Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Рождение Тигра

Аватара пользователя
Admin
Администратор
Администратор
Сообщений: 19769
Стаж: 12 лет 6 месяцев
Репутация: 315
Имя: Игорь
Местонахождение: город К.
Благодарил (а): 15884 раза
Поблагодарили: 12774 раза
Контактная информация:

#1

Все немецкие тяжёлые танки в 1937-1940 годах вооружались 75-мм и 105-мм «окурками» для огневой поддержки пехоты и танков. Этого было вполне достаточно для поражения многих танков того времени, а также лёгких укреплений и огневых точек.

Однако не только немцы были такими умными, что начали работы по танкам с противоснарядным бронированием. Сперва они познакомились с французскими Char B1, а затем и с английскими Матильдами. Финны сообщили, что столкнулись с новыми советскими тяжёлыми танками с 60-мм бронёй (речь идёт о Т-100 и СМК), а разведка докладывала о ещё более мощных тяжёлых танках красного врага. Разумеется, против них «окурки» были бесполезны, поэтому немцы выдвинули новую идею. Теперь тяжёлый танк мыслился как истребитель танков с мощным противотанковым орудием.

Здесь потребуется небольшое отступление. Обычно немцы практиковали такой порядок разработки танка. Управление вооружений связывалось с разными фирмами, каждой из которой доставалась лишь часть работ. Например, одна фирма проектировала шасси, а другая башню с вооружением. Однако Танковая комиссия действовала без лишних посредников. В феврале 1941 года фирма Krupp напрямую обратилась к Porsche с предложением разработать башню под 88-мм орудие с длиной ствола 56 калибров. 88-мм орудия уже показали себя как отличное противотанковое средство, поэтому идея установить их на танк вполне естественна. Для того, чтобы сэкономить массу инженеры предложили сделать башню не гранёной, а цилиндрической с единой гнутой деталью.

Вскоре фирма Krupp прислала эскиз башни с погоном диаметром 1900 мм и 88-мм орудием. По нему фирма Porsche к 5 марта сделала чертежи корпуса.
Рождение Тигра - 1.jpg
Чертежи VK 30.01 (P) с 88-мм орудием от 5 марта 1941 года

В марте и апреле 1941 года Krupp и Porsche обсуждали вооружение нового танка. Всего было четыре варианта: 88-мм орудие L/56, 105-мм орудие L/52, 105-мм орудие L/47 и 88-мм орудие с усиленными выстрелами. 24 апреля 1941 года был выбран первый вариант, а через месяц башня обрела более привычный по Тигру облик.

Майское совещание

26 мая 1941 года произошло важное совещание с Гитлером, на нём требования в очередной раз пересмотрели. К этому моменту у немцев было два перспективных тяжёлых танка: VK 36.01 со 105-мм «окурком» и VK 30.01 (P) с 88-мм орудием. Бронирование у них было одинаковым: 80-мм лоб и 60-мм борта и корма. На совещании приняли решение довести броню лба до 100 мм, а также усилить вооружение. К лету 1942 года ожидалось получить по шесть прототипов тяжёлых танков Henschel и Porsche.

Новые требования похоронили оба танка, хотя и по разным причинам. VK 36.01 спокойно выдерживал усиление брони, в этом случае его масса увеличивалась с 36 до 40 тонн. Однако его башня не позволяла установить 88-мм орудие. В отчаянной попытке спасти танк в башню решили поставить орудие с коническим стволом калибра 55/75 мм. Да, бронепробитие у него было отменным, вот только стреляло оно подкалиберными снарядами с вольфрамовым сердечником. Терять с каждым выстрелом килограмм вольфрама было недопустимым расточительством, поэтому проект отменили. Но что оставалось? В третий раз начинать разработку тяжёлого танка, теперь уже под башню с 88-мм орудием, было некогда, при таком раскладе Управление вооружений и Henschel просто сливались. Поэтому было принято решение переделать VK 36.01 под башню Krupp. Такая переделка неизбежно вела к неудачным решениям и вынужденным компромиссам.
Рождение Тигра - 2.jpg
VK 30.01 (P) в финальном виде

