Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Казачьи фамилии

Аватара пользователя
IHHA
Почетный Ветеран
Почетный Ветеран
Сообщений: 3066
Стаж: 11 лет 10 месяцев
Репутация: 77
Имя: Инна
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 2247 раз
Поблагодарили: 3126 раз

#1

Самобытная культура и быт казачества внесли свои коррективы в образование фамилий, часть из которых мы больше нигде не встретим.

Неочевидное тождество
Несмотря на некоторые утверждения, что казаки являются отдельным от русских народом, большинством ученых они признаны русским субэтносом. Об этом говорят и казачьи фамилии, которые во многом имеют идентичное с русскими фамилиями словообразование.Такими считаются фамилии, оканчивающиеся на: «-ов», «-ев», «-ин», которых в казачьей среде большинство. Но здесь не все так однозначно. Фамилии с подобным окончанием более древнего происхождения, чем великорусская народность, формирование которой началось в XIII веке.
В списке договора Киевского князя Игоря с греками от 912 года встречаются прозвища Гудов, Вузлев, Утин. Изначально возникшие в Киевской Руси окончания на «-ов», «-ев», «-ин» к XVI веку получили большее хождение в среде великороссов, однако параллельно они распространились и на территорию Тмутараканского княжества, где позднее расселилось казачество. Владимир Даль в очерке «Уральские казаки» писал, «если хотите знать прозвание казака и хотите, чтобы он понял вопрос ваш, то спросите его: «Чей ты?». Казак непременно ответит: «Карпов, Донсков, Казаргин». При этом ученый добавил, «во всех без изъятия прозваниях уральские казаки кладут ударение на -ов». Еще одна особенность ряда казачьих фамилий – это тенденция к нагнетанию суффиксов, что, по мнению ученых, связано со стремлением писарей прийти к единому стереотипу окончаний на «-ов»: Бабкинов, Бородинов, Ильинов, Маминов, Харинов.

Украинские корни
Очень часто фамилии казаков отличаются от лежащих в их основе украинских фамилий на «-о» или «-ий» с добавлением суффикса «-ов»: Сулацкий – Сулацков, Кадацкий – Кадацков, Демченко – Демченков. Суффикс «-а» обычно менялся на «-ин»: Рында – Рындин, а – «ей» на «-еев»: Кочубей – Кочубеев. Однако нередко изменения суффикса, в частности «-о» на «-ов», происходило еще в малороссийской среде. Так из многих документов, устанавливающих вступление в ряды донского казачества в конце XVI – первой половине XVII века отдельных представителей украинского народа, именуемых в казачьих и московских документах «черкасами», фамилий с типично украинскими окончаниями почти не встречается.
Например, из двухсот с лишним фамилий списка «черкасов» от 1647 года нет и десятка с окончанием на «-ко» – встречаются преимущественно на «-ов», «-ев»: Купреянов, Талалаев. Сохранившиеся окончания казачьих фамилий на «-ий», «-ич», «-ек» указывают, что предки носителей таких фамилий были либо из западной Украины, либо из Польши: Буковский, Левицкий, Кохановский, Венсович, Кундилек.

Тюркские корни
Ученые имеют все основания предполагать, что у предков донских, кубанских и уральских казаков прозвища, имевшие тюркские корни, были также распространены, как и прозвища со славянской основой. Сегодня в некоторых станицах фамилии неславянского происхождения являются преобладающими. Среди наиболее распространенных фамилий – Мержанов, Дурмасов, Катасонов, Коломанов, Болдырев. Если удается определить регион изначального бытования фамилии, то, как правило, можно установить национальную принадлежность исконных носителей фамилии, что зачастую подкрепляется историческими документами. Так Мержан – основоположник рода Мержановых – был арабом, бежавшим вместе с донскими казаками в 1640 году из турецкого плена.
После принятия христианства он присоединился к славному казачьему роду. Мисустов – фамилия черкесского княжеского рода, получившая распространение в среде казачества в середине XVIII столетия. Хорошо известная нам фамилия Менделеев происходит от калмыцкого слова «менделе» (здравствуй); Кунделековы, как установили документы, происходят от калмыцкого мурзы, принявшего христианство и ставшего казаком в первой половине XVIII века. В основе фамилии Галдаев – имя Галда, также с калмыцкими корнями. Это подтверждают антропологические черты многих носителей этой фамилии и семейные предания. Фамилия Туроверов имеет более сложное происхождение. Она состоит из двух слов: тюркского «тур» (неправильный) и славянского – «вера», что буквальном смысле означает иноверца. Один из представителей семейства Туроверовых утверждает, что его род ведет свое происхождение от перса.

