение тех времён?
Обычно не дальше 1-1,5 км. Курганы чаще всего были на высоком берегу, а ближайшее понижение берега - селище."

"Наиболее древние курганы насыпаны в энеолите; они обычно сильно распаханы или расплылись, представляя собой низкую лепешку большого диаметра. Курганы железного века, напротив, напоминают крутые полушария. Среди курганов нередки насыпи больших размеров, например сибирский курган Салбык , скифский курган Солоха , некогда окруженные оградой из поставленных вертикально каменных плит. Скифские курганы скорее напоминают конус, так как у них одна половина сильно выдута ветром. Сарматские курганы очень плоские. Среди курганов железного века встречаются также низкие и вытянутые, например длинные курганы Запада и Северо-Запада России. Другие имеют плоскую вершину. Есть курганы и с исчезнувшей насыпью, которые можно обнаружить по сохранившемуся кольцу камней, некогда окружавших могильный холм . Подобные кольца из валунов встречаются и вокруг сохранившихся насыпей. Ряд курганов, особенно сибирских, отмечен кольцом из узких вертикально поставленных каменных плит. Античные курганы часто имеют крепиду, т. е. каменную облицовку нижней части кургана, которая должна была предохранять его от оплывания. Курганные насыпи различны и по материалу. В восточно-европейской части СССР встречаются земляные курганные насыпи, в Сибири и на Кавказе насыпь часто сооружена из камней. Некоторые курганы считают сторожевыми, т. е. игравшими роль наблюдательных вышек. Подобное использование ранее существовавших насыпей возможно, но оно не меняет значение кургана как погребального памятника1.
Главным признаком кургана является правильность его формы. Обычно курган в плане округлый, хотя бывают четырехугольные и удлиненные. Эта форма, видимо, определялась заранее, а земля, нужная для возведения насыпи, бралась недалеко от площади, намеченной для сооружения кургана. Многие курганы окружены ритуальными ровиками, наличие которых может быть критерием при определении погребального значения насыпи. Эти ровики незамкнуты; они облегчали восхождение на курган при его сооружении и при совершении на нем обрядов. Это так называемые перемычки, которых около кургана бывает несколько. Чем больше курган, тем глубже и шире ровик. Ровиков также может быть несколько, в этом случае они расположены радиально. Впрочем, ровики характерны не для всех эпох и стран. Например, курганы Сибири ровиков не имеют.
Расположение курганных групп не подчинено какой-нибудь строгой закономерности. Оно обычно зависит от местоположения того поселения, которое насыпало данную курганную группу. Курганы могут находиться как вплотную к озерам и рекам, в их пойме, так и далеко от них, на водоразделах. Но все же часто курганы эпохи бронзы расположены на водоразделах, сарматские курганы — вдоль рек, курганы древнерусских крестьян — на первой надпойменной террасе. Нередко курганы вытянуты цепочкой вдоль древних дорог.
При поисках курганов основным их признаком является рельефность. Округлые холмики курганов бросаются в глаза даже неархеологу. Но довольно часто эти насыпи настолько распаханы, что их трудно заметить.В таком случае, как уже говорилось выше, хорошие результаты дает обозрение местности против солнца, когда становятся заметны силуэты распаханных насыпей. Распаханную насыпь можно определить и по растительности, которая более густа в ровике, так как в нем образовался мощный слой перегноя, сползшего с насыпи, когда она была еще целой. В этом слое лучше всего сохраняется влага. Вследствие этого густая растительность располагается кольцом и окаймляет распаханный курган.
Иногда курганы распаханы настолько, что затронуто погребение. Если курган содержал трупосожжение, такая распаханная насыпь выделяется на пашне серым зольным пятном, в котором встречаются различные вещи из погребального инвентаря и черепки разбитых сосудов. Доследование подобных курганов дает интересные результаты.
Разведки курганов предполагают опрос местного населения. Без сведений, полученных от местного населения, курганы иногда найти не удается, особенно если они расположены в лесу. При сборе этих сведений надо иметь в виду, что в разных районах СССР местное население называет курганы по-разному. На верхней Волге их называют «паны» или «панки», на Средней Волге это «мары» , на Смоленщине — «волотовки» , в Белоруссии — капцы , на Северо-Западе — «сопки» , под Москвой — «холмы», в Сибири — «бугры», во многих других местах — французские, татарские, калмыцкие, турецкие, литовские и иные могилы."