Напротив, у VK 30.01 (P) с вооружением всё было отлично. Шутка ли, его башня позволяла установить даже 105-мм длинноствольные орудия. Однако к 5 марта 1941 года масса танка уже перешагнула отметку в 45 тонн, поэтому появился новый индекс VK 45.01 (P), который позже достанется Тиграм в наследство. Мощности двигателей в 420 лошадей было мало, да и резервы ходовой части подошли к концу. Но мало поставить более мощные двигатели, нужна ещё и новая трансмиссия, которая сможет эту мощность снимать. А всё это хозяйство будет больше весить, поэтому придётся заново делать ходовую часть. Конечно, потребуются и переделки корпуса. Одним словом, усиление бронирования вылилось в создание нового шасси под уже имеющуюся башню с 88-мм пушкой.

Надо сказать, именно Танковая комиссия предложила давать звериные имена бронетехнике. Первым танком с таким именем стал VK 30.01 (P) — Леопард. По аналогии с ним новый более тяжёлый танк назвали Тигром. В дальнейшем это название перешло и на танк фирмы Henschel.

От Typ 100 к Typ 101

Когда именно немцы приступили к разработке Тигра точно неизвестно. Летом 1941 года VK 30.01 (P) переименовали в VK 45.01 (P), поэтому бесполезно отслеживать первое упоминание обозначения VK 45.01 (P) в документах. Чтобы внести хоть какую-то ясность мы будем пользоваться внутренними названиями фирмы Porsche. VK 30.01 (P) называется Typ 100, а базовая модель VK 45.01 (P) (Тигра, а не Леопарда!) — Typ 101. Кроме того, фирма Porsche обозначала свои танковые двигатели так же, как и те танки, для которых они создавались. Двигатели для Typ 100 назывались Typ 100, а двигатели для Typ 101… совершенно верно, Typ 101.

Как я уже объяснял выше, Тигр начали создавать из-за необходимости переделки шасси Леопарда под более мощные двигатели. Стало быть, как проект Тигр родился вместе с новыми двигателями. На Леопарде стояло два V-образных 10-цилиндровых бензиновых двигателя воздушного охлаждения Typ 100 объёмом 10 литров и мощностью 210 л.с. каждый. На их основе для Тигра был спроектирован двигатель Typ 101, его объём увеличился до 15 литров, а мощность до 320 л.с. После войны доктор Порше сообщил, что чертежи этого двигателя были высланы фирме Simmering в начале сентября 1941 года, а работы над ним начались в июле. Таким образом работы над Тигром начались в июле 1941 года, хотя название Typ 101 встречается в документах только с октября.

Устройство Typ 101 и Typ 102

Тяжёлый танк Typ 101 получил от своего предшественника башню, шасси же было спроектировано заново, хотя и по схожим идеям.
Рождение Тигра - 3.jpg
VK 45.01 (P)

Силовая установка состояла из двух бензиновых двигателей воздушного охлаждения Typ 101 суммарной мощностью 640 л.с. Каждый из них спаривался с генератором. В корме поперечно находилось два электродвигателя, которые через бортовые редукторы напрямую соединялись с ведущими колёсами. Надгусеничные ниши в задней части корпуса занимала система охлаждения, а два топливных бака суммарной ёмкостью 520 литров находились над генераторами.

В передней части корпуса находились система управления, вспомогательная силовая установка (половинка двигателя Фольксвагена мощностью 9 л.с.) и тормозная система. Именно поэтому, кстати, у Typ 101 передние направляющие колёса тоже с зубцами. В надгусеничных нишах по бокам от башни находилась боеукладка из 64 выстрелов.
Рождение Тигра - 4.jpg
Схема шасси Typ 101

Ходовая часть включала по шесть 700-мм опорных катков с внутренней амортизацией на борт, которые блокировались в три тележки. Разработанная фирмой Porsche KG подвеска была уникальной по конструкции. К борту танка крепился балансир (рычаг). С ним шарнирно соединялся картер в виде трубы, внутри которого находился торсионный вал. При движении танка картер поворачивался относительно балансира и через кулачковый привод закручивал торсион. Другим концом балансир упирался в картер резиновым демпфером, который не давал чрезмерно закручивать торсион во избежание поломки.
Рождение Тигра - 5.jpg
Схема подвески

