Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

О станице Каменской, каменцах, Донце и соседях

Аватара пользователя
Ксена
Старожил
Старожил
Сообщений: 561
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 15
Имя: Ксена
Местонахождение: К-61
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 73 раза

#1

О станице Каменской, каменцах, Донце и соседях

"...В станице Каменской я нашел полный порядок. Гарнизон представился мне в отличном виде. Вновь формируемый Каменский полк отлично выправлен и выглядит молодецки. С такими людьми как в нем, мы скоро очистим все войско от красногвардейских разбойничьих банд. За образцовый порядок в станице от лица Всевеликого Войска Донского приношу мою благодарность Окружному Атаману Краснянскому. Сердечно тронут теплою встречею, сделанною мне гражданками, стариками и молодежью этой станицы. Бог в помощь Вам, славные казачки и казаки Донецкого округа, смело на работу по очищению войска от разбойников, смело на работу и в свои зеленеющие нивы..."

[Атаман Всевеликого Войска Донского, генерал П.Н.Краснов, 22 мая 1918 года].
Мой гарант в продажах: Admin icon_cool


Аватара пользователя
Ксена
Старожил
Старожил
Сообщений: 561
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 15
Имя: Ксена
Местонахождение: К-61
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 73 раза

#2

"... В низовьях Волги и Дона, в Крыму были поставлены главные татарские города - ханские ставки. Татары приняли магометанскую веру. Они строили мечети, развалины этих мечетей сохранились во многих местах Донской области. Но особенно замечательны развалины кирпичных мечетей близ Глазуновской станицы Усть-Медведицкого округа и в юрту Каменской станицы Донецкого округа..."

П.Н.Краснов "Картины былого Тихого Дона".
Мой гарант в продажах: Admin icon_cool
Аватара пользователя
Ксена
Старожил
Старожил
Сообщений: 561
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 15
Имя: Ксена
Местонахождение: К-61
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 73 раза

#3

"...К Дону и вдоль него местами были проложены проездные дороги. Дороги эти назывались военно-дозорными. Одна из таких дорог лежала на левой, ногайской стороне Донца. Она входила в казачью землю выше р. Деркула, а затем шла на реку Глубокую, Калитвенец, к Сокольим горам..."

П.Н.Краснов "Картины былого Тихого Дона".
Мой гарант в продажах: Admin icon_cool
Аватара пользователя
Ксена
Старожил
Старожил
Сообщений: 561
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 15
Имя: Ксена
Местонахождение: К-61
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 73 раза

#4

..."Из урочищ, расположенных на этом пути, в Книге Большого Чертежа, составленной в XVI в., отмечены казаками следующие, с Крымской стороны, с расстояниями, измеренными на конский шаг: Шабалинский перевоз, Святые горы, р. Бахмутовка, два Белых кладезя, р. Лугань, Малый Луганчик, Сизые горы (против нынешнего хут. Сизова Луганской станицы), Каменная река и Каменка речка (впадающие в Донец близ нынешних ст. Гундоровской и Каменской), Лихой кладезь (р. Лихая), впадающий в Донец под Гребенными горами, Татарский перевоз (где ныне Усть-Белокалитвенская станица), р. Кундрючья и др; С Ногайской стороны: р.р. Айдар, Деркул, Митякин кладезь (где ныне Митякинская ст.), Вишневецкий кладезь (существующий и ныне, в вершине балки Вишневецкой юрта Каменской ст.), р. Глубокая, р. Калитвенец, Дядин кладезь, против которого на Крымской стороне Хорошие горы, р. Белая Калитва, против которой — Гребенные горы, Ниже-Сокольи горы, с Ногайской стороны, р. Быстрая и др. А от р. Калитвы до Сокольих гор верст 15. А от Сокольих гор с Белагограда станичники кладут "доездныя памяти"...

„Доездныя памяти”— небольшие, около вершка, деревянные, с особым нарезом, "жеребки", раскалываемые пополам, вдоль; одна половина зарывается в. условленном месте. чаще на кургане, другая доезжачим берется с собой. Очередной доезжачий должен разыскать зарытую "память" и принести для сличения с другой частью, оставив там новую. Непривезший в стан "память" считался невыполнившим поручение начальника караула.