Особый ареал
На Дону существует особый ареал русских фамилий, что подтверждается в первую очередь наличием ядерной группы фамилий, устойчиво бытующей в наиболее старых поселениях Подонья. Это распространенные в России фамилии, однако здесь они отличаются своей концентрацией в отдельных станицах. В семантике этих фамилий нашли отражение социально-исторические и географические особенности края, а также преобладание в них моделей, типичных для данного ареала. Среди примеров широкого распространения таких фамилий – Попов (80 станиц), Кузнецов (51) Калмыков (33) Чеботарев (27) Ковалев (26), Макаров (25), Фролов (24), Табунщиков (11 станиц).

Вместо фамилии – отчество
В делах Московского Посольского Приказа сохранились обширные списки казаков Зимовых станиц (посольств с Дона в Москву), в которых мы не встретим фамилий. Московский царь в грамотах обычно не называл фамилии донского атамана, а только его имя и отчество. Это считалось особым почетом. Впоследствии отчества превратились в фамилии, которые стали носить потомки донских атаманов – Ермака Тимофеева, Осипа Петрова, Наума Васильева.

Откуда родом?
Несколько подгрупп фамилий казаков отражают названия мест, из которых пришли на Дон поселенцы. Например, фамилия Букановский говорит о том, что предок носящего эту фамилию был выходцем из станицы Букановской, расположенной сейчас на северо-западе Волгоградской области. Богучарсковы, Самарины, Калуженины – также «говорящие» фамилии, чаще всего их носили представители боярских и стрелецких сословий, вынужденных переехать на Дон.

Внешние признаки
В донских документах XVIII века можно было встретить много антропонимических прозвищ, которые позднее, сохраняя прежнюю структуру, стали обрастать суффиксами. Это особенно заметно в разновременных документах одних и тех же станиц. Так в станице Голубинской прозвище Растяпа, которое фиксировалось в 1745 году, в 1800 году переросло в фамилию Растяпин, а в станице Багаевской Сивоха (1752 год) превратился в Сивохина (1894 год).

Природа и ремесло
Очень часто в основе казачьих фамилий лежало прозвище, связанное с промыслом, либо оно отражало флору и фауну данной местности. Среди донских казаков около 9% носителей подобных фамилий. Например, фамилия Бугаев произошла от прозвища Бугай (бык), Витютнев – витютень (дикий голубь), такое же словообразование и у фамилий Бакланов, Дятлов, Раков, Щучкин. Более сотни донских фамилий отражают названия трав, деревьев, плодов и овощей. В их числе Вербичев, Рогозин, Шипшин (шипшина – шиповник). Немалую долю в фамилиях донских казаков составляют виды охотничьего промысла: Камышанов, Камышкин – от прозвищ охотников на водоплавающую дичь (фамилия была распространена в станице Верхнечирской) или Гулебщиков – от прозвища Гулебщик – охотник на крупную дичь (станица Елизаветинская).

Памятные события
Особое место среди казаков занимают фамилии, которые связаны с памятными событиями. Фамилия Драницын (станица Дурновская) произошла от слова дранец: человек, которого драл медведь. Фамилия Купленов (станица Иловлинская) – от прозвища казака, которого когда-то выкупили из азовского плена. Но есть фамилии, которые свидетельствуют о том, что казак не участвовал в конкретном событии. Например, предок Недуванова (станица Старочеркасская) не принимал участия в каком-либо памятном дележе (дуване) военной добычи после набега на турок или татар. В целом казачьи фамилии при заметном родстве с типично русскими фамилиями имеют уникальную историю, которая отражает специфику и колорит жизни казачества. Свои судьбы у фамилий казаков-черноморцев, которые имеют больше сходства с украинским фамилиями, преимущественно оканчивающимися на «-ий», «-ой», «-ый», «-а», «-ас». В основе их славянские и тюркские слова, позаимствованные у предков – черных клобуков, известных как черкасы.

Источник - http://rslovar.com/content/%D0%BA%D0%B0 ... 0%B8%D1%85
Люди - они как книги: буквы одни и те же, но содержание разное.


