Изображение
Общайся на форуме и получи денежный приз! Подробнее

Эволюция Меча на Руси

Igrек

Сообщение

Для начала нужно признать что у восточных славян – наших предков , такой вид профессионального вооружения как мечи и сабли, а ровно как общественная формация- дружинная культура, маркерами которой и являются эти узкоспециализированные инструменты военного ремесла , отсутствовали как класс. По крайней мере, находок такого вида оружия на достоверно славянских поселениях и захоронениях не обнаружено, можно конечно сослаться на отсутствии традиции давать покойнику с собой такой дорогой девайс, или вообще дороговизну изделия что бы ей разбрасываться, но к сожалению не найдены не только мечи и сабли, но отсутствуют полуфабрикаты и брак изделий, которые присутствуют в ремесленных центрах западной и северной Европы которые достоверно точно их изготавливали.

Появлением в середине- конце 9 века на территории ставшей впоследствии средневековым государством Русь, меча, мы обязаны скандинавам. Такие мечи с легкой руки Кирпичникова А Н в нашей стране названный мечом каролингского типа, во все остальном мире их называют мечом «Эпохи Викингов» . Это меч длиной 80-100см и весом 1200-1500 грамм. Причем вес меча 1500 грамм достаточно редкая находка. Общепринятой классификацией мечей эпохи Викингов в научном мире считается типология Яна Петерсона «Норвежские мечи эпохи Викингов.»
Эволюция Меча на Руси - 1.jpg
Классификация затрагивает в основном типы рукоятей, и представлена на следующей фотографии , очень приблизительно. Типология клинков у мечей эпохи викингов в науке успеха не имела, во-первых отвратный сохран, во вторых так и не была определена закономерность размеров клинка от хронологии изготовления.

Основным поставщиком информации о мечах эпохи Викингов на Руси служат раскопки дружинных захоронений: Гнездово, Чернигов (Черная Могила, Гульбище) Шестовицы и т.д.

Мечей ранних типов А, В, С, на территории Руси не найдено, что говорит о достаточно позднем знакомстве с мечами и видимо их носителями, Единственная находка: элементы рукояти типа В найдены при раскопках поселения Гнездово, видимо ремесленного центра.

Кстати мечи А, В, С, большОй частью были однолезвийные, а находок однолезвийных клинков на Руси нет вообще кроме очень спорной находки под Монастыршей ( Кирпичников 1966) по современным исследованиям это скармасакс.

Запчасти рукояти меча типа В
Эволюция Меча на Руси - 2.jpg
Тип D1,D2
Эволюция Меча на Руси - 3.jpg
D1

Один из самых редких, сложных в изготовлении и богато украшенных рукоятей

Сложная конструкция рукояти, перекрестие основание навершия и навершее полое , каждый элемент , перекрестие, основание навершия, и навершие состоит из двух скорлупообразных частей отлитых отдельно и соединеных штифтами на каркасе из железа и только потом смонтированных на клинок. Навершие крепится с помощью расклепа хвостовика (у меча типа D1навершие крепиться с помощью U-образной скобы.Показанный ниже меч найден в кургане С-2 Гнздовского курганно комплекса в захоронении знатного война. Погребение выполнено по скандинавскому обряду.На Клинке имеются остатки клейма окружность и крест. Погребение датируется 920-930 гг.
Эволюция Меча на Руси - 4.jpg
Эволюция Меча на Руси - 5.jpg
Тип Е

Перекрестие, основание навершия и навершие из железа, навершие полое, закреплено в расклеп хвостовика. Имеется клеймо «Ульфберт» перед последним «Т» стоит крест. По данным металлографии сталь такого меча (крест перед «Т»)по качеству очень близка к современной У10.

Меч обнаружен в Кургане С-15 Гнздово. Погребение по скандинавскому обряду.
Эволюция Меча на Руси - 6.jpg
Эволюция Меча на Руси - 7.jpg
Эволюция Меча на Руси - 8.jpg
Эволюция Меча на Руси - 9.jpg
Тип H/I

Самый распространенный тип меча

Перекрестие и и основание навершия сплошное из железа, треугольное навершие полое крепиться на U-образной скобе, с расклепом на внутренней части основания.