Евграф Савельев "История Дона и Донского казачества".
Мой гарант в продажах: Admin icon_cool
Аватара пользователя
Ксена
Старожил
Старожил
Сообщений: 561
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 15
Имя: Ксена
Местонахождение: К-61
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 73 раза

#5

О Каменских церквях

В Каменском городке храмовое сооружение появилось, вероятно, в первой четверти ХVIII века. Это была часовня. В 1740 г. построили деревянную Покровскую церковь, когда станица обосновалась на третьем по счету месте на речке Глубокой. В 1745 г. церковь, да вся станица сгорела. Каменцы перебрались на левый берег Сев. Донца (теперь Старая Станица). На прежнем месте позже вырос хутор Погорелов.

22 марта 1747 г в станице заложили деревянную Покровскую церковь, которую освятили в 1748 г. Простояв более 30 лет храм обветшал и стал тесным. 11 июля 1780 г. заложили каменную церковь в то же наименование с приделами во имя св. Николая Чудотворца и в честь Вознесения Господня. Освятили 18 июля 1792 г.

Когда Каменская переселилась на нынешнее место, в 1829 году сюда перенесли Покровскую церковь. В храме имелись Октоих 1692 г, Триодь 1707 г., потир серебряный, изготовленный в 1770 г.

В 1838 г. сооружена бесприходная кладбищенская Алексеевская церковь на средства вдовы войскового старшины Алексея Васильевича Машлыкина Натальи Васильевны (дочери бывшего войскового атамана В.П. Орлова).

В 1885-1886 гг. на станичной площади возвели величественный Христорождественский храм с приделами Благовещения Пресвятой Богородицы и Сретения Господня. В 1899 гг. устроена каменная Александро-Невская церковь при окружной тюрьме.

В 1861 г. открыт молитвенный дом в хуторе Пиховкине, позже преобразованный в Митрофановскую церковь. В 1888 г. в хуторе Иванкове начала благовестить Патилеймоновская церковь. 13 февраля 1892 г. освящена церковь в честь Пресвятой Троицы в хуторе Волченском.

1 мая 1885 г. сход обеих частей хутора Волченского принял решение ходатайствовать о постройке в хуторе храма во имя Святой Троицы и через несколко дней командировал в Новочеркасск к архиепископу Митрофану своих уполномоченных подполковника Анисима Максимовича Еремина и урядника Прокофия Андреевича Курилкина.

Разрешение было получено. В присутствии каменского благочинного Алексея Милютина и заседателя Донецкого Округа титулярного советника Иосифа Косоногова было выбрано место для сооружения храма. Начался сбор денег, но шел медленно из-за повсеместного неурожая хлебов в 1885-1886 гг. Всеже церковь начали строить.

Возвели ее в ноябре 1891 г. 13 февраля 1892 г. благочинный и первый хуторской священник Михаил Иванов освятили новый храм во славу Пресвятые Троицы.

В составленной тогда описи указывалось, что построена церковь из дикого камня и отделана из кирпича, имеющего вид креста. Покрыта была вместе с колокольней листовым железом. Кресты – железновызолоченные. Престол деревянный, липовый. Иконостас деревянный, двухярусный. На куполе внутри храма были изображения Бога-отца и семи архангелов. Между окнами изображение восьми апостолов.

[Здесь не упоминаются каменские церкви хуторов Астахова (Крестовоздвиженская) и Ст.Станицы (Николая Чудотворца), еще не упоминают о строительстве в станице Петро-Павловской приходской церкви].
Мой гарант в продажах: Admin icon_cool
Аватара пользователя
Ксена
Старожил
Старожил
Сообщений: 561
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 15
Имя: Ксена
Местонахождение: К-61
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 73 раза

#6

Приходский священник был заметной фигурой в станичном обществе. Многие из них оставили о себе добрые воспоминания.

25 мая 1915 г. скончался протоиерей церкви хутора Иванкова Каменского благочиния Михаил Матвеевич Матвеев, родившийся в 1840 г. в семье псаломщика станицы Акищевской. Учился в духовном училище станицы Зотовской, в Воронежской семинарии. С 1864 г. служил священником, сперва в станице Луганской, а затем более 50 лет, начиная с 1866 г., в приходе хутора Пиховкина.

В 1898 г., по его инициативе, построили храм в хуторе Иванкове, при ж.д. станции Глубокая, куда и перешел Матвеев.