Ходжа
Знаток монет Востока
Знаток монет Востока
Сообщений: 2646
Стаж: 8 лет 8 месяцев
Репутация: 190
Имя: Николай
Благодарил (а): 3667 раз
Поблагодарили: 2720 раз

#2

Милая Инна!

«...если хотите знать прозвание казака и хотите, чтобы он понял вопрос ваш, то спросите его: «Чей ты?». Казак непременно ответит: «Карпов, Донсков, Казаргин..."

Вы подняли очень интересную тему.
За такими Карповыми, Донсковыми, Казаргиными -- судьбы личностей, история славных родов людей. Для кого-то и важно, из какой социальной группы происходит человек. Кто его предки. Сухие строки фамилий оживают когда начинаешь исследовать биографию носителя фамилии или имени. И на вопрос: "Чей ты?", начинается занимательное, интригующее повествование, отделяющее быль от сказки.

Вы упомянули Ермака Тимофеева. Есть среди казаков носители фамилии Ермаков. Ермак Тимофеевич к фамилии Ермаков имеет очень отдаленное отношение. Не пробовали, случаем, узнать когда он приобрел имя Ермак? Откуда такое причудливое имя? Его так мать с отцом назвали? Получил имя при крещении? Какой смысл несет слово Ермак?
Фамилия Ермаков распространенная... Дерево на виду, а корни под землей. А, куда ведут корни?
Аватара пользователя
деман
Почетный Ветеран
Почетный Ветеран
Сообщений: 3066
Стаж: 8 лет 11 месяцев
Репутация: 142
Имя: Алексей
Благодарил (а): 6559 раз
Поблагодарили: 5253 раза

#3

IHHA писал(а): внесли свои коррективы в образование фамилий,
Мой дед в молодости носил фамилию Темьянов (производная от растения-темьян),но перед войной,когда получал военный билет в написании фамилии ошиблись,заменив букву "Т" на "Д".И получилась фамилия Демьянов(производная от имени-Демьян).На просьбу вернуть все назад,получил отказ.Я не воспроизведу все дословно,но с дедовских слов звучало это примерно так:-Не выдумывайте,из-за одной буквы будем писать ходатайство в Москву? Отрывать комиссара от дел,вы думаете ему заняться нечем? Ничего страшного и так проживете! С тех пор я аж третье поколение в древнейшем роду Демьяновых. У меня растут два сына,так,что не все еще потеряно,еще поборемся K@i@n@g
Аватара пользователя
Andry s
Ветеран
Ветеран
Сообщений: 1732
Стаж: 11 лет 6 месяцев
Репутация: 55
Имя: Дедово донашиваю
Местонахождение: Станица Гниловская
Благодарил (а): 2998 раз
Поблагодарили: 2931 раз

#4

Нет,тут,с этими казачьими фамилиями,конкретно без 0,5 литра не разберёшь.

Вот "моя" казачья фамилия - Жеребцовы - всё просто,не наливаем,проехали.

Вторая: Кобозевы(Кобзевы),вот тут в одном дворе с двумя вариантами документы были,т.е. одно и то же.

Так вот,наливая :party1: ,имеем известные варианты расшифровки:

- от кобзарей (музыкальные инструменты: первый - разновидность украинской бандуры, второй - круглая восьмиструнная гитара у тюркских народов. Отсюда также фамилии Кобзев, Кобзиков, Кобзырев, Кобизев, Кобозев, Кобызев).
Кобзон,по-ходу,тоже в этой куче laughter

- от слова обоз, были казаки,которые служили при обозах и были приписаны к обозу

- фамилия с древнерусского звучит так (ко)- рядом, (бозя)- с богом, от слова кобозя- рядом с богом.

- это старославянская фамилия. В старину,кстати,царей называли "кобозюк".Так что ,аз есмь царь K@i@n@g

Как видим,не всё так однозначно :lol:
Аватара пользователя
деман
Почетный Ветеран
Почетный Ветеран
Сообщений: 3066
Стаж: 8 лет 11 месяцев
Репутация: 142
Имя: Алексей
Благодарил (а): 6559 раз
Поблагодарили: 5253 раза

#5

Мой прадед по материнской линии кубанский казак Степан,гордо носил фамилию Ключников.(я даже не берусь предположить производная какого слова легла в основу фамилии).У него было 8 детей 5 сыновей и 3 дочери.Одна дочь умерла в раннем возрасте(примерно 3 года),сам прадед,как и три его сына погибли на фронте.Дочери вышли замуж и взяли фамилии мужей,а сыновья благополучно вернувшиеся с войны нарожали девчонок(одна из них моя мама).Вот так завяла известная мне ветвь фамилии Ключниковых. И с нее один за одним опадают последние листочки.О дин из листочков опал совсем недавно в прошлом месяце,это была моя бабушка,ей было 96 лет.