Базовый вариант Typ 101 предполагал электромеханическую трансмиссию фирмы Siemens. Примерно в это же время был разработан второй вариант Typ 102, в котором использовалась гидромеханическая трансмиссия фирмы Voith. Двигатели спаривались с гидротрансформаторами, мощность от которых шла по валу между двигателями к механизму передач и поворота (2 скорости вперёд и 1 назад) в корме танка.
Рождение Тигра - 6.jpg
Гидромеханическая трансмиссия Typ 102

Конкурент от Henschel

Создавая Тигр Танковая комиссия фактически спроектировала шасси заново, хотя и на базе уже созданной концепции. В итоге новый танк был неизбежно подвержен множеству детских болезней, зато у инженеров было больше свободы. А вот фирма Henschel пошла довольно странным путём и стала раздувать 40-тонный VK 36.01 до практически 60-тонного танка вообще не меняя многие узлы и агрегаты. Результат получился…. своеобразным.

Часто говорят, что корпус VK 36.01 пришлось расширять добавлением надгусеничных ниш для установки башни с 88-мм пушкой. Это верно лишь отчасти. Если смотреть именно на сам башенный погон, то достаточно было небольших уширений как на КВ-85. Такие большие ниши понадобились для размещения большей части боекомплекта, топливных баков и системы охлаждения.
Рождение Тигра - 7.jpg
Довольно странно, что корпус танка решили не увеличивать в длину. Дело в том, что для компенсации возросшего веса у Tiger (P) не только уширили гусеницы до 600 мм, но и увеличили длину опорной поверхности до 4,12 метров. А у Tiger (H) она составляла всего лишь 3,6 метра и по сравнению с VK 36.01 вообще не изменилась. Компенсировали возросшую массу только значительным уширением гусениц и танк перестал влезать в железнодорожный габарит. Пришлось городить огород с транспортными гусеницами и «переобуванием».
Рождение Тигра - 8.jpg
Но вот новая проблема: чрезмерная нагрузка на резиновые бандажи опорных катков. Вместо того, чтобы переделать катки как это было сделано на Tiger (P), инженеры просто увеличили их число. Мелочи жизни, всего-то четыре ряда на борт. И как будто этого издевательства было мало. Внешние ряды не вписывались в железнодорожный габарит, их тоже нужно было снимать!
Рождение Тигра - 9.jpg
Книпкампоугодно!

На VK 30.01 (H) и VK 36.01 (H) люки механика-водителя и стрелка-радиста находились прямо над их рабочими местами. Благодаря этому механик-водитель мог управлять танков высунув голову из люка, что очень удобно вне боя. Новая башня с большим погоном вынудила переместить люки в стороны. О вождении по-походному пришлось забыть.
Рождение Тигра - 10.jpg
Вождение VK 36.01 по-походному. За штурвалом Альберт Шпеер, за ним Фердинанд Порше


Башня под 88-мм орудие потеснила не только люки спереди, но и моторное отделение, которое укоротили до предела. Ёмкость двух топливных баков составляла всего лишь 540 литров, по немецким прикидкам на одной заправке по хорошим дорогам Tiger (H) мог проехать не более 125 километров. Маловато, но более места для топлива не было.

Изюминка Tiger (H) — это система подводного хода. В Управлении вооружений решили, что танк получился слишком тяжёлым и многие мосты его не смогут выдержать, поэтому танкистам придётся форсировать реки по дну. Для этого моторное отделение разбили на три отсека. В центральном герметичном отсеке находился двигатель, а по бокам от него два отсека с системой охлаждения и топливными баками. Идея была в том, что вода заливала отсеки с системой охлаждения и омывала радиаторы, обеспечивая охлаждение двигателя, который не заливало водой.
Рождение Тигра - 11.jpg
Легко сказать. Абы какой двигатель в необдуваемый отсек не поставишь, ведь его конструкция должна быть приспособлена к этим условиям. Кроме того, всё же необходимо отводить тепло от тракта выхлопной системы, который очень сильно греется. Трансмиссия танка тоже нагревается, её нужно обдувать, причём как в штатном режиме, так и под водой. Наконец, для действий в разных климатических условиях (жаркая Африка и суровый советский север) требуется привод к вентиляторам с двухскоростной коробкой передач. Через него вентиляторы отключаются во время погружения. Представляете, какой это геморрой?
Рождение Тигра - 12.jpg
Typ P vs Typ H

Что мы можем сказать о Тиграх уже сейчас, если судить только по конструкции?