Перекрестие, основание навершия и навершие украшено всечкой медной или сребренной проволоки. Меч найден в кургане L-35Гнездово. Скандинавский тип погребения.
Эволюция Меча на Руси - 10.jpg
Эволюция Меча на Руси - 11.jpg
Меч Тип T-2. Тип датируется концом эпохи викингов, отличается от предыдущих внешне похожих типов изменением соотношений размеров элементов рукояти, перекрестие растет навершие и основание навершия уменьшается. Рукоять меча начинает приближаться к знакомым очертаниям "рыцарских" мечей. Поднят из кургана №3 Гнездово
Эволюция Меча на Руси - 12.jpg
Эволюция Меча на Руси - 13.jpg
Эволюция Меча на Руси - 14.jpg
Мечи собственно производства или по крайней мере мечи собственного типа на Руси появились довольно поздно в конце X начале ХI века. Впервые такие мечи выделил из общей массы находок Анатолий Николаевич Кирпичников в 1966 в единый тип А-местный. Собственно меч как и прежде представлял собой формой клинка типичный меч эпохи викингов или каролингский меч(по Кирпичникову) но имел уникальную по форме и отделки рукоять которая встречалась не на территории Восточной Европы только однажды, обломок перекрестия меча типа А-местный был найден в Кунгс-Хюсбю провинции Уппланд, Швеция и является вторичной по отношению к находкам у нас. Мечи группы состоят из трехчастного навершия, декоративно отделенного( в отличии от своих предшественников основание навершия и навершие которых две разные детали) от слегка изогнутого к верху основания навершия. Перекрестие слегка изогнуто в сторону клинка.

Овальная в сечении рукоять отлита из бронзы или серебра. Навершие, перекрестие, и рукоять украшены гравированным орнаментом с чернением.

На основе орнаментации известный украинский исследователь мечей эпохи Викингов Федор Андрощук в своей монографии «Мечи Викингов» (2013) выделил три основных варианта изобразительных мотивов мечей типа А-местный.

Вариант «Киев».

Название получили месту первой находки с таким изобразительным мотивом.
Эволюция Меча на Руси - 15.jpg
Вариант «Карабичев –Рязань»

Изобразительный мотив орнаментации назван по месту находки меча с рукоятью без навершия (Карабичев), орнаментационно идентичная рукояти - навершие из Рязани.Рукоять богато декорирована растительным мотивом в византийском стиле. Изящно изображенные побеги и завитки имеют точно такой же характер , как и мотивы некоторых росписей Софийского собора в Киеве.
Эволюция Меча на Руси - 16.jpg
Вариант «Глуховцы»

Рукоять меча из Глуховцов украшена двумя различными орнаментами .

Основание навершия и перекрести имеют следы серебряной инкрустации с мотивом переплетающихся лент. Бронзовая рукоять украшена комбинацией растительного мотива и узлов.

Слева фотография справа прорисовка.
Эволюция Меча на Руси - 17.jpg
Техника декора этих мечей говорит о том что они были несомненно ценными объектами высокого социально статуса. К сожалению все показанные на ч/б фотографиях мечи были утрачены в результате окупации Киева и в эвакуации.

Единственный меч типа А-местный варианта «Киев», находящийся в Государственном Музейном Фонде Российской Федерации, был найден в Мордовии в 1989 году близ села Пурдошки.
Эволюция Меча на Руси - 18.jpg
При реставрации меча в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря заведующая сектором отдела физико-химических методов исследований А. Я. Мазина провела металлографический анализ клинка и деталей рукояти. При исследовании клинка меча из с. Пурдошки для выяснения состава металла был применен метод рентгенофлуоресцентного спектрального анализа. В результате был определен следующий состав клинка: железо (99,30, медь (0,40), цинк (0,30), марганец (0,03). (по сути сыродутная железная крица)

Меч до реставрации.
Эволюция Меча на Руси - 19.jpg
Все детали рукояти полые внутри. Толщина стенок составляет 2 мм. Взвешивание показало, что общий вес деталей рукояти составляет 326,5 г. Навершие весит 152,2 г., трубка рукояти - 75,4, перекрестие - 98,9 г.