Странная штука-фамилия! Она как костер,накидает мужик палок,она разгорается,заснет мужик,она затухнет!
Аватара пользователя
IHHA
Почетный Ветеран
Почетный Ветеран
Сообщений: 3066
Стаж: 11 лет 10 месяцев
Репутация: 77
Имя: Инна
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 2247 раз
Поблагодарили: 3126 раз

#6

Ходжа писал(а):
Вы упомянули Ермака Тимофеева. Есть среди казаков носители фамилии Ермаков. Ермак Тимофеевич к фамилии Ермаков имеет очень отдаленное отношение. Не пробовали, случаем, узнать когда он приобрел имя Ермак? Откуда такое причудливое имя? Его так мать с отцом назвали? Получил имя при крещении? Какой смысл несет слово Ермак?
Фамилия Ермаков распространенная... Дерево на виду, а корни под землей. А, куда ведут корни?
Николай, вопросов много задали и затихли. :-)
А мне ответы сейчас попались, автор - Н.Ф. Дик "Донские байки и сказки". :-)

Да, брат мой, не те нонче времена, не те… Забывать стала нонешняя молодежь о своих предках. А жаль… Да и винить их в этом некого, сами мы, старики, в этом виноваты. Много нонче на Дон народу поприехало… А приезжие-то и старину нашу не знают. Вина в том, что казаки некоторые забывать корни свои стали – в отцах-казаках, да в нас, дурнях старых. Мало мы с детками, да с внуками у печи засиживаемся. Все молодежи некогда, все спешат куда-то. А жаль, пораспрашивали бы они стариков местных, столько старый казак баек знает, что ни одному сказочнику не выдумать.
Да что я разболтался… Сердце чуток защемило, как спросил однажды одного казака молодого: «А кто нам Дон свободный заслужил-то?». А он в ответ мне: «Петр Великий да Екатерина-матушка свободу даровали». Так захотелось ответить: «Дурень ты молодой, стариков поспрашивай, аль книжки умные почитай». Ничего казачонок молодой не соображает! Мелет то, чего и сам не ведает.
Так вот, что я поведать хочу вам, братцы мои любезные. В пору моего детства у нас на Дону еще говаривали такие присказки, коли шибко заинтересуешься у любого коренного казака: «Кто заслужил нам Дон-батюшку?», сразу отвечали: «Атаман Ермак Тимофеевич!». «А по чем ты казаком-то зовешься?». Сразу отвечали: «По дедушке Ермаку, по донскому казаку!».
Так откуда повелась у нас на вольном Дону среди казаков эта старинная поговорка, которую молодежь и не слыхивала? О, это целая история неписанная. Вот нонче все уже знают, что Ермак Тимофеевич Сибирь России-матушке отвоевал. А то, что он с берегов наших, и слыхом не слыхали. А ты, братец, хоть об этом слыхивал? То-то и оно, что многие нонче наших дедовских баек не слыхивали.
