• Реклама

Таганрогский художественный музей

Аватара пользователя
El jaguar
Ветеран
Ветеран
Сообщения: 2118
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 22:55:42
Прибор: на 2 часа
Имя: Ягуар ( Микки )
Откуда: WWW
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 996 раз

Таганрогский художественный музей

Сообщение El jaguar » 25 май 2012, 07:30:53

Характеристика основного фонда Таганрогского художественного музея

Таганрогский художественный музей – жемчужина Юга России. Среди музеев, хранящих произведения изобразительного искусства региона, он выделяется качественным составом коллекции и интересной, более чем столетней, историей.

За многие десятилетия Таганрогский художественный музей собрал великолепную коллекцию произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства – всего 6826 предметов.

Собрание Таганрогского художественного музея состоит из основного и научно-вспомогательного фондов. Основной фонд произведений изобразительного искусства подразделяется на четыре коллекции: «Живопись», «Графика», «Декоративно-прикладное искусство», «Скульптура». В настоящее время (на конец 2010 года) основной фонд музея насчитывает 6407 единицы хранения. Из них живописи – 1997, графики – 3400, скульптуры – 177, декоративно-прикладного искусства – 833 единиц хранения.



КОЛЛЕКЦИЯ «ЖИВОПИСЬ»



Коллекция «Живопись» включает высокохудожественные образцы иконописи, небольшое собрание работ западноевропейских художников, коллекцию национальной русской школы живописи конца ХVII – начала ХХ столетий, представленную творениями великих мастеров России. Значительную часть коллекции составляют произведения художников ХХ века и наших современников.

В Таганрогском художественном музее - 37 произведений иконописи. Хронологически он укладывается в рамки ХVП – ХХ столетий. Небольшая коллекция, тем не менее, отражает основные тенденции развития позднего периода иконописи, представляет избранные иконописные школы, основные иконографические типы.

Таганрогский художественный музей хранит незначительную часть произведений западноевропейской живописи – 32 единицы хранения. Количественно это один из самых небольших разделов собрания. Несмотря на то, что большая часть этих работ проходит под авторством неизвестных мастеров, творения европейских художников XVII –ХIХ веков представляют интересную и разнообразную жанровую и тематическую линии, добавляя значимость общей живописной коллекции. Отдельную часть занимают работы современного американского художника В. Иляхинского, чьи работы открыли в коллекции живописи раздел абстрактного искусства.

Значительная часть коллекции «Живопись» отведена произведениям русской живописи. Музей обладает полотнами ведущих отечественных мастеров ХVIII века - А.П. Антропова, Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского. Портретное творчество этих художников – гордость коллекции музея.

Настоящей жемчужиной является работа А.П. Антропова «Портрет Петра I». Это произведение, являющееся копией с известного оригинала Л. Каравакка, относится к типу исторических портретов, над которыми мастер работал в 1772 году. Без оговорок таганрогское полотно можно отнести к наиболее значительным произведениям художника в ряду выполненных им копийных исторических портретов. Оно ярко выделяется новым, психологическим решением образа Петра Великого, а также реалистически правдиво передает сходство с живым историческим лицом.

Особого внимания заслуживает и другое полотно А.П. Антропова - «Портрет цесаревны Анны Петровны». В камерном по жанру портрете цесаревны Анны присутствуют некоторые признаки репрезентативности. Известно, что он был написан после смерти портретируемой и носит памятный, исторический характер. Временем его написания целесообразнее считать 1750-е – 1770-е годы, учитывая годы работы мастера над историческим парадным портретом Петра I (1770) и серией исторических камерных портретов 1772 года.

В собрании Таганрогского художественного музея знаменитый портретист Ф.С. Рокотов представлен работой «Портрет Анны Александровны Долгоруковой». В художественном наследии прославленного живописца, выдающегося мастера психологического портрета, это полотно занимает свое особое и достойное место. Можно с уверенностью сказать, что представленный великолепный образец портретного творчества не уступает по совершенству исполнения, тонкости характеристики признанным рокотовским шедеврам.