Шасси Tiger (P) создавалось заново, поэтому инженеры изначально избежали ряда граблей. В то же время танк был совершенно новым и сырым, многое предстояло доводить до ума. Шасси VK 30.01 (P) построили как раз для проверки концепции и для получения необходимого опыта, ведь как перспективный танк он уже не рассматривался.

Шасси Tiger (H), напротив, содержало ряд уже готовых узлов и агрегатов, например, трансмиссию, поэтому доводить до ума его было намного проще. С другой стороны, создавалось оно в жёстких рамках шасси предшественника, отсюда целый ряд вынужденных заведомо неудачных решений. Их исправление фактически означало создание нового танка, что и случилось с шасси Королевского Тигра, которое основано на Пантере, а не на первом Тигре.

Но это самые общие моменты. Теперь пробежимся по частностям.

Думаю, никто не будет спорить, что компоновка в целом и габариты в частности у Tiger (P) намного лучше. Тут и удобный демонтаж трансмиссии, и отсутствие проблем с железнодорожным габаритом. У Tiger (H) с этим всё плохо, особенно когда в полевых условиях нужно заменить трансмиссию снимая башню.

Подвеска Tiger (P) намного легче и компактнее, она очень удобна в монтаже и не занимает место внутри корпуса. Однако она более жёсткая, тряская и требовательная к прочности металла. Конструкция опорных катков тоже лучше, не зря на поздних Тиграх перешли на аналогичные катки, уменьшив их запредельное число.

Корпус Tiger (P) тоже более удачный. За счёт скул площадь самых толстых лобовых листов свели к минимуму для экономии веса. Кроме того, за счёт компактной подвески корпус получился ниже. Другая его отличительная черта — минимум отверстий. В бортах всего шесть точек установки подвески против 16. В кормовом бронелисте у Tiger (H) сверлили пять отверстий, а у Tiger (P) ни одного. Кормовая часть Tiger (P) устроена намного проще, это всего лишь одно продуваемое пространство с естественным охлаждением трансмиссии. Про Tiger (H) в этом плане повторять излишне.

С другой стороны, двигатели и трансмиссия Tiger (P) очень много весят и занимают немало места, а это заброневой объём, то есть утяжеление корпуса. Электрическая трансмиссия весит 4600 кг, для сравнения, механика Tiger (H) всего 1300 кг. Два двигателя Typ 101 хоть и давали сравнимую мощность, но занимали больше места, чем один Maybach.

Другая проблема Tiger (P) — это два топливных бака над генераторами. Их объём в 520 литров явно недостаточен, что и выявилось в ходе испытаний, но ещё места под топливо в МТО не было. Кроме того, расположены они довольно неудобно. Для того, чтобы вытащить спарку из двигателя и генератора сперва нужно сливать топливо, а затем доставать бак.
Рождение Тигра - 13.jpg
Но то теория. Испытания выявили горы проблем у обоих Тигров, но об этом мы поговорим в другой раз.

Автор: Дмитрий Зайцев

Источники:
  • *Panzer Tracts No. 6 — Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle
  • *Germany’s Tiger tanks, D.W. to Tiger I: design, production & modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle
  • *Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger
  • *Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz.181): The history of the Porsche Typ 100 and 101 also known as the Leopard and Tiger P, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle
  • *Professor Porsche’s Wars: The Secret Life of Legendary Engineer Ferdinand Porsche Who Armed Two Belligerents Through Four Decades, Karl Ludvigsen
  • *Материалы Юрия Пашолока на Warspot. Источник: pikabu.ru
Помощь в развитии форума Поддержать проект
Каждый оригинален в меру своей оригинальности © Mi vida sin cera
Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.
Изображение


Вернуться в «Оружие всех времен и народов»