• Реклама

"Американский" мост. Ростов - на - Дону.

Аватара пользователя
Admin
Администратор
Администратор
Сообщения: 11382
Зарегистрирован: 26 сен 2011, 12:27:52
Прибор: Тетя Дуся
Имя: Игорь
Откуда: город К.
Благодарил (а): 2809 раз
Поблагодарили: 3945 раз

"Американский" мост. Ростов - на - Дону.

Сообщение Admin » 14 май 2012, 21:11:47

Разводной, железнодорожный мост через Дон (Ростов-на-Дону).
Начну с того что 2 (14) июля 1875 года состоялось официальное открытие движения поездов по новому железнодорожному направлению Ростов – Владикавказ. В постройке линии принимало участие около 17 000 человек привлеченных из внутренних российских губерний. Нужно отметить что, имея в те годы в своём распоряжении только телеги запряженные лошадьми, ручные тачки, лопаты и заступы, без использования каких либо сложных механизмов и техники, дорога со всеми инженерными и гражданскими сооружениями была построена довольно быстро. Всего за три года ( и именно так и было запланировано) благодаря выносливости, трудолюбию, сноровке и мастерству неприхотливого в быту русского человека, вооруженного простейшими орудиями труда дорога была построена и пущена в эксплуатацию.
В том же, 1875 году, открылся для движения первый разводной мост через Дон с отверстием 123 сажени, спроектированный и построенный инженером путей сообщения Э.М. Зубовым. Поезда, отправленные со станции ростов на юг, сначала по малому мосту пересекали реку Темерник, затем въезжали на большой мост через Дон. Это был одноколейный металлический мост, имевший пять пролетов. Средняя его ферма (разводная часть), вращаясь по горизонтали на опорном быке, установленном по ее центру, разворачивалась, на 90 градусов. Зафиксированная в таком положении ферма открывала по фарватеру два прохода для пропуска речных судов.
Изображение
Изображение
Изображение

С ростом объемов перевозок, особенно после пуска Новороссийской линии и выходов к Волге и Каспийскому морю, потребовалась коренная его реконструкция. На смену одноколейному мосту через Дон в 1912-1917 годы был возведен новый, трехпролетный, теперь уже двухпутный, мост с вертикально поднимающейся фермой, спроектированный профессором С.И. Белзецким с участием крупнейшего ученого-мостостроителя профессора Н.А. Белелюбского и профессора Г.П. Передерия. Этот мост был первым в России разводным мостом вертикально-подъемной системы. Подъемная его часть устроена по проекту американского инженера Гутнера. Видимо, поэтому жители Ростова называли его “американским”. Все металлические конструкции для него изготовлены в России, на Мальцевском заводе. Прежний мост в 20-е годы был разобран, а его конструкции использованы на строительстве железной дороги Сочи-Адлер.
Лифтовые конструкции моста созданы по чертежам архитектора Гюстава Эйфеля, создателя знаменитой Парижской башни.
Вот фото сделанное примерно 1913 – 1914 год. Кто эти смелые девушки теперь наверное уже не узнать. Это фото как раз с нового, «американского» моста (если присмотреться, то видно строящееся здание Рецкера-Хосудовского на Таганрогском (взорвано немцами в 1942-м), собор Александра Невского (взорван коммунистами в 1927), крытые павильоны старого базара (один из двух сохранился до сих пор), дом братьев Дутиковых и некоторые другие постройки. Хлебные склады на набережной большинстве своем войну не пережили).
Изображение
Изображение
Вот тут можно видеть и старый и новый мост
Изображение

Такие мосты были разработаны и впервые применены в Северной Америке еще в конце XIX века. Разводная его часть представляла собой ферму пролетом 62 метра, весом 729 тонн, поднимавшуюся за 75 секунд на высоту 38,8 метра с помощью электромоторов и противовесов, посредством канатов, составленных из стальных проволок и пеньковой сердцевины, и блоков диаметром 3,5 метра, устроенных на двух высоких башнях. … Именно и только этот мост через Дон, построенный в 1917 году, был первым в России и Европе мостом с разводной частью вертикально-подъемной конструкции.
“Американский” простоял с 1917 года до начала Великой Отечественной войны. 21 ноября 1941 года, накануне первого отступления наших войск из Ростова-на-Дону, он был взорван.
Изображение
Вместо него все военные годы исправно работал так называемый “литерный” мост, построенный в качестве резервного по особому заданию (литеру) в первые месяцы войны. Он трижды выводился из строя и каждый раз в спешном порядке восстанавливался по временной схеме.
1943 год. Одно из восстановлений моста.
Изображение
Фото военных лет
Изображение
Из кадров немецкой кинохроники времён ВОВ
Изображение
Изображение
В 1945 году был пущен новый мост, возведенный на опорах бывшего “американского”. Он не имел подъемного пролета и потому ограничивал пропуск крупнотоннажных судов. И только в 1952 году, почти одновременно с открытием судоходного Волго-Донского канала, был сдан в эксплуатацию последний (третий) железнодорожный разводной мост, построенный на месте разобранного “литерного”. Своей конструкцией он повторяет “американский”, но внешние очертания изменились.
Вот тут хорошо видны опоры старого моста
Изображение
Изображение
В декабре 2010 года был пущен в эксплуатацию новый автомобильный мост ( построенный кстати очень быстро так как Ворошиловский мост был «угроблен» и нужно было решать транспортную проблему) который к сожалению закрывает вид на разводной мост. Жаль, но что тут поделать
Изображение
Помощь в развитии форума Помощь Форуму
Каждый оригинален в меру своей оригинальности © Mi vida sin cera
Изображение


Аватара пользователя
GanZ
Старожил
Старожил
Сообщения: 642
Зарегистрирован: 01 июл 2012, 15:11:43
Благодарил (а): 138 раз
Поблагодарили: 133 раза

Re: "Американский" мост. Ростов - на - Дону.

Сообщение GanZ » 09 апр 2015, 18:23:54

О, знакомая статья. :-)
shmurdyak


Вернуться в «Старинные фотографии»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: CommonCrawl [Bot]

  • Реклама