Искусство ХIХ века представлено в коллекции именами С.Ф. Щедрина, братьев Чернецовых, В.А. Тропинина, И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, В.В. Верещагина, В.Д. Поленова, И.Е. Репина и многих других.

В собрании хранится один из вариантов известного сюжета В.А. Тропинина - «Пряха». Исследователи склонны видеть в этом небольшом полотне один из первых опытов обращения Тропинина к любимой теме, добавляя предположение об исполнении его с натуры. Действительно, в облике молодой женщины можно увидеть некоторые подтверждения этому: она явно позирует, повинуясь инструкции «не двигаться», в ее лице много индивидуальных черт – в них ясно прочитывается малоросский типаж. Однако, в этом полотне немало признаков типизации и обобщенности образа.

Пейзажная живопись ХIХ века открывает целую плеяду прославленных мастеров этого жанра. С.Ф. Щедрин один из них. «Новый Рим» с уверенностью можно назвать целой пейзажной серией. Под одним названием сегодня известно восемь вариантов известнейшей панорамы. Это объясняется необыкновенной популярностью полотна, принесшего молодому автору европейскую славу.

Русский пейзаж особенно тонко воплотился в творчестве А.К. Саврасова. Его картина «После дождя» - украшение коллекции. Особая характерность и глубина чувства в этом пейзаже сочетается с живым пленэрным изображением мотива. Раскисший проселок, высокое облачное небо с проблесками чистой лазури, раскинувшиеся дали – пейзаж во многих качествах напоминает быстрый этюд, в котором акценты расставлялись с учетом особого, трепетного, преходящего состояния в природе.

В коллекции «Живопись» представлены ключевые имена русской живописной школы второй половины ХIХ века – И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.В. Верещагин, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов. Интересным и поистине новым взглядом на трактовку сюжета можно назвать работу И.Е. Репина - эскиз к картине «Садко в подводном царстве». Обращение Репина к сказочно-былинному образу только лишний раз подчеркнуло необыкновенную широту его тематического диапазона и глубину большого таланта. Кроме того, Репин сумел реализовать его не в иллюстрации, а в станковой картине.

Искусство рубежа ХIХ и ХХ веков представлено в Таганрогском художественном музее произведениями художников различных направлений В.А. Серова, К.А. Коровина, В.Э. Борисова-Мусатова, С.А. Виноградова, П.П. Кончаловского, А.В. Лентулова и др.

Настоящим украшением этого раздела является работа В.А. Серова - «Портрет Е.С. Карзинкиной». Этот портрет стал первым откликом на пережитые Серовым впечатления от известной выставки в Таврическом дворце. Современники художника, обнаружив в нем явную ориентацию на живопись ХVIII века, дали красноречивую оценку этому стилистическому эксперименту Серова. Весной 1906 года, на выставке «Союза русских художников», портрет стал «одним из самых интересных мест выставки».

Наиболее ценным экспонатом собрания следует назвать пейзаж И.И. Левитана «Вечерние тени». «Вечерние тени» экспонировались на ХХП передвижной выставке в 1894 году, одновременно с картиной «Над вечным покоем». Современники, анализируя живопись Левитана, отмечали и преобразования манеры художника и иное, более эмоциональное отношение к цвету. Под впечатлением новой живописи И.И. Левитана, и в частности, давая характеристику его вечерним пейзажам, И.Э. Грабарь отметил что художник «… действительно не знает соперника в изображении вечернего света, вечерней тишины».