А ну, дружок, слухай сюда… Вот в старину мы, донцы, с возами на волах по широким донским степям, да по Дону Ивановичу на каюках по берегам все хутора, да городки перехаживали, людишек местных внимательно слухали. В каждом хуторе можно было от стариков свои байки о Ермаке Тимофеевиче услышать. Забавные байки, одна пуще другой, но зато всяк помнил о славе прославленного донского атамана.
Одни сказывали, что в давние времена к нам на вольный Дон со всех мест и окрестностей свободный народ сбегался. Давно это было, сказывают еще в начале 1500-х годов. Да и я сам об этом не раз слыхивал. Да не в этом дело… Говорят, появился в верховье Дона из-за Волги беглый мужик молодой, статный такой да десятка два людишек с собой привел. Ермолаем звали. А у нас тоди и имен таких не было. Трудно выговаривать местному брату, так они того мужика и Ермишкой-то и обозвали. Ох уж и буйный он был! С хлопцами своими сразу к вольному казачеству пристал, тут же на подвиги его потянуло. Через пару недель сам в низовье Дона стал на стругах хаживать да зипунов в Диком поле собирать от турок ненавистных. Рассерчали знатные казаки на Ермишку за самовольство да и выгнали с Дона. Помотался он с хлопцами по полям и лугам турецким, обдумался и вернулся на Дон совсем иным, готовым дружбу великую с дончаками водить. За двадцать лет пребывания в донских степях многие и стали считать Ермишку своим, будто бы он и родом с верховья Дона. Залюбили храброго казака местные, стали величать теперь не Ермишкой, а Ермаком Тимофеевичем. Почему Тимофеевичем? Да толком и сами не знали.
А вот в другом хуторе в детстве от стариков слыхивал другую байку, что, мол, казак донской Ермила сын Тимофея пришел на Дон еще в 1530-х годах и промыслом и отвагой своей завоевал уважение великое среди знати казачьей. Другие старики сказывали, что имя прославленного донского атамана пошло от старого тюркского слова «ярмак» - деньги. Почему? Да, ты сюда слухай, это еще одна байка целая! Ермила Тимофеевич такие быстрые набеги на низовых азовцев турецких совершал, столько денег и добра всякого у них отбирал, что турки азовские сами прозвали его «Ярмаком», то бишь, нерадивым казаком, отбирающим у них деньгу золотую. Так оно, али нет, не знаю, но от стариков по юности слыхивал.
Да, запамятовал трошки… Сказывали еще старики, что будто бы прозвище свое Ермак Тимофеевич получил еще раньше, когда своих казачков потчевал из котлов турецким бишьбармаком - пловом с жирным мясом. К дончакам это в новинку было, вот они и прозвали его Ермаком – человеком, кормящим из котла.
Вон она сколько баек земля донская знает про Ермака Тимофеевича! Да это, брат мой, только присказка. Слухай дальше!