"Скіфські кургани IV ст. до н.е. по висоті умовно можна розділити на шість категорій, в яких, безумовно, знайшла своє відображення соціальна ієрархія скіфського суспільства(див. статтю «Скіфи: походження і релігія»). Кургани заввишки до 1 м належать скіфам-общинникам, заввишки 1,5-3 м - заможним скіфам, заввишки 3-5 м - родовим старійшинам, заввишки 5-7,5 м - скіфським монархам (правителям областей), заввишки 7,5-11 м - вищій скіфській аристократії, заввишки 14-21 м - скіфським царям і членам царської родини. Коли вмирав рядовий скіф, то небіжчика возили лише до рідних і близьких, кожний з яких влаштовував поминання. Цей обряд тривав 40 днів, після чого відбувалися похорони. Кургани рядових скіфів - невеликі горбики, усередині яких виритий колодязь з катакомбою-нішею для небіжчика. Покладене з ним майно зазвичай складалося із зброї: лука, сагайдака із стрілами, списа, дротика і меча. У могилу воїнів-чоловіків обов'язково клали великий набір зброї: залізні мечі, прикрашені золотом, списи, лук із стрілами в спеціальному футлярі (гориті), бронзові панцирі, пояси, шоломи. Частина предметів, знайдених в похованнях скіфських царів і знаті, зроблена самими скіфами, але більшість з них виготовлені грецькими майстрами із міст-колоній в Північному Причорномор'ї, Криму, і навіть в Малій Азії.
Після смерті царя рили велику чотирикутну могилу, а небіжчика бальзамували - витягували нутрощі, заповнювали порожнечі ароматичними травами і намазували труп воском. Померлого царя на траурній колісниці возили по всіх підвладних племенах, а скіфи на знак трауру відрізували собі частину вуха, роздряпували рот, ніс, протикали стрілами ліву руку. Після похоронів над могилою насипали курган, прагнучи зробити його якомога вище.
Скіфи вірили в замогильне життя, тому разом із царем ховали одну з його дружин, виночерпія, кухаря, конюха, слугу, вісника, коней, добірну худобу і заривали золоті судини. Через рік навколо кургану розставляли 50 чучел з княжих коней і прикріплювали до них вбитих слуг. Найскладніше йде справа з пошуком поховань скіфських жерців. Цілком можливо, що у останніх, на відміну від загальноприйнятого (підкурганного), існував інший спосіб поховання. Наприклад, наземний або надземний. Є також припущення про те, що жерців в звичайному одязі ховали окремо, а предмети культу закопували в інших місцях. Не виключено, що жрецьким було одне з поховань в Олександропольському кургані, де у крепіді була влаштована спеціальна кам'яна огорожа, усередині якої знаходилися різні предмети культового призначення, зокрема широко відомі навершшя із зображенням крилатого жіночого божества. На Нікопольщині в одному із скіфських курганів (Соболева Могила) у 1991 р. було виявлено чоловіче поховання з веретеном, яке могло належати енерею (анарею) - одному з могутніх жерців культу Афродіти-Аргимпаси".

.
Изображение
Аватара пользователя
IHHA
Почетный Ветеран
Почетный Ветеран
Сообщений: 3066
Стаж: 11 лет 11 месяцев
Имя: Инна
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 2247 раз
Поблагодарили: 3126 раз
День рождения

Сообщение

В телефоне не могу скопировать часть текста, где говорится о том, что с исчезновением язычества городские жители перестали хоронить в курганах, в отличие от сельских. Не помню где видела христианское кладбище, расположенное на кургане.
Люди - они как книги: буквы одни и те же, но содержание разное.
Аватара пользователя
Вентиль
Старожил
Старожил
Сообщений: 980
Стаж: 8 лет 8 месяцев
Имя: Виталий
Местонахождение: Україна
Благодарил (а): 1348 раз
Поблагодарили: 1230 раз

Сообщение

У нас тоже есть не одно сельское кладбище, расположенное вокруг и на кургане. Ради интереса, когда были недалеко от одного из них по работе, ходил, смотрел, какое-то было ощущение, вроде потери ориентации в пространстве. И вообще - на кургане хорошо просто посидеть, подумать, как-то иначе получается, глубже что-ли?
Изображение
Аватара пользователя
IHHA
Почетный Ветеран
Почетный Ветеран
Сообщений: 3066
Стаж: 11 лет 11 месяцев
Имя: Инна
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 2247 раз
Поблагодарили: 3126 раз
День рождения

Сообщение

А мы как-то поднимались на один курган, чтобы осмотреть местность. (Кстати, видели на нем ямку примерно по колено.) Оттуда нас прогнали какие-то злые, больно жалящие насекомые, до самой машины преследовали.
Люди - они как книги: буквы одни и те же, но содержание разное.
Аватара пользователя
prizrakkk
Старожил
Старожил
Сообщений: 805
Стаж: 8 лет 7 месяцев
Имя: александр
Местонахождение: Россия
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 642 раза

Сообщение

IHHA, ибо не фиг по костям ходить _rtfm_ #star# :lol:
ЖИЗНЬ НУЖНО ПРОЖИТЬ ТАК !!!!!!!! ЧТОБ ТАМ НА ВЕРХУ СКАЗАЛИ АНУКА ПОВТОРИ!!!!!!!!!
Аватара пользователя
prizrakkk
Старожил
Старожил
Сообщений: 805
Стаж: 8 лет 7 месяцев
Имя: александр
Местонахождение: Россия
Благодарил (а): 127 раз
Поблагодарили: 642 раза

Сообщение

Вентиль, статья очень интересная но.... Зачем было под конец на украинский переходить smile103
ЖИЗНЬ НУЖНО ПРОЖИТЬ ТАК !!!!!!!! ЧТОБ ТАМ НА ВЕРХУ СКАЗАЛИ АНУКА ПОВТОРИ!!!!!!!!!

Вернуться в «Флуд»