Известен и такой пример: 51 год служил в церкви станицы Калитвенской протоиерей Алексей Филиппович Милютин.

И эти, и многие другие приходские священники были настоящими подвижниками, совершавшими духовный подвиг скромно и незаметно. Во всякое время года, днем и ночью, во всякую погоду священник должен быть готовым для требопроявлений, независимо от состояния здоровья. Хворать ему не положено.Он должен знать всех живших в приходе, воспитывать их в правилах христианской нравственности. Должен иметь медицинские знания и аптечку, оказывать нуждающимся медицинскую помощь.

Вместе с тем, жалования у священнослужителей фактически не было, происходило «собирание доброхотных даяний», «руги» – хлебом, пшеницей, рожью и проч.

До 1909 г. сельские церкви не имели отопления. И в зимний холод священник правил в храме службу при любой температуре.

С начала Х1Х века сельское духовенство начали наделять землей. Предписывалось отводить на каждую церковь от 33 до 99 десятин земли. Однако зачастую станичными обществами это условие не исполнялось.

В 1860-е гг. духовенство Покровской церкви станицы Каменской жаловалось епархиальному начальству, что положенные клиру земельные участки не выделяются. Сенокосом духовенство не пользуется. Приходится покупать сено у своих прихожан. От всего этого скудость, постоянная нехватка средств на содержание семьи.
Мой гарант в продажах: Admin icon_cool
Аватара пользователя
Ксена
Старожил
Старожил
Сообщений: 561
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 15
Имя: Ксена
Местонахождение: К-61
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 73 раза

#7

Во всем Донецком округе почти не было сектантов. Только в слободе Скасырской – скопцы, в пос. Глубоком – иоанниты. В 1901 г. в Донецком Округе насчитывалось православных 488859 человек, старообрядцев – 11725 человек. В нижнем течении реки Белая Калитва возникли две старообрядческие пустыньки, в которых скрывались 35 мужчин и женщин. Старообрядчество не получило широкого распространения в Донецком Округе. Лишь известно, что 28 января 1909 г. в станице Усть-Белокалитвенской было торжественное освящение молитвенного дома. В юрте станице проживали тогда до 7 тысяч староверцев поморского толка.
Мой гарант в продажах: Admin icon_cool
Аватара пользователя
Ксена
Старожил
Старожил
Сообщений: 561
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 15
Имя: Ксена
Местонахождение: К-61
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 73 раза

#8

Иван Донецкий
«Жители станицы Каменской и подчиненных ей хуторов, казаки, занимаются почти исключительно земледелием. Живут они в небольших домиках (куренях), крытых соломой. Дворы огорожены плетнями и камышом». 26Такими строками начиналась корреспонденция из Каменской станицы» Н. Антонова в «Донских областных ведомостях» (1875. № 84).

В то время, действительно, многие жилища каменцев имели весьма непрезентабельный вид. В станице было 653 деревянных и только один частный каменный дом. Еще было два каменных здания с присутственными местами.
Деревянные строения были пожаронестойкими. Маленькая искра и …
Каменская полностью сгорела в 1745 г. Уже на новом месте, на правом берегу Сев. Донца, она горела в 1867, 1875 и 1882 годах.
Подобное происходило и в других станицах округа. Полыхали пожары в Вешенской в 1875 и 1882 гг., в Еланской в 1869 и 1881 гг. В Калитвенской в 1881 г. выгорело 100 дворов, в 1885 г. – 46 дворов. В Луганской большая часть станицы сгорела в 1827 г. Значительные пожары в Мигулинской случились в 1862 и 1878 гг. Конечно, станичники старались принимать меры предосторожности. Но пожарный обоз и каланча в Каменской появились лишь в 1893 г.
Несмотря на стихийные бедствия и пожары станицы продолжали расти. К примеру, в Каменской к 1905 г. имелось 1813 домов, в том числе каменных 383, кирпичных 116.
Мой гарант в продажах: Admin icon_cool
Аватара пользователя
Ксена
Старожил
Старожил
Сообщений: 561
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 15
Имя: Ксена
Местонахождение: К-61
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 73 раза