У истоков формирования Таганрогского художественного музея стоял А.П. Чехов. В связи с этим, коллекция произведений изобразительного искусства художников-таганрожцев современников А.П. Чехова, является одним из важных разделов живописной коллекции. Первые живописные полотна поступили в музей от таганрогского художника Д.М. Синоди-Попова. Принесенные в дар живописные портреты «Письмо. Портрет С.И. Блонской» и «Портрет скульптора Л.Е. Егорова» положили начало формированию отдела работ таганрогских художников. Спустя год, из музея Императорской Академии художеств, в числе переданных работ на временное хранение, пришла и конкурсная картина выпускницы Академии художеств С.И. Блонской «Девочки. Вербное воскресенье». Сегодня работы таганрогских художников один из самых интересных и ценных разделов живописной коллекции Таганрогского художественного музея. На протяжении многих десятилетий музей продолжает традицию комплектования фондов живописными работами талантливых таганрогских художников - наших современников. Вплоть до сегодняшнего дня традиционными стали дарственные приношения с персональных выставок, ежегодно устраиваемых в стенах музея. Достойно продолжают традиции старых таганрогских мастеров и наши современники – М.А. Новиков, М.А. Сычев, И.Г. Дереберя, Л. А. Стуканов, Н.Н. Ливада.





КОЛЛЕКЦИЯ «ГРАФИКА»



Коллекция графики Таганрогского художественного музея является самой обширной среди других коллекций музея, в ней представлены работы более трехсот шестидесяти мастеров.

Искусство графики ХVIII века представлено коллекцией гравюр, поступивших в собрание Таганрогского художественного музея в основном в 1970-е годы из запасников Государственного Русского музея. Эта коллекция малочисленна – всего около десятка листов, но калейдоскоп имен авторов этих работ – А. Зубов, Г. Шмидт, Е. Чемесов, вошедших в созвездие лучших художников «золотого века», снискавших себе славу в области создания гравюр - вызывает неподдельный интерес.

Блестящими образцами гравюры следует назвать работы Ф. Толстого к поэме И. Богдановича «Душенька». Эти иллюстрации Толстой выполнил в технике «гравюры очерком», ограничивая эффект теней и штрихов, по собственным рисункам. Настоящие иллюстрации - ярчайший пример стилистики классицизма, господствующей в первой трети ХIХ века.

Настоящими шедеврами следует назвать офорты И.И. Шишкина, датированные 1980-ми годами - временем расцвета творчества этого знаменитого художника.

Среди работ этого раздела следует упомянуть о великолепных произведениях Н. Самокиша, И. Мясоедова, А. Кившенко, Н. Сверчкова, М.А. Зичи. Особенно следует подчеркнуть присутствие в коллекции нескольких офортов В.А. Серова. Это иллюстрации к басням И. Крылова – «Щука», «Волк и журавль», «Волк и пастух», а также «Портрет В. Матэ» и «Пейзаж. Домотканово». Коллекцию гравюры этого периода украшает и монотипия Е.С. Кругликовой «Вандомская колонна».

Интересным покажется и раздел гравюры советских авторов: 21 ксилография В.А. Фаворского, литографии А.Ф. Пахомова и А.Н. Самохвалова, К.И. Рудакова, 12 листов М.Х. Горшмана, 13 автолитографий Е.А. Кибрика, линогравюры А.А. Кравцова, В.А. Ветрогонского, И.А. Соколова. Представляет особый интерес подборка гравюр – иллюстраций к произведениям русских и зарубежных классиков, сказкам.

На сегодняшний день раздел рисунка насчитывает более тысячи единиц хранения. Это наброски, зарисовки, эскизы, законченные работы, исполненные графитом, углем, сангиной. Особенно ценной представляется коллекция рисунка русских художников.

Карандашный набросок с натуры И.Е. Репина «Римский-Корсаков дирижирует», карандашный композиционный эскиз к живописному произведению В.И. Сурикова «Посещение царевной женского монастыря», пейзажные этюды И.И. Шишкина, зарисовки Ф. А. Малявина, В.Е. Маковского, М.В. Нестерова, Л.С. Бакста, К.С. Петрова-Водкина, Н.П. Ульянова, Б.С. Григорьева. Этот набор не столь обширен, но представляет собой основной костяк русской графики в собрании Таганрогского художественного музея. Значительную часть этого раздела представляют рисунки советских авторов. Немало среди них работ ростовских и таганрогских художников-графиков.