Вот, как сказывали старики, в давние времена у нас на Дону. Прослужил с казаками Ермак Тимофеевич двадцать лет службу верную, службу казачью. Не раз ходил по Дикому полю на ворога лютого, защищал верховцев от набегов турецких. Да уж больно силушки много было в те времена у турок и татар, не могли справится казачки донские с постоянными набегами антихристов. А тут прослышал Ермак Тимофеевич, что на престол Руси-матушки взошел царь Иван Грозный. Кому и грозный, а кому и милость от него перепала. Дошли таковы слухи и до дончаков.
- А что нам, братья-казаки, не подсобить ли царю русскому в борьбе против антихриста ненавистного? Доколе мы терпеть будем их набеги кровожадные! Глядишь, и нам милость какая-нибудь будет.
Задумались казачки. Кто против выступил, а кто сразу поддержал Ермака Тимофеевича. Слух о призыве Ермака по всем верховым хуторам прошел. Собрались казачки в единый юрт, стали великую думу думать. А что тут думать? Выбрали на кругу Ермака своим донским атаманом, и стал он один из первых выборных донских атаманов. Что, не слыхал, брат мой, об этом? Ага, а оно–то дело так и было.
Так вот, слухай дальше. Атаман то прослышал, что царь русский татарскую Казань брать захотел. Вот Ермак и гутарит с казачками своими:
- А не пойти ли и нам к той Казани да сослужить царю русскому службу верную? Нам с Дона быстрее добраться будет. Да заодно и с ненавистной нечистью рассчитаемся.
- Любо, - кричат казаки. - Любо, атаман наш Ермак Тимофеевич!
Вот так и порешили дончаки поход на Казань в 1552 году устроить. Собрали войско казачье, снарядили припасами и доспехами славными и отправились под Казань. Великое войско донское собралось. Добрались степями чужеземными, подошли к войску русскому и просятся у русских полководцев в войска регулярные. А те сразу не поверили донским казакам да Ивану Грозному и донесли на Ермака Тимофеевича.
А царь-то русский не дурак! Подумал да и предлагает Ермаку:
- Чем ты помочь-то войску русскому сможешь? Одними саблями казачьими казанцев не спужаешь, вон их сколько у них!
- Да ты, государь, казака донского не знаешь! Вся сила казака не токмо в сабле, но и в голове!
- Ну, коли на головы свои надежды имеете, то и головами отвечать будете!
Понял Ермак Тимофеевич, что коли не сможет удивить Ивана Грозного и помощь существенную русской армии не окажет, полетят буйны головушки с плеч казачьих. Царь русский хитер, да наш Ермак Тимофеевич хитрее царя оказался. Что тем царям, они на тронах восседают, а Ермак жизнь народную изнутри знает.
Придумали казачки Ермака Тимофеевича под стеной подкоп устроить да шарахнуть порохом ту стену. А через разрушенную стену в город и ворваться первыми. Как решили, так и сделали. Несколько ночей храбрые дончаки подкоп в тайне копали, пороха видимо-невидимо под стены казанские подложили.
Вот в одно утро и глядят русские полководцы, как с одной стороны крепостных стен Казани взрыв послышался. Глядь туда, а тут и второй, третий взрыв! Да такие мощные, что не удержались каменные стены, разрушились в одном месте. И тут же, Бог весть откуда, донские казаки Ермака Тимофеевича через стену разрушенную в город ворвались. Вовремя армия русская подоспела, подсобила Ермаку силушкой русской.
Так вот, благодаря хитрости и храбрости донских казачков, во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем, русский царь Иван Грозный и взял Казань в те далекие годы. Диву дался русский царь уму и храбрости донских казаков. Вызывает к себе слуг верных и приказывает им:
- Головой клялись казаки Ермака, головами своими и храбростью доказали верность Русскому государству, знать по головам и почин им.
И дарует донскому войску казачьему через послов своих волю свободную. Мол, с этих пор, к казакам донским особливый присмотр надобен. Не токмо поощрять атаманов донских, но не чинить препятствий им особливых в их походах на крымцев и азовцев.
Казачьи фамилии - .jpg
Так старики сказывали о нашем атамане Ермаке Тимофеевиче. Коли они сбрехали, то и я вам, братцы мои, ересь несу. Только с тех пор по всему Дону слава Ермака Тимофеевича преумножилась. Все стали поговаривать, что именно его заслуга в том, что русский царь впервые на донских казаков внимание обратил. Много воды еще утечет в Дону-батюшке, прежде чем Иван Грозный свой первый указ царский на Дон отправит о милостях и привилегиях донскому казачеству. Но вот с тех пор и пошла гулять по Дону среди казаков поговорка казачья, что свободой своей Дон обязан именно атаману прославленному Ермаку Тимофеевичу. В любом хуторке кого не спросишь: «А по чем ты казаком-то зовешься?», сразу ответ держат: «По дедушке Ермаку, по донскому казаку!».
Так-то вот оно у нас в старину было… А сколько еще былин и песен донские казаки про Ермака Тимофеевича сложили! Забываться они стали, а жаль… Пусть что-то и выдумали старики наши в далеком прошлом, но даже байки старинные знать надобно нынешнему казаку вольному. Нет дыма без огня! Знать, слава-то Ермака на Дону слишком велика была, чтобы не забывать о ней и до нашего времени.
На том стояла и стоять будет наша слава казачья, наш великий Дон-батюшка!
Люди - они как книги: буквы одни и те же, но содержание разное.
Аватара пользователя
тавр
Постоялец
Постоялец
Сообщений: 362
Стаж: 11 лет 10 месяцев
Репутация: 17
Имя: Павел
Местонахождение: донецкiй округъ
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 259 раз