#9

Ритуал сватовства в разных станицах проходил по разному. Обстоятельно описан этот ритуал в корреспонденции Н. Антонова «Из станицы Каменской». «Свадьба у казаков начинается обычно так. На уличных увеселениях или вечерах парень лет 19-20 высматривает невесту, которая пришлась бы ему по сердцу. Предварительно поговорив с нею, получив ее согласие, он объявляет своим родителям».22
После это состоится упомянутый выше семейный совет. Если принято на нем положительное решение, в дом предполагаемой невесты засылали сваху.
Коли визит ее был успешным, отправляются на предварительный сговор. Начинают такой разговор: «Пропала у нас по осени телушка, да уж такая славная, что мы всю осень ходили как ошаленные. Да вот один добрый человек направил к вам, сказывал, кабудь у вас есть точно такая телушечка. Да не знаем, правду ли он говорил?»
Выслушав повествование о «телушечке», хозяева, если думают отдать дочь замуж, отвечают: – да, действительно телушечка у нас есть, только не приблудная, а собственная, и, что, пожалуй, не прочь продать ее, коли найдется хороший покупатель».23
Пришедшие изъявляют желание поглядеть хозяйскую «телушечку». Девушка, заранее извещенная женихом, заходит в залик к гостям. По приказанию матери обносит гостей вином и закуской.
Гости просят позволения придти теперь с покупателем, т.е. с женихом.
Спустя некоторое время жених с родителями, взяв хлеб-соль, приходят в дом невесты и официально делают предложение.
После этого следуют такие ритуалы сватовства, как рукобитие, посиделки у невесты ее подруг, «подушки», (доставление в дом жениха приданного невесты), предбрачная вечеря в доме жениха с выбиранием дружки (шафера), его помощников, двух свашек.
В день венчания в церкви свадебный поезд отправлялся из дома жениха к дому невесты. Невеста обходит родительское хозяйство, прощается с ним. Родители благославляют ее. Прибыл поезд – выкуп невесты. Затем брачный поезд к церкви, где и осуществляется обряд венчания. Поезд с песнями возвращается домой.
После венчания устраивалась свадьба. Обычно это происходило во время осеннего и зимнего мясоеда, или весной на красную горку, т.е. когда были свободны от полевых работ.
После прибытия свадебного поезда отец жениха благославлял молодых супругов иконой. На свадьбе распоряжался дружка.
После свадьбы в станице Луганской было принято, чтобы молодожен бил плеткой по подушке («жену»). Молодайка кричала, ее клали на кровать, охавшую от «боли», «больную от побоев». Свекровь приносила ей кушанье.
Свадьба отшумела, начинались семейные будни.
Мой гарант в продажах: Admin icon_cool
Аватара пользователя
Ксена
Старожил
Старожил
Сообщений: 561
Стаж: 10 лет 2 месяца
Репутация: 15
Имя: Ксена
Местонахождение: К-61
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 73 раза

#10

Из затерявшихся архивов.

После окончания гражданской войны казаки, покинув родные края, вынуждены были искать убежища е иностранных государствах. Во Францию они стали особенно усиленно прибывать в 1923-24 гг. По приезде во Францию казаки приступили к организации своих бытовых поселений — хуторов и станиц. Для зачисления в эти организации требовались документы («бумаги») или от станичных или хуторских атаманов по местожительству на Дону или от войсковых частей, где служили казаки. В Париже в 1924 г. была образована станица имени Атамана Каледина. Первым ее атаманом был ген. А. П. Фицхелауров, а после него ген. В. И. Постовский. Станичным писарем был пожилой генерал (к сожалению, его фамилию не помню). Но как-то генерал-станичный писарь заболел и был отправлен в госпиталь, а на его место я был назначен временно исполняющим должность стан, писаря. В один из присутственных дней (станичная канцелярия не была открыта каждый день, т. к. все были заняты работой) разбирая почту, я нашел письмо казака В. Владыкина с просьбой зачислить его в состав станицы, но что он никаких «бумаг» не имеет, а в доказательство того, что он донской казак, он приносит клятву, которая была изложена в стихотворной форме.

«В правление Донской каз. имени Атамана станицы в Париже — казака Каменской станицы Донецкого округа Владыкина (Василия Акимовича).