Коллекция акварели Таганрогского художественного музея насчитывает 170 произведений. Среди ценных экземпляров русской акварели следует назвать два акварельных портрета П.Ф. Соколова, лист В.И. Сурикова «Помпея», блестящую акварель Л.О. Премацци работы художников-рубежников – С. В. Малютина, К.А. Сомова, В.М. Васнецова, А.Н. Бенуа, В.А. Серова, И.Я. Билибина, В.Э. Борисова-Мусатова. Существенно обогатили раздел акварели одни из последних поступлений – в 2005 году в состав раздела графики вошло 26 акварелей американского абстракциониста В. Иляхинского, в 2008 году - 8 листов известного советского художника В.И. Рейхета.



КОЛЛЕКЦИЯ

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»



В коллекции «Декоративно-прикладное искусство» представлены разнообразные предметы, как по назначению: посуда, мебель, ткани, предметы культового искусства, так и по материалу (фарфор, фаянс, полуфаянс, глина, металл, дерево, стекло), по технике изготовления.

Начало этой коллекции положили 143 предмета, пришедших в собственность художественного музея в 1976 году при разделе фондов Краеведческого музея. Тогда коллекция пополнилась образцами русского фарфора ведущих фабрик ХIХ века – Императорского фарфорового завода, заводов Гарднера, А.Г. Попова, братьев Корниловых, М.С. Кузнецова, фабрик Сафронова, Батенина и др. Ценная составляющая русского фарфора пришла в коллекцию из частных домов-особняков города. Среди поступивших в 1920-х годах предметов отдельные вещи имели статус настоящих раритетов. До сих пор в коллекции Таганрогского художественного музея хранятся – отдельные предметы именного, т.н. «платовского» сервиза, а также часть «этрусского сервиза», исполненного под личный заказ императора Николая I. В разделе фарфора появились даже единичные экземпляры известных европейских порцелиновых мануфактур – Императорского Венского завода, Майсена (Саксония), Севра (Франция).

На сегодняшний день коллекция музея сформировала интересный, хотя не полный перечень предметов известных фарфоровых заводов – частных фабрик братьев Гулиных, А.Я. Орлова, братьев Тереховых, Киселева. Интересно представлена, в целом, стилистическая сторона отдельных предметов, выполненных в стилистике необарокко, модерна и других исторических стилей.

Общее количество предметов, относимых к промысловому творчеству составляет значительную часть коллекции – это более 300 предметов. В их числе дагестанская керамика («Всадник на верблюде», «Дракон», «Козел»), жостовские подносы известных современных мастеров - Графова Б.В., Филиппова С.А, Кледовой З.А., Гогина Н.И., дымковская и филимоновская игрушка, гжельская керамика, а также изделия русской лаковой миниатюры известных центров (Палех, Федоскино, Мстера, Холуй). Наиболее интересным и востребованным на выставках и мероприятиях является раздел традиционных народных промыслов. Эти произведения часто украшают музыкально-художественные праздники, проводимые в стенах музея для взрослой и детской аудитории. Главной задачей экспонирования этих предметов является демонстрация видового многообразия традиционного искусства, особенностей применяемых техник, богатства орнаментальных мотивов, художественно-стилистических отличий памятников отдельных областей. Поэтому частыми экспонентами на музейных выставках становятся произведения народного искусства Хохломы, Дымково, Филимоново.