Металлографический анализ показал, что перекрестие и навершие выполнены из похожего сплава, представляющего собой бронзу с низким содержанием олова. В составе сплава трубки олова еще меньше, чем в бронзе перекрестия и навершия. Черневой орнамент нанесен с помощью сплава, содержащего свинец в значительно большем количестве, чем бронза основы. Он представляет собой темные окислы свинца и меди.

По мнению В. Н. Шитова, орнамент состоит из неглубоких бороздок, заполненных чернью. В. Казакявичус считает, что первоначально элементы рукояти были протравлены кислотой, затем углубления были заполнены смесью медного порошка и серы. Рукоять была затем нагрета и отполирована. Похожий метод нанесения черни описан в работе Т. И. Макаровой "Черневое дело Древней Руси".


Детальный осмотр рукояти меча из с. Пурдошки показал, что наиболее вероятной представляется точка зрения, высказанная В. Н. Шитовым. В верхней части навершия до реставрации были отчетливо видны канавки, в которых черновая смесь отсутствовала. Глубина и характер стенок канавок свидетельствует, что детали рукояти отливались с заранее нанесенным контуром углублений под орнамент.

Меч после реставрации.
Эволюция Меча на Руси - 20.jpg
Для определения времени изготовления меча из с. Пурдошки большое значение имеет орнаментальная композиция рукояти. Центральное место на навершии рукояти занимает стилизованное изображение лица. Круги, расположенные в центре, символизируют глаза, а ромб, находящийся ниже, по всей видимости, рот, окаймленный усами и бородой. На боковых частях навершия - помещены триквестры с завернутыми в спираль концами, представляющие собой, по мнению В. Д. Артемовой и В. Н. Шитова, солярные знаки.

В. Д. Артемова и В. Н. Шитов акцентировали внимание на семи знаках, расположенных в нижней части навершия, при пересечении орнаментальных линий. Знаки расположены слева направо в такой последовательности: кольцо; темный овал, повернутый верхней частью влево; кольцо с точкой посередине; большое кольцо со смещенной влево точкой; светлый овал с двумя перемычками, повернутый верхней частью вправо; малое кольцо; светлый овал с одной перемычкой посередине, повернутый верхней частью вправо. Однако авторы не дают интерпретации указанных знаков. Вполне возможно, в данном случае мы имеем дело либо с зашифрованной надписью - оберегом владельца, либо с символами семи определенных объектов.

Трубка рукояти пурдошанского меча покрыта орнаментом в виде чешуи. Это дает основание считать общую композицию рукояти художественным отображением либо мифа о схватке Перуна с его змееподобным врагом Змилуаном, либо мифической схватки Тора и мирового змея Ёрмунганда перед концом мира. Битва Тора с мировым змеем была широко распространенной темой изображений на щитах, о чем свидетельствуют щитовые драпы (стихотворения, в которых описываются картины, воспроизведенные на дорогом щите, подаренном конунгом скальду). Сложность ситуации заключается в том, что миф о Перуне восстанавливается лишь частично по его следам в белорусской и некоторых других славянских традициях. К тому же военные дружины на Руси были в большинстве своем полиэтничными, что приводило к смешению различных культов.

Прорисовка орнамента.
Эволюция Меча на Руси - 21.jpg
Использованная Литвература: Sergej Yu. Kainov "SWORDS FROM GNЁZDOVO", А. Н. КИРПИЧНИКОВ ДРЕВНЕРУССКОЕ ОРУЖИЕ Выпуск первый МЕЧИ И САБЛИ IX-XIII вв., Ф.Андрощук "Мечи Викингов", Статья А.А. Беговаткина. "Древнерусский меч Х века из окрестностей с.Пурдошки"
Источник: pikabu.ru


Вернуться в «Археология»