Заявление. — Мне 25 лет. По профессии — грузчик. Выражая искреннее желание быть зачисленным в состав действительных членов подвластной станицы, с грустью констатирую невозможность с моей стороны доказать свою принадлежность к Донскому казачьему званию. Бумаги все утонули в бурных волнах эмигрантского моря. Да что бумаги — погибло все, лишь душа казака стоит неподвижной твердыней.
Взываю к ней в моем уединении, к ее живым капризным тайникам, пусть она подтвердит мою клятву:

О том бумаги не имею,
Что я казак — донец,
Но уверять же Вас посмею, -
Клянусь я, наконец.
Клянусь волной Седого Дона,
Священным прахом Ермака,
Клянусь мечтой родного звона,
Конем и шашкой казака.
Клянусь я песней колыбельной,
И Стеньки буйного челном,
Раздольем, степью безпредельной,
Родным далеким куренем.
Клянусь дедов былого славой,
Разгулом, битвами отцов,
Клянусь живой казачьей лавой.
Чубами, кудрями донцов.
Клянусь я бытом, стариною,
В степи курганом вековым,
Донской державной булавою,
И Кругом вольным Войсковым.
Клянусь смущением девицы
В кругу разгульных удальцов.
Клянусь: «Казак я
Каменской станицы —
Мой хутор вольный Федорцов."
16. 3. 1924
Казак В. Владыкин.

Так как заявление казака Владыкина, подтвержденное клятвой, было изложено в стихотворной форме, то я по должности писаря вынужден был также ответить ему в стихах.

«Казаку В. Владыкину, (на заявление от 16. 3. 1924).

Вдали от волн седого Дона, .
От праха деда Ермака,
Колоколов родного звона,
Так близких сердцу казака,
Вдали от степи бесконечной
С ковром лазоревых цветов,
Где бранной удали беспечной
Питался дух наших отцов,
Где цепь стоит сторожевая
Курганов длинной чередой,
Надежно, зорко охраняя
Покой и тишь степи родной,
Где лишь степной орел крылатый,
Поднявшись в высь за облака,
Могучим взором царь пернатых
Глядел на удаль казака.
Вдали от тех краев далеких,
В тисках безжалостной судьбы,
Хранишь заветы ты глубоко
Святой и вольной старины.
Живет в тебе былая слава
И Атамана Ермака:
Вот и документ твой на право
Иметь и званье казака.
18. 3. 1924. Г. Париж.
Вр. Исп. обяз. станич. писаря полк. В. Скандилов».

Казак Владыкин, представивший в своей «Клятве» доказательства своего казачьего происхождения, был принят в станицу беспрепятственно. Умер он в марте 1960 г. В свое время был вахмистром в Чернецовском отряде.

В. Скандилов.
Журнал "Родимый край" №55 стр. 32-33 Париж 1964 г.

Скандилов Василий Андрианович 01.08.1889 - 17.11.1968 н.ст.
Из казаков ст. Семикаракорской Области В. Донского. Окончил Новочеркасское казачье училище (1909). Участник мировой войны. Окончил поготовительные курсы Николаевской военной академии 1-й очереди (1917). Подъесаул, ст. адъютант штаба 17-й кав. дивизии. В Донской армии, с 10.04.1918 начальник штаба Семикаракорского конного отряда, на 25.06.1918 начальник штаба Сальского отряда, с 02.11.1918 в штабе Южной армии, с 01.12.1918 по 20.04.1920 начальник штаба Задонского отряда, 11-й Донской каз. дивизии и 11-й Донской конной бригады, с марта 1920 войсковой старшина, затем полковник. В эмиграции во Франции. Умер в Кормей-ан-Паризи, Франция.
Источники :
Волков С.В. "Энциклопедия Гражданской войны. Белое движение". СПб, 2003.
Кавтарадзе А.Г. «Николаевская военная академия при Временном правительстве» //Военно-исторический журнал. 2002. №9.
Скандилов Василий Андриянович – родился 1.08.1889 года в х. Кузнецовском, Семикарокорской станицы, 1 Донского округа, Области Войска Донского.
Кроме того, в журнале «Родимый край» напечатаны его исторические очерки:
«Очерки казачьего быта»
«К 150-летнему юбилею Бородинского сражения»
«Лагерь Новочеркасского Казачьего Юнкерского училища»
Мой гарант в продажах: Admin icon_cool
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Ростовская область»