#7

Дааа ,дерево сильно корнями! Так и человек если он помнит своих предков ,гордится ими,то наверно и сам идёт по чистой тропе жизни. А коль безразлично прошлое рода, то и видимо будущему поколению научить нечего. Пример из жизни: лет 15 назад я задумался о гениологии своего рода. Ещё и бабушка много рассказывала о предках,благо фото сохранились конца 19 начало20 веков. Я поделился с товарищем на работе спросив про Ждановых в Старой станице, он живет там. Да и возраст за 50 .Думал серьёзный дядька,а он мне с усмешкой в ответ: "На х... это тебе нужно? Предки давно умерли, чего капашиться ? Да и в кармане от этого не звенит. А то ещё и потратишься то справки, то дорога". Я ему отвечаю ,что для потомков , чтоб знали чьи они.Внукам рассказать,а он в ответ: " Все это херня,главное чтоб тут было" и похлопывает по карману. " А внукам это не надо будет,щас все другое и жизнь другая"
Аватара пользователя
Вентиль
Старожил
Старожил
Сообщений: 980
Стаж: 8 лет 7 месяцев
Репутация: 50
Имя: Виталий
Местонахождение: Україна
Благодарил (а): 1348 раз
Поблагодарили: 1230 раз

#8

В те времена на Руси небольшое количество людей имели фамилии: люди из высшего сословия общества или иноземцы, прибывшие для постоянного проживания на русские земли. Многие русские именовались по отцу или по кличке. Достоверно известно только то, что его величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем Токмаком.
Вполне вероятна и ещё дореволюционная (до 1917 года) версия о тюркском или монгольском происхождении имени (прозвища) Ермака. Согласно сведениям донского историка Е. П. Савельева, на тюрко-монгольском наречии слово Ирмак означает «стремительно бьющий ключ» (река Кызыл-Ирмак — стремительно бьющий красный ключ), а на татарском глагол ярмак (Жармак) означает «рассекать», «разрубать», «раскалывать».
Ермэк или Эрмек, произносимое в народном говоре как «Ермак», в монгольском языке означает холостяка, чуждающегося семейной жизни. Распространено мужское личное имя Ермак и у калмыков — западных монголов[5].
В пользу версии тюркского происхождения прозвища Ермака приводятся доводы о том, что это имя существует до сих пор у татар, башкир и казахов, но произносится как Ермек — «забава», «веселье». Кроме того, мужское имя Ермак (Ырмаг) встречается у алан, широко населявших донские степи вплоть до XIV столетия.
Ермак Тимофеевич
Изображение
Ходжа
Знаток монет Востока
Знаток монет Востока
Сообщений: 2646
Стаж: 8 лет 8 месяцев
Репутация: 190
Имя: Николай
Благодарил (а): 3667 раз
Поблагодарили: 2720 раз

#9

IHHA писал(а): Николай, вопросов много задали и затихли.
Милая Инна!
Вопросов много не бывает! :-) Бывает мало ответов... или много неоднозначных ответов... И затих, :-) ожидая ответ. Вы, уж, не серчайте на меня. Я, в ожидании, не обманулся. Знал, что ответ ограничится байками "старины глубокой".
Про Ермака много читал. И байки, как в посте 6, и "ученые рассуждения", про его имя отчество, про житье -- бытье. Мне было очень любопытно, как искали его русские корни :-) Сибирь должен был обязательно природный русский, обязательно природный казак завоевать!!! Меня еще школьником интересовали вопросы, например:
-- зачем носитель такого сочетания имени и отчества поперся в Сибирь;
-- как с малым числом воинов он наносил поражение войскам хана Кучума;
-- почему "Покоритель Сибири", раз был убит воинами хана Кучума.

А ведь, Ермак участвовал в Ливонской войне. Не знаете, в каком качестве? В составе каких подразделений? Кто его начальником был?

Мне больше по душе, что пишет Виталий:
"...Согласно сведениям донского историка Е. П. Савельева, на тюрко-монгольском наречии слово Ирмак означает «стремительно бьющий ключ» (река Кызыл-Ирмак — стремительно бьющий красный ключ), а на татарском глагол ярмак (Жармак) означает «рассекать», «разрубать», «раскалывать».
Только в имени Ермака стоит правильно первая буква Е. А слово ярмак с Я, не правильно переданное на русском языке слово. У ермак есть еще одно значение "резать".
Я не случайно спрашивал, кто дал имя Ермаку, родители? При крещении? Странное православное имя. Вот, например, Тимофей — почитающий Бога (греческое). И представьте себе, что этот "почитающий Бога" говорит И назовем сына "Ермак"(исконно тюркским словом). Или, та же картина при крещении!? "Резанный" Тимофеевич.

Милая Инна!
Тема, сотворенная Вами, действительно интересная. Вопросы которые я задал в самом начале, не столько Вам предназначались, а форумчанам. Чтобы не просто пробежали глазами по тесту, а и задумались, что несет их ФИО, куда корни от дерева уходят.
Аватара пользователя
владмир
Председатель ЦКЮК
Председатель ЦКЮК
Сообщений: 8266
Стаж: 12 лет 2 месяца
Репутация: 172
Имя: Владимир.
Местонахождение: Миллербурхский район))
Благодарил (а): 18954 раза
Поблагодарили: 8394 раза

#10

УважаемыйХоджа, Николай так просветите нас-правда интересно. icon_cool
Слава страха в бою не знавшим, Присягнувшим под шёлком алым, Всем солдатам – живым и павшим, Вечная Слава .
Ответить

Вернуться в «Ростовская область»