КОЛЛЕКЦИЯ «СКУЛЬПТУРА»



Собрание скульптуры является самым малочисленным из четырех основных коллекций Таганрогского художественного музея. В его основу положено небольшое собрание отечественной станковой скульптуры ХIХ века, которая представлена различными по стилю, тематике и образной трактовке произведениями крупнейших мастеров, таких как Ф.П. Толстой, И.П. Мартос, П.К. Клодт, Е.А. Лансере, Н.С. Пименов, М.М. Антокольский. Кроме того - малоизвестных авторов – А.Л. Обера, А.Е. Фолетти, И.Я. Гинцбурга. Неиссякаемый источник познания отечественной культуры и искусства – скульптурные работы неизменно включаются в экспозицию и выставки, которые устраиваются в залах художественного музея.

Формирование коллекции началось с 62 предметов, пришедших в музей в результате разделения фондов Краеведческого музея. Тогда в музей поступили блестящие образцы русской скульптуры – две скульптурные группы «Укротители коней» Клодта, модель памятника «Минину и Пожарскому» Мартоса, образцы «кабинетной» скульптуры Лансере («Витязь», «Джигитовка кубанских казаков»), а также модель памятника адмиралу М.П. Лазареву Н.С. Пименова. С 1970-х годов в коллекции скульптуры имеется раздел европейских образцов - бронзовая аллегорическая фигура М. Клода «Аллегория мира» мраморные скульптуры А. Фрилле «Нимфа» и н. скульптор ХIХ века «Мадонна с младенцем».

Интересный раздел коллекции представляют работы таганрогского скульптора Л.Е. Егорова – гипсовые барельефы и несколько крупноформатных работ, в числе которых наибольший интерес представляют «Смеющийся парень» и «Портрет Екатерины II» (бюст). Особое место занимает ряд образцов плоской скульптуры (барельефов). Из них три барельефа Ф.П. Толстого придают определенный вес этой незначительной коллекции.

Редкая по своему содержанию и грамотно сформированная многими поколениями, коллекция позволяет Таганрогскому художественному музею принимать участие в ярких, значимых, всероссийских выставочных проектах.
Чем больше я сплю , тем меньше от меня вреда :)


Иногда некоторым личностям корону на голове хочется поправить лопатой


Аватара пользователя
El jaguar
Ветеран
Ветеран
Сообщения: 2118
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 22:55:42
Прибор: на 2 часа
Имя: Ягуар ( Микки )
Откуда: WWW
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 996 раз

Re: Таганрогский художественный музей

Сообщение El jaguar » 25 май 2012, 07:35:43

Часть экспозиции ...

Мокрицкий А.Н. "Девушка на карнавале. (Мария Джолли)" х.м., 1840 г.
Изображение
Григорьев Б.Д. "Парижское кафе" картон, пастель, 1913 г.
Изображение
Коровин К.А. "Терраса" х.м., 1915 г.
Изображение
Маковский К.Е. "Крестьянский обед в поле" х.м., 1871 г.
Изображение
Левитан И.И. "Ранняя весна" х.м., 1897 г.
Изображение
Тропинин В.А. "Пряха" х.м., 1820-е гг.
Изображение
Дмитриев-Оренбургский Н.Д. "Стрелецкий бунт" х.м., 1862 г.
Изображение
Щедрин С.Ф. "Новый Рим. Замок св. Ангела" х.м., 1825 г.
Изображение
Кончаловский П.П. "Пейзаж. Лодки. Кассис" х.м., 1913 г.
Изображение
Репин И.Е. "Портрет Рубинштейна" х.м.
Изображение
Антропов А.П. "Портрет Петра I" х.м., 1772 г.
Изображение
Никитин П. "Портрет Натальи Кирилловны Нарышкиной" х.м., конец ХVII века
Изображение
Блонская С.И. "Девочки. Вербное воскресенье" х.м., 1900 г.
Изображение
Серебрякова З.Е. "Натюрморт со спаржей и земляникой" х.м., 1932 г.
Изображение
Чем больше я сплю , тем меньше от меня вреда :)


Иногда некоторым личностям корону на голове хочется поправить лопатой


Вернуться в «Фото»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей

  